Современные технологии в формировании речи дошкольников.
статья (старшая группа)

голева татьяна николаевна

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_v_formirovanii_rechi_doshkolnikov.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в формировании речи дошкольников.

Голева Т.Н.

воспитатель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №48»
г.Воронеж

«Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и  бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!». К.Д.Ушинский

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно – логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Поскольку особенностью современных технологий обучения является их взаимная комплиментарность, дополнительность по отношению друг к другу, то наибольшую эффективность они приобретают во взаимодействии. В силу этого я считаю, что при организации процесса формирования речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.     

Основной критерий в работе с детьми -доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. Сказки, игровые и бытовые ситуации - вот та среда, через которую ребёнок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Каковы же приоритетные технологии речевого развития дошкольника?

1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач)

2. Мнемотехника. ( Основная цель-развитие памяти)

3. Логоритмика. ( Речевые упражнения с движениями)

4. Сочинительство.

5. Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок)

6. Экспериментирование.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика.

Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов. « Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части-живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\ Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка ( в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик ( сообщение, побуждение, реакции на них), дети  способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом.

Большая работа по развитию коммуникативной функции речи проводилась в рамках реализации инновационного проекта «Мы журналисты», в ходе которого дети научились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой, брать и давать интервью. Внедряя данный проект, обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой. Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развить их творческие  способности    в    изобразительной,  музыкальной  и художественно-речевой  деятельности.  Ребенок  может  выразить  свои эмоции, чувства словом, которое должно быть образным, емким, точным. При этом необходимо развивать и  культуру общения, речевой этикет, однако воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться к заучиванию этикетных формул.

 Данные технологии позволяют сохранить интерес к занятиям по развитию речи, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка  посредством системы игровых упражнений  развивается способность  создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы  и сказки.

 Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной жизни, в  интересной форме под руководством взрослого.     

     Итак,  главная  цель  использования современных технологий в развитии речи  состоит  в  том,  чтобы  ребенок творчески освоил  нормы и правила разговорной речи  , умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

"Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"

Практический материал, рекомендации по работе с детьми  по развитию речи....

Доклад на педсовете «Современные технологии для развития речи дошкольников».

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи....

Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»

Консультация для педагогов ДОУ «Современные технологии в формировании у дошкольников представлений о количестве и счете»...

Консультация для воспитателей: «Использование современных технологий в формировании у дошкольников представлений о себе и ЗОЖ»

laquo;Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»...