Специфика воспитания общей культуры личности детей и формирование ценностей здорового образа жизни в детском саду
консультация

Вельмесева Марина Юрьевна

Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_vospitaniya_obshchey_kultury.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика воспитания общей культуры

личности детей и

формирование ценностей здорового образа жизни

в детском саду.

                                         

                                                     Инструктор по физической культуре

Вельмесева М.Ю.

Жизнь в современном обществе ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья дошкольника. Приобщение ребёнка к ЗОЖ – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоническое состояние организма, которое позволяет ему быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности.

Целью работы по физической культуре стало воспитание здорового, физически крепкого развитого ребёнка через здоровьесберегающие технологии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- способствовать полноценному физическому развитию детей в процессе их воспитания и образования;

- прививать ребёнку навыки нравственного и культурного поведения, в немалой степени способствующие укреплению здоровья;

- формировать у детей опыт поведения, обеспечивающий эмоциональное благополучие и закладывающий основы их дальнейшей самореализации.

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий надо начинать со средней группы, формируя у дошкольников чувство ответственности за собственное здоровье, приучая их самих, заботится о нём, знакомя с элементарными понятиями о строении и функциях организма и стилями поведения, меняющегося в соответствии с различными ситуациями. Для этого можно провести в группе такие занятия как «Узнай себя», «В гости к капельке», «Глазки подсказки», «Советы Неболейки». Дети в игровой форме изучают части своего тела, знакомятся с гимнастикой для глаз, узнают названия гигиенических процедур и самостоятельно выполняют их. В завершении такой работы может быть праздник «В гости к Мойдодыру» или «Добрый доктор Айболит».

В старших группах актуален цикл занятий по теме «Знай своё тело». Итогом этому будет расширение знаний о строении тела, знакомство с основными правилами поведения, соблюдение которых будет способствовать сохранению здоровья. Знакомится со строением человеческого организма, дети начинают со скелета. Взрослый рассказывает детям о его функциях, правилах оказания первой помощи при ушибах и переломах. Особое внимание нужно уделить позвоночнику, подчеркнув его значение для движений и необходимость бережного отношения к себе при выполнении различных движений и поднимании тяжёлых грузов. Далее с детьми проводятся упражнения развивающие подвижность, гибкость позвоночника.

На занятиях цикла «Главное чудо» речь идёт о работе сердца и изменениях в организме человека, происходящих при его остановке. Далее с детьми проводятся игры, способствующие укреплению сердца: «Попади в цель», «Кто быстрее?» и гонки на самокатах. В конце занятия дети знакомятся с правилами поведения, соблюдение которых помогает сердцу оставаться здоровым на долгие годы.

На занятиях «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет» дошкольники узнают о таком важном органе, как лёгкие. В упрощённой форме дети узнают о функциях органов дыхания, узнают о том, что такое дыхательная гимнастика, а затем думают о том, как можно защитить себя от дыма, пыли и вредных для организма газов.

На занятиях «Роль зрения в жизни человека» дети получают знания об органах зрения, знакомятся со строением глаза и гимнастикой для глаз. В игре «Пройди через рифы» дошкольники получают представление о том, как тяжело передвигаться, не имея возможности видеть. Дети знакомятся с правилами, соблюдение которых помогают сохранить остроту зрения.

Занятия, посвящённые сохранности здоровья, сопровождаются демонстрацией схем, рисунков, фотографией и опытов, забавными подвижными играми и состязаниями.

Работа, конечно, продолжается и в подготовительной группе. На занятиях дети получают элементарные знания о нервной системе человека и её значении для нормального функционирования всего организма. В конце занятия ребята должны высказывать свои мнения относительно того, как следует беречь свои нервы и как щадить нервы и настроение окружающих.

Серия занятий «Волшебные точки» знакомит детей с пользой точечного массажа и самомассажа, который становится неотъемлемой частью утренней гимнастики, физкультминуток. В основном дети обучаются самомассажу активных точек на подошве и пальцах ног и рук, некоторых точек на голове, лице и ушах.

После проведённой работы дошкольники могут рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно для укрепления организма и как надо заботиться о своём здоровье, здоровье родных и близких. Иначе говоря, у дошкольников сформировывается осознанное отношение к своему здоровью, расширяются их представления о состоянии собственного тела, появляется стойкое желание заниматься физкультурой.

Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели – это родители. И от того, сколько внимания они уделяют здоровью своих детей, зависит состояние физического комфорта наших воспитанников. Поэтому педагоги должны придавать большое значение работе с родителями. С помощью папок-передвижек, консультаций, дней открытых дверей, в ходе родительских собраний можно познакомить родителей с методами и приёмами здоровьесберегающих технологий, используемых в детском саду. Одной из форм работы с семьями наших воспитанников является совместная подготовка и проведение спортивного развлечения «Папа, мама, я – спортивная семья!», благоприятная атмосфера которого способствует не только укреплению здоровья, но и укрепляет детско-родительские отношения, основанные на любви, взаимопонимании, творчестве.

Благодаря проделанной работе воспитанники быстрее привыкают к иным условиям повседневной жизни в школе, многие посещают кружки, спортивные секции. Воспитанники стали больше испытывать потребность в движении, в физическом совершенствовании, сформировалась привычка к ЗОЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни - как приоритетное направление деятельности МАДОУ.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране....

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14       Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа ж...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

Из опыта работы: « Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценности здорового образа жизни».

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое и психическое ...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...