"Первые трудовые действия дошкольников"
статья (средняя группа)

В статье описаны приёмы для формирования совместных действий воспитателя и ребёнка, а также для совместных действий самих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valentina_statya.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Первые трудовые действия дошкольников.

Одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по ФГОС ДО  является формирование позитивных установок к различным видам труда.

Наблюдения показывают, что зачастую педагоги сталкиваются с отсутствием интереса и проявления активности со стороны детей при выполнении трудовых действий. На предложение помочь дворнику, например, собрать осенние листья, дети отказываются: «Я не смогу!», «Я играю!», «Я устал». Снижение заинтересованности и активности детей в данном случае можно объяснить следующим: детям был не понятен конечный результат, для чего им это необходимо делать.

Чтобы дети видели результативность собственных действий, надо сделать этот результат интересным и понятным для них. При этом воспитателю необходимо использовать игровой метод для усиления интереса детей к выполнению трудовых действий.

Педагогу необходимо подчёркивать значимость конечного результата, тогда у детей появляется интерес помогать взрослому потому, что они видят конечный результат. Этот результат станет толчком для активных действий детей в том случае, если интерес удерживал внимание дошкольников на протяжении выполнения всех действий.

Совместные с воспитателем эффективные действия, затрата собственных усилий для их осуществления, ожидания игры после завершения трудовых действий – всё это усиливает интерес к реальному результату.

Результативность действий при выполнении трудовых действий, обогащение личного опыта в совместных действиях с педагогом приводят к тому, что изменяется само поведение дошкольников.

Это первый, подготовительный этап – включение детей в трудовые действия совместно со взрослым, характеризующийся следующими особенностями:

а) большая часть работы по сооружению объекта выполняется воспитателем и за минимально короткое время,

б) вся процедура выполнения объекта комментируется воспитателем как подготовка к предстоящей игре,

в) дети вовлекаются в продуктивные действия совместно с воспитателем только на завершающем этапе выполнения объекта,

г) действия детей носят кратковременный характер.

Предпосылками для перехода ко второму этапу становится желание участвовать в совместных с воспитателем действиях. Задача воспитателя на этом этапе заключается в формировании у детей необходимых трудовых действий, последовательности их выполнения, привлечении детей к совместным действиям с самого начала сооружения построек. Воспитатель делит выполнение трудового поручения на циклы последовательных действий. Это связано с тем, что дети еще не могут удерживать в памяти общую задачу и конечный результат.

Возрастающий объём самостоятельных умений, уверенность в том, что усилия не пропадают даром, способствуют тому, что дети не только начинают охотно включаться в выполнение поручения игрового плана, но и с удовольствием откликаются на помощь кому-то, например, соорудить кормушку, построить снежную горку, прийти на помощь дворнику.

В последующем дети проявляют инициативность на прогулке, предлагают построить сооружение, самостоятельно приносят необходимый инвентарь, начинают обыгрывать постройку совместно с воспитателем.

Но не нужно ограничиваться лишь тем, чтобы сформировать у детей некоторые конкретные трудовые действия. Кроме того, воспитателю необходимо обогащать представления детей о труде и его значимости в жизни человека, формировать такие качества, как самостоятельность, инициативность, бережливость, аккуратность, воспитывать желание прийти на помощь окружающим.

Воспитатель постоянно формирует у детей умение выполнять один цикл действий за другим, следит, чтобы они не торопились, знакомит их с правилами: аккуратно отнеси на место инвентарь, помоги взрослому и сверстнику.  

Всё это создаёт условия не только для совместных действий воспитателя и ребёнка, но и для совместных действий самих детей. Их ещё нельзя назвать коллективными, так как выполнение трудового поручения зависит от успешности выполнения задания каждого ребёнка, при существенной помощи воспитателя.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий"

Основные формы организации труда детей в детском саду в разных возрастных группах. Модели последовательности трудовых действий....

Конспект занятия по труду в 1 младшей группе "Игра-драматизация по сказке "Репка с трудовыми действиями. Посадка семян"

Конспект занятия в 1 младшей группе  по труду.  Игра -драматизация по сказке "Репка с трудовыми действиями. Посадка семян". Детский сад №211ОАО "РЖД"...

Создание условий для трудовых действий детей на прогулке в зимний период.(консультация).

Зимний труд доставляет детям много радости, способствует укреплению здоровья, помогает расширить представления о свойствах снега и льда, воспитывает любовь к природе....

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых жанров фольклора по теме «Профессии. Трудовые действия. Инструменты» в Подготовительной групе.

Цель: Знакомство детей с малыми жанрами фольклора; уточнить и расширить представления детей о различных прогрессиях. p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 115% } ...

Консультация для родителей и педагогов "Создание условий для трудовых действий детей на прогулке в зимний период"

laquo;День, проведенный ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья» (Г.А.Сперанский)Труд имеет большое значение в воспитании детей. Одним из видов трудовой деятельности в детском саду, явл...

Конспект открытого группового сбора «Детский сад. Профессии трудовые действия» старшая группа

Цель: Получение базовой информации о запасе знаний у детей по теме недели «Детский сад. Профессии трудовые действия». Разработка совместного  плана  действий на тематическую неде...

Лексическая тема "Профессии. Трудовые действия"

С 18 по 22 января изучали с детьми лексическую тему "Профессии. Трудовые действия. Орудия труда". Здесь вы, уважаемые родители, можете познакомиться с рекомендациями по закреплению с детьми ...