Пальчиковая гимнастика
картотека

Емельянова Виктория Алексеевна

Картотека пальчиковых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем    (средний и

Неразлучные идем.               указат.

                                                пальцы  

                                                «шагают»

                                                по столу)

Мы гуляем по лугам,            (дети

По зеленым берегам,            загибают

Вниз по лестнице сбегали,  по одному

Вдоль по лестнице сбегали, пальчику)

Вдоль по улице шагали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем  под кровать    (укладыва-

Будем там тихонько спать.  ют ладони

                                                на стол)

«Мамина каша»

Мама каши наварила     (указат. пальцем

Мама кашей всех           правой руки

кормила.                          дети мешают в

Положила мама кашу   левой ладошке)

Кошке – в чашку,          (загибают

Жучке – в плошку,         по одному

А коту – в большую       пальчику )

ложку.                              

В миске курицам,

цыплятам

И в корыте поросятам

Всю посуду заняла         (разжимают 

Все до крошки раздала кулачок, сдувают

                                        «крошку» с

                                              ладошки)

«За ягодами»

Раз,два,три,четыре, пять  (пальчиками

                                            рук «здороваю-

                                            ся» начиная с

                                            больших)                            

В лес идем мы погулять.  (обе руки «идут»

                                            указ.и сред.па-

                                            льцами по

                                            столу)

За черникой, за малиной, (загибают паль-

За брусникой, за калиной чики , начиная

Землянику мы найдем      с большого).

И братишке отнесем.

 

«Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски.

У Алешки – две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках) 

«Кормушка»

Сколько птиц в кормушке     (ритмично

нашей                                       сжимают и 

                                                 разжимают

                                                        кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.  (Загибают

Две синицы, воробей,            по одному

Шесть щеглов и                      пальчику)

Голубей, дятел

В пестрых перышках

Всем хватило                        (опять

зернышек.                                  сжимают 

                                                и разжимают

           кулачки)

«Подарки»

Дед Мороз принес           (дети шагают

подарки: буквари,            пальчиками по

альбомы, марки,              столу)

кукол, мишек и                (на каждое

 машины,                           произнесенное                и пингвина                        название подарка

шоколадок полмешка     загибают по

и пушистого щенка!       одному пальчику)

                                                 

Гав! Гав!                          (делают из

                                          пальчиков правой

                                         руки мордочку

                                          щенка, согнуты

                                          средний и указат.

                                           пальчики –

                                           «ушки»)

«Наша квартира»

В нашей комнате – столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет.

Для варенья и конфет

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платья шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный

(на каждое название мебели

загибается по одному пальцу)

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом,           (Дети загибают

Есть нора – надежный дом.  пальцы на обеих

Не страшны зимой метели,   руках: по одному

Белочке в дупле на ели.        пальцу на каждое

Под кустами еж колючий     двустишье).

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

 Всем тепло, уютно в нем.

«Елочка»

Перед нами             (пальцы рук

елочка:                     переплетены, из

                                  больших пальцев -

                             верхушка «елочки»)

Шишечки,               (кулачки, указатель.

 иголочки:               пальчики выставлены)

                                     

  Шарики,                («шарики» из пальцев)

фонарики:                 

Зайчики и свечки:  («ушки» из указат. и

                                  средних пальцев; обе

                                  ладони сложены,

                                  пальцы сжаты)

«Звезды,                  (ладони сложены,

человечки:               пальцы расправлены;

                                  средний и указат.  

                                  пальцы стоят на столе)

«Осенние листья»

Раз, два, три,             (загибают паль-

четыре, пять              чики)

Будем листья             (сжимают и

собирать.                   разжимают

Листья березы,          кулачки)

Листья рябины,

Листики тополя,       (загибают паль-

Листья осины,           чики, начиная

Листики дуба мы      с большого)

соберем,

Маме осенний букет («шагают» по

отнесем.                    столу сред. и указ

                                   пальчиками)

«Помощники»

 

Раз, два, три, четыре           (удар кулачками

Мы посуду перемыли:        друг о друга,  

                                              хлопок в ладоши,

Чайник, чашку,                    повторить)

Ковшик, ложку                    (одна ладонь

И большую поварешку.       скользит по    

                                               друг. по кругу)

Мы посуду перемыли,        

Только чашку мы разбили, (загибаются

Ковшик тоже развалился   пал. по 1начиная

Нос у чайника отбился.      с большого)

Ложку мы чуть-чуть           (одна ладонь

Сломали                                скольз. по др.)        

Так мы маме помогали     (загибают пальцы)

                                              (удар кулачками

                                              др. о др., хлопок

                                               в лад. повторить)

«На елке»

Мы на елке веселились, (ритмичные

И плясали, и резвились. хлопки в ладоши)

После добрый Дед          (ритмич. удары

Мороз нам подарки        кулачки)

Преподнес.                      (дети «шагают»

                                         Сред. и указ.

Дал большущие              пальцами обеих

Пакеты,                            рук по столу)

В них же вкусные           («рисуют» руками

Предметы:                       большой круг)

Конфеты в бумажках     (делают ритмич.

Синих, орешки рядом    хлопки)

С ними, груша, яблоко   (загибают на

Один золотистый           обеих руках

мандарин                        пальчики, начиная

                                         с большого)

«Компот»

Будем мы варить           (левую

Компот,                          ладошку дер-

Фруктов нужно много   жат «ковшиком»

Вот:                                 указ. пальцем

                                         мешают)

Грушу будем мы           (загибают палич.

Рубить                             по одному, начи-

Отожмем лимонный     ная с большого)

 сок,

слив положим и            

песок.

Варим, варим мы           («варят» и

Компот                             «мешают»)

Угостим честной

народ.

«Игрушки»

На большом диване в ряд (попеременно

Куклы Катины сидят:       хлопают в ладоши

                                             и стучат

                                              кулачками)

Два  Медведя, Буратино,  (загибают

И веселый Чиполлино,     поочередно все

И котенок, и слоненок.     пальчики)

Раз,два,три,четыре,пять.   (разгибают

                                             поочередно  

                                              пальчики)

Помогаем нашей Кате      (Попеременно

Мы игрушки сосчитать.   хлопают в ладоши

                                            и стучат

                                             кулачками)

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,  (поглаживание

Причешу ей шерстку        ладонью по голо-

гладко.                               ве воображаемой

                                            лошадки, потом

                                            по спинке, по

                                            хвостику)

Гребешком приглажу       (бег по кругу с  

Хвостик                              высоким

И верхом поеду в гости.   подниманием

                                            колена, руки

                                             держат  

                                             воображаемые

                                             поводья)

   

«Мячик»

Раз,два, прыгай, мячик.   (взмахи правой

                                           Ладонью, как

                                           бы удары по

                                           мячу)

Раз, два, и мы поскачем. (ритмичные

Девочки и мальчики        прыжки на

Прыгают, как мячики.     носочках, руки

                                                  на поясе)

«Аленка»

Аленка – маленка   (хлопок ладонями,

Шустра, быстра:    удар кулаками друг

Воды наносила,      о друга – 2 раза)

Сарафан дошила,   (загибают пальчики

Носок довязала,     по одному, начиная

Ягод насобирала,   с большого)

Песню допела,

Везде поспела        (хлопок ладонями,

В охотку ей дело    удар кулаками друг

                                       о друга – 2 раза)

«Гномики – прачки»

Жили-были в домике:     (дети сжимают

Маленькие гномики:       и разжимают

                                           кулачки)

Токи, Пики, Лики,           (загиб. пальч.

Чики, Микки.                    начиная с

                                           больших)

Раз,два,три,четыре,пять, (разгибают

                                           пальчики,

                                           начиная с

                                           мизинцев)

Стали гномики стирать:  (трут кулачки

 Токи – рубашки,             друг о друга)

  Пики – платочки,        (загибают

Лики – штанишки,            пальчики,

Чики – насочки,                начиная с

Микки умница был,          больших)

Всем водичку носил.

«Много мебели в квартире»

Раз,два,три,четыре,            (загибают

                                             пальчики, начин.

                                             с больш., на обеих

Много мебели в квартире. руках)

В шкаф повесим мы           (сжимают и

рубашку,                              разжимают

А в буфет поставим            кулачки)

чашку.                                  (загиб. пальч.

Чтобы ножки отдохнули,   начиная с больш)

Посидим чуть-чуть на  

стуле.

А когда мы крепко

спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,          (попеременно

Чай с вареньем дружно      хлопают в

 пили.                                   ладоши и стучат

Много мебели в квартире. кулачками) 

Работа над темпом и ритмом речи

Посчитаем в первый           (попеременно

раз,                                       хлопки ладонями

Сколько обуви у нас.         и удары кулач.

                                              по столу)

 Туфли, тапочки, сапожки (на каждое назван

Для Наташки и Сережки,   обуви загиб. по 1

Да еще ботинки                  пальчику, начин.

Для нашей Валентинки,    с большого)

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки

«Снежок»

Раз,два,три,четыре,  (загибают пальч.

                                  начин. с больш.)

Мы с тобой снежок  («лепят» меняя

слепили.                    полож. ладоней)

Круглый, крепкий,   (показ. круг,

очень гладкий           сжим. ладони

и совсем-совсем не  вместе, гладят 1

сладкий.                    ладонью друг.)

Раз – подбросим.      (смотрят вверх

Два – поймаем.         подбрасывают

Три – уроним.           вообр. снежок)

И… сломаем.            (встают, роняют

                                    вообр. снежок)

                                    (топают)

«Снежная баба»

Сегодня из снежного  (идут по кругу, катят

мокрого кома              перед собой вообр.

                                      Ком)

мы снежную бабу       («рисуют» руками три

Слепили у дома          круга начин. с мален.)

Стоит наша баба        

у самых ворот.

Никто не проедет,      (Грозят указат. пальц.

Никто не пройдет.      сначала прав. руки,

Знакома она уже         потом левой)

Всей детворе,              (идут по кругу, послед

А Жучка все лает:       слова говорит один

«Чужой во дворе!»     ребенок - Жучка)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз,два,три,четыре           (загиб. пальч. по

Пять,                                  одному)

Мы во двор пришли        («идут» по столу

гулять                                указат. и сред. пал)

Бабу снежную лепили     («лепят» комочек

                                           двумя ладонями)

Птичек крошками            («крошат

                  кормили,         хлебушек» всеми

                                           пальчиками)                  

С горки мы потом            (ведут указат. пал.                   Катались                           прав. руки по лев.

А еще в снегу валялись   ладони)

Все в снегу домой            (кладут ладони на

                   пришли.         стол то одной, то

                                          другой)

Съели суп и спать легли. (отряхивают лад.)

                                           (движ. вообр. лож,

                                           руки под щеку)

«Уточка»

Шла уточка бережком,    («идут»

                                          двумя пальч.  

Шла серая по кругу.        по столу

                                        переваливаясь)

Вела детей за собой,     (загибают без.

И малого, и большого   палец; мизин.)

                 

И среднего,                    (загиб. средн.

                   и меньшого  палец)

И самого любимого      (загиб. указ. п.)

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на              (хлопки ладонями

Тележке,                         и удары кулач.

Продает орешки.           друг о др. попер.)

Лисичке-сестричке,      (загиб. по 1 пальч.

Воробью, синичке,        начиная с больш.)

Мишке толстопятому

Заиньке усатому.

Кому в платок,              (ритмич. хлопки

Кому в зобок,                и удары кулач.)

Кому в лапочку.

«Что принес нам почтальон?»

Что принес нам              (сжимают и разжим.

          почтальон?           кулачки)

С толстой сумкой          («шагают» пальч.

        Ходит он.                по столу)

Перевод, журнал,          (на каждое наимен.

               Газету.             загиб. по 1 пальчику

В бандероли – две         начин. с большого)

                  Кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:   (хлоп. в ладош.

                                        и удар. др. о др.

Паровоз и два коня       попеременно)

Серебристый                 (загиб. пальч. на

      Самолет,                   обеих руках)

Самосвал, подъемный

                       Кран,

Настоящий великан.

Сколько вместе?           (хлоп. поперем.

Как узнать?                    в ладоши и удар

Помогите сосчитать!    кулач. др. о др.)

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья                (ритмич. хлоп.

большая                            в ладоши и удары

Да веселая.                        кулач. поперем.)

Два у лавки стоят,           (загнуть большие

                                           пальцы на обеих

Два учиться хотят,           руках)

Два Степана у сметаны   (загнуть указат.

Объедаются.                     пальцы на обеих

Две Дашки у кашки         руках)

Питаются.                         (загнуть сред. п.)

Две Ульки в люльке        (загнуть без. пал.)

Качаются                         (загнуть мизинцы)

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ду-ду,             (пальцы обеих рук

Потерял пастух дуду.      сложены в колеч.

                                           и поднес. ко рту,

                                           дети выполняют

                                           круг. движ.

                                       «играют на дудоч.»)

А я дудочку нашла,       (ритмич. удары в

Пастушку я отдала.       ладоши и кулач.

Ну-ка, милый                 др. о др. поперем.)

пастушок,                       («идут» указ. и ср.

Ты спеши-ка на лужок. пальцами по столу)

На теляток глядит.        (ритмич. удары в

А домой не идет,           ладоши и кулач.

Молочка не несет.         др. о др. поперем.)

Надо кашу варить,        (Указ. пал. правой

Сашу кашей кормить.   руки «варят кашу»

                                    на лев. ладошке)

«Ласточка»

Ласточки летели,      (бегут по кругу,

                                   машут руками,

Все люди глядели    изображ. полет

                                   птиц)

Ласточки садились,  (приседают, руки

Все люди дивились.  опускают за спин.

Сели, посидели.        как бы склад.

                                    крылья)

Взвились полетели.  (бегут по кругу

Полетели, полетели, взмахивают

Песенки запели.         руками)

 

«Жил да был один налим»

Жил да был один налим,   (плавные движ.

                                             сложен. ладош.

        имитирующие

                                             движ. плавника)

Два ерша дружили с ним. (ладони раздвин.

                                             движ. ладонями

                                             порознь)

Прилетели к ним три утки (руки сложены

По четыре раза в сутки       накрест, взмахи                                            

                                              ладонями)

И учили их считать:           (сжим. и разжим

                                             кулачки)

Раз,два,три,четыре,пять     (загиб. пальч.

                                             начиная с

                                              большого)

«Пирог»

Падал снег на порог.     (дети 2 раза медл.

                                        опускают ладони

                      на стол)

Кот слепил себе пирог. (прижим. ладонь

А пока лепил и пек,      к ладони, показ.

                                        как лепят пирог)

Ручейком пирог утек.   («бегут» пальч.

Пирожки себе пеки      обеих рук по столу)

Не из снега – из муки.   (опять показ. как

                                 пекут пирог)

«Буренушка»

Дай молочка,                    (дети показ.

Буренушка                        как доят корову)

Хоть капельку-на             (делают

Донышке                          «мордочки» из

Ждут меня котятки,         пальчиков)

Малые ребятки                (загиб. по 1 пал.

Дай им сливок ложечку  на обеих руках)

Творогу немножечко,

Масла, простокваши,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье          (снова «доят»

Молоко коровье.

«Наша группа»

В нашей группе все  (дети ритмично стуч.

друзья.                       кулач. по столу)

Самый младший –    (разжимают кулачки

Это я.                          начин. с мизинца)

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка  (лев. ладошка

Пальцу больно,                раскрыта, в прав.

Пальцу колко.                  руке – вообр. игла

                                           иголка шьет и

                                          задает конч. указ.

                                           пал. на лев. руке)

А наперсток                      (дети делают

В тот же миг                     прав. рук. такое

К девочке на пальчик      движ. как будто

Прыг!                                надев. на указ.

                                           палец лев. руки

                                           наперсток)

Говорит иголке:               («шьют»)

- Шей,                                (грозят указ. пал.

А колоться ты не смей!   левой руки)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, (слож. вместе

Рыбке весело играть        ладонями дети

Рыбка, рыбка, озорница. изобр. как плыв.

Мы хотим тебя поймать. рыбка)

                                           (грозят пальч.)

Рыбка спинку изогнула,  (медл. сближ.                              

Крошку хлебную взяла.   ладони)

                                           (снова изображ.

                                          как плыв. рыбка)

Рыбка хвостиком             (делают хватат.

Махнула                           движ. обеими

                                           руками)

Рыбка быстро уплыла.    (снова «плывут»                                      

«Каша»

Каша в поле росла,          (дети подняли  

                                           руки, шевелят пал)

                                           

К нам в тарелку пришла  («идут» пальч. по

                                           столу)

Всех друзей угостим,      (в правой ладошке

                                           «мешают» указ.

По тарелке дадим             пал. лев. руки)

Птичке-невеличке,          (загиб. по одному

Зайцу и лисичке,              пальч. на обеих

Кошке и матрешке,          руках)

Всем дадим по ложке!     (разжим. кулачки)

«Осень»

Ветер по лесу летал,        (плавные, волно -

Ветер листики считал      образные движ.

                                           ладонями)

Вот дубовый,                   (загиб. по 1 пальч.

Вот кленовый,                  на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист        (спокойно уклад.

с осинки                            ладони на стол)

Ветер бросил

на тропинку

«Апельсин»

Мы делили апельсин       (дети разлам.

                                          вообр.апельсин

                                           на дольки)

Много нас,                       (показыв. 10 п.)

А он один.                        (показыв. 1 п.)

Эта долька – для ежа,      (загиб. бол. п.

                                          лев. руки)

Эта долька - для стрижа.(загиб. указ. п.)

Эта долька – для утят.     (загиб. сред. п)

Эта долька – для котят.   (загиб. без. п.)

Эта долька – для бобра.  (загиб. мизин.)

А для волка – кожура.     (брос. движен.

                                           прав. рукой)

Он сердит на нас-            (сжим. кулаки

Беда!!!                               и прижим. их

                                           к груди)

Разбегайтесь –                 («бегут» пальч.

Кто куда!                           по столу)

«Птички»

Эта птичка – соловей,      (дети загиб. по 1  

Эта птичка – воробей,      пал. на обеих рук)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан (машут сложен.

                                          накрест ладонями)

Птички, птички,               (машут обеими

по домам.                          рук как

                                           крыльями)

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,   (дети «шагают»

                                        пальч. по столу)

В туесочке пять грибов (переплели пальцы

Мухомор красный-       обеих рук –туесочек,

Гриб опасный.               боль. п. – ручка,

                                        показ. 5 п. прав.рук)

А второй – лисичка,      (на каждое двустиш.

Рыжая косичка.             дети разгиб. по1 пал.

Третий гриб- сморчок,  начин. с мизинца,

Бородатый старичок.    на 1 и обеих руках)

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

«Повар»

Повар готовил обед         (ребром лад

А тут отключили свет.    дети стучат

                                           по столу)

Повар леща берет             (загиб. бол.

И опускает в компот.       пал. на лев.

                                           руке)

Бросает в котел поленья, (загиб. указ

В печку кладет варенье.  палец)

Мешает суп                      (загиб. ср. п.)

кочерыжкой

Угли бьет поварешкой.   (загиб. без.п.)

Сахар сыплет в бульон.  (загиб.мизин)

И очень доволен он!        (развод.рук.)

«Где обедал воробей?»

- Где обедал воробей?     (дети машут

                                           перекрещенными

                                           ладошками)

- В зоопарке у зверей.     (ладош. изображ.

                                           раскрыв. пасть)

Пообедал я сперва           (на каждое

                                           название

За решеткою у льва         животного загиб.

Подкрепился у лисицы,   по 1 п. сначала

                                           на левой,

У моржа попил водицы   затем прав. руке)

Ел морковку у слона

С журавлем поел пшена

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру

Был на праздничном

                        обеде

У мохнатого медведя

А зубастый крокодил      (опять зобр.раскр.

Чуть меня не проглотил  пасть животного)

«Дрозд - дроздок»

Дружок ты мой, дрозд  (дети машут сложен.

В крапинку хвост,         ладонями как

Носик – остренький,     крыльями)

Бочок – пестренький,   (загиб. по 1 пал. на

Перья – тонкие,             обеих руках начин. с

Песни – звонкие,           большого)

Весной распеваются,

 Зимой забываются.      (снова машут слож.

                                         накрест ладонями)

«Весна»

Иди, весна, иди, красна   (дети пал.

Принеси ржаной              «идут» по

Колосок                             столу)

Овсяной снопок               (загиб. по 1 п

Яблоки душистые,           на обеих рук.

                                           начиная с

Груши золотистые           мизинца)

Большой урожай

В наш край

 

«В школу»

В школу осенью пойду,     (дети «шагают»

Там друзей себе найду       пал. по столу)

Научусь писать, читать     (загиб. по1 п. на

Быстро, правильно             обеих руках)

                           считать

Я таким ученым буду!       (грозят указат.

Но свой садик не забуду.   пал. прав. руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...