ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (подготовительная группа)

Статья, посвящённая проблеме  музыкальной культуры дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

 

Чеснакова Ю.Ю.

МБДОУ ДС №21   «Сказка»  

г. Старый Оскол

Введение.  Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности, чему способствует слушание классической музыки.

       Музыка — мощное средство воздействия на человеческие эмоции.  

Б.М. Теплов называл музыку «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему что происходит в нем и в самом человеке . Художественные переживания, заложенные в музыкальных произведениях, способны вызвать у человека целую гамму чувств: от печали до радости. Она вдохновляет на подвиги и великие дела. Но может и наоборот подтолкнуть к бессмысленным поступкам и даже варварству.

 Именно классическая музыка несёт слушателю идеи нравственности, благородства, гуманизма. Мелодии, созданные сто, двести лет назад и сегодня актуальны и имеют глубокое воздействие на формирование личности человека. И особенно ребёнка-дошкольника. Произведения высокохудожественного уровня должны окружать ребёнка и расширять круг его музыкальных познаний.

Чаще всего дома детей окружает музыка радио и телевидения, то, что

Д.Б. Кабалевский назвал метким выражением «музыкальный мусор». Он прочно оседает в детской памяти. Необходимо сформировать у детей своеобразное музыкальное поле, которое станет впоследствии предпосылкой формирования интереса к серьёзной музыке. Дети редко посещают заведения культуры и слушают живую музыку. Поэтому музыкальные занятия в детском саду —  как правило, единственный «оазис», где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них.

 Современные взгляды на процесс формирования детской личности опираются не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то  воспитание ценностных ориентиров связано, прежде всего, с воздействием на эмоциональную сферу человека, которая, в свою очередь, способствует превращению ценностных установок в его убеждения. Нравственные и эстетические качества необходимы  для  формирования культурной личности. И чем раньше малыш начнёт это осознавать и принимать, тем больше общечеловеческих качеств будет заложено в его личности.

 Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач... и призвана решать... самую главную — воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки.... В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи".

        Цель влияния музыки на воспитание детей – это приобщение к музыкальной культуре в целом. Музыка, способна воздействовать на всестороннее развитие личности, побуждает ребёнка к нравственно-эстетическим переживаниям, способствует  преобразованию окружающего мира, активизирует мышление. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: охватывать всех детей и быть всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребёнка.

Всесторонность музыкального воспитания  - один из эффективных путей нравственного обогащения формирования личности ребёнка. Происходит активизация его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Музыка объединяет детей в их едином переживании, становится средством общения между ними.  Благодаря сформированным основам межличностной культуры, ребёнок в дальнейшем лучше адаптируется к новым социальным условиям. Таким образом, приобретаются не только знания, умения и навыки, но и определённые качества личности, а так же социальная состоятельность.

Программа  О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», скорректирована на основе федеральных  государственных образовательных стандартов дошкольного образования, отразила концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Анализ педагогических наблюдений и диагностика помогли выявить ярко выраженное желание у детей слушать классическую музыку, интерес  и позитивное отношение к ней.  Вспоминая встречи в музыкальной гостиной «Карнавал  животных» по творчеству К. Сен-Санса  (с просмотром балетных номеров), хочется отметить, что дети, просмотрев и прослушав музыкальные фрагменты, были переполнены впечатлениями от увиденного и настолько  поглощены музыкой и танцем, что не могли сдержать эмоций.  А в музыке П.И.Чайковского дети  шести лет, способны самостоятельно уловить подлинные звуки природы (порыв ветра, шум дождя, падение листвы, скачущих лошадей).

Вывод: важность и значимость слушания классической музыки в формировании общественной культуры личности дошкольника особенно актуально в наше время. Объективная реальность современной жизни противоречива. С одной стороны – разрушительные моменты в воспитании, господство поп. культуры, эстетизация зла, манипулирование психикой средств массовой информации, упрощение художественной сущности искусства. С другой – стремление к обновлению, окультуриванию и одухотворению образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование общей культуры личности детей

данный матерьял определяет работу педагогов, родителей с детьми в развитии и формировании толерантной личности....

«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»

Открытое мероприятие музыкального руководителя Лебедевой С.Н.«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»...

Влияние классической музыки на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Статья раскрывает важность музыки, которая занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста....

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Статья, посвящённая проблеме  музыкальной культуры дошкольников...