формирование общей культуры личности детей
консультация (старшая группа) на тему
данный матерьял определяет работу педагогов, родителей с детьми в развитии и формировании толерантной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«,,, Необходимости возрождать традиции народа,
широко внедрять их в общество и семью»
В. А. Сухомлинский
Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности воспитанника.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного нравственно – эстетического развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воспитание состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации участия родителями в жизнедеятельности детского сада и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает положительные результаты. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
В нашем детском саду решаются задачи по приобщению детей к культурному наследию Среднего Поволжья: татарского, чувашского, мордовского и русского народов нашей многонациональной России. Для решения этих вопросов проводились с детьми знакомства с этнической культурой , включением мульти культурного материала во все виды детской деятельности, и, безусловно, взаимодействие с родителями в процессе сотрудничества и сотворчества в реализации всех задач.
Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.
С помощью анкетирования были получены следующие результаты:
- 25 % родителей не придают значения своей национальной принадлежности
- 71 % родителей знают и уважают свои национальные корни
- 4 % соблюдают все традиции и обычаи своей национальности.
Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле, направленное на формирование этнокультурной социализации ребенка в обществе и взаимодействия работы с родителями и педагогами детского сада.
Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах толерантного развития ребенка, стало вовлечение родителей в организации народных праздников в нашем детском саду. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа, к культуре в целом, являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.
Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.
Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.
Развлечения и праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Для разработки сценариев тематических праздников, развлечений были привлечены и заинтересованные родители, бабушки и дедушки, которые знают традиции своего народа: в тесном содружестве педагогов детского сада и родителей были разработаны сценарии и проведены квест – путешествия по деревням г.о. Тольятти. Дети и взрослые были в гостях в татарской деревне Бритовка, мордовском поселении Шантала, русском селе Васильевка, чувашской деревне Выселки. На «каждом дворе» всех гогстей встречали «хозяева» - родители в национальных костюмах, с песнями, играми, стихами. Дети водили хороводы, играли и получали положительные эмоции от увиденного и услышанного.
Всем запомнилось народное гулянье в нашем саду «Масленица», где роль Масленичного Генерала сыграл папа Арсения. К родителям мы обратились с просьбой сшить девочкам сарафаны, а мальчикам – рубахи, которые можно было надеть на куртки. Так все дети были наряженными, мамы и бабушки пришли в шалях, кокошниках, а дедушка Алисы принес баян. Праздник закончился блинами и чаепитием, и всеобщим удовольствием.
. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников, родителей к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях.
Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «Капустные посиделки» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье, с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В подготовке к этому развлечению была отведена большая роль в домашнем задании: дети и родители «получили» задание – узнать и выучить поговорки и пословицы на родном языке: чувашском, татарском, мордовском и русском. Конечно, это невозможно было сделать без знания своего родного языка. Задание было трудное, но и интересное, некоторые родители признавались, что не так часто говорят на родном языке, но многие хорошо знают свой родной язык, и на празднике мы услышали веселые стихи, частушки и песни о капусте на разных языках народов Среднего Поволжья. Этот фольклорный праздник мы провели в форме лаунж – кафе (тематическое кафе), В своеобразной форме проведения праздников гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. А участие родителей во всех играх, песнях, танцах только еще больше усиливает восприятие действия у всех вместе: детей и родителей.
Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.
Литература
1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.
2. Былеева Л. Русские народные игры – М., 1998.
3. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984.
6. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Конеман, Т.Т. Осокина. – М., 1995.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под. ред. Т. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.
8. Детский праздник / Сост. А. Савина. – СПб., 1997.
9. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000..
11. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.
12. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской» - культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста – Тольятти, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование общей культуры личности в процессе подготовки к календарным праздникам»
Выступление на пед.совете...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-723017-1449667726.jpg)
«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»
Открытое мероприятие музыкального руководителя Лебедевой С.Н.«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667972-1442339060.jpg)
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/01/picture-1273923-1601548160.jpg)
Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду
Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно и...
ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Статья, посвящённая проблеме музыкальной культуры дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1055770-1648451805.jpg)
«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...