формирование общей культуры личности детей
консультация (старшая группа) на тему

Мартьянова Нина Александровна

данный матерьял определяет работу педагогов, родителей с детьми в развитии и формировании толерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_martyanova_2017.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

 «,,, Необходимости возрождать традиции  народа,

  широко внедрять их в общество и  семью»

В. А. Сухомлинский

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в детском саду  должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности воспитанника.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного нравственно – эстетического  развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воспитание состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации участия родителями в жизнедеятельности детского сада и  содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает положительные результаты. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

В нашем детском саду  решаются задачи по приобщению детей к культурному наследию  Среднего Поволжья: татарского, чувашского, мордовского  и  русского  народов нашей многонациональной России.  Для решения этих вопросов  проводились с детьми знакомства с этнической культурой , включением мульти культурного  материала во все виды детской деятельности, и, безусловно, взаимодействие с родителями в процессе сотрудничества и сотворчества в  реализации всех задач.

Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мы провели анкетный опрос.

С помощью анкетирования были получены следующие результаты:

  • 25 % родителей не придают значения своей национальной принадлежности  
  • 71 % родителей  знают и уважают свои национальные корни
  • 4 % соблюдают все традиции и обычаи своей национальности.

Проанализировав данные анкеты, мы определили проблемное поле, направленное  на формирование этнокультурной  социализации ребенка в обществе и взаимодействия работы с родителями и педагогами детского сада.

Одной из форм работы с родителями, направленной на повышение компетентности родителей в вопросах  толерантного  развития ребенка, стало вовлечение родителей в организации  народных праздников в нашем детском саду. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа,  к культуре в целом,  являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей.

Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Развлечения и  праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем. Для  разработки  сценариев тематических праздников, развлечений  были привлечены и заинтересованные родители, бабушки и дедушки, которые знают традиции своего народа: в тесном содружестве педагогов детского сада и родителей были разработаны сценарии и проведены квест – путешествия по деревням г.о. Тольятти. Дети и взрослые были в гостях в  татарской  деревне Бритовка, мордовском  поселении  Шантала, русском  селе  Васильевка, чувашской  деревне Выселки. На «каждом дворе» всех  гогстей  встречали «хозяева» - родители в национальных костюмах, с песнями, играми, стихами.  Дети водили хороводы, играли и получали положительные эмоции от увиденного и услышанного.

Всем запомнилось народное гулянье в нашем саду «Масленица», где роль Масленичного Генерала сыграл папа Арсения. К родителям мы обратились с просьбой сшить девочкам  сарафаны, а мальчикам – рубахи, которые можно было надеть на куртки. Так все дети были наряженными, мамы и бабушки пришли в шалях, кокошниках, а дедушка Алисы  принес баян.  Праздник закончился блинами и чаепитием, и всеобщим удовольствием.

. Проведение таких мероприятий сегодня является особенно актуальным, так как они играют огромную роль в приобщении дошкольников, родителей  к духовным ценностям народной культуры, воспитывают патриотические чувства в детях.

Так же в детском саду проводился фольклорный праздник «Капустные посиделки» по гендерному воспитанию, где дети имели возможность познакомиться с традиционным воспитанием мальчиков и девочек, а так же роли матери и отца в русской семье, с семейно-бытовыми традициями и обрядами России, с народными песнями и танцами, промыслами и ремёслами, загадками и пословицами. В подготовке к этому развлечению была отведена большая роль в домашнем задании: дети и родители «получили» задание – узнать и выучить поговорки и пословицы на родном языке: чувашском, татарском, мордовском и русском.  Конечно, это невозможно было сделать без знания своего родного языка.  Задание было трудное, но и интересное, некоторые родители признавались, что не так часто говорят на родном языке, но многие хорошо знают свой родной язык, и на празднике мы услышали веселые стихи, частушки и песни о капусте на разных языках народов Среднего Поволжья. Этот фольклорный праздник мы провели в форме лаунж – кафе (тематическое кафе),  В  своеобразной форме  проведения праздников гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. А участие родителей во всех играх, песнях, танцах только еще больше усиливает восприятие действия у всех вместе: детей и родителей.

Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей.

Литература

1.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.

  2. Былеева Л. Русские народные игры – М., 1998.

   3. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина. –М.: Просвещение, 1984.

6. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Сост. А.В. Конеман, Т.Т. Осокина. – М., 1995.

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под. ред. Т. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб., 1996.

8. Детский праздник / Сост. А. Савина. – СПб., 1997.

9. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2000..

11. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.

12. Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. «Дети земли Поволжской» - культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста – Тольятти, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»

Открытое мероприятие музыкального руководителя Лебедевой С.Н.«Формирование общей культуры личности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыке»...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду

Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно и...

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Статья, посвящённая проблеме  музыкальной культуры дошкольников...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...