Сообщение из опыта работы на тему: "Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий"
консультация (младшая группа) по теме

Семёнова Елена Алексеевна

Основные формы организации труда детей в детском саду в разных возрастных группах. Модели последовательности трудовых действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

 на тему: «Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий».

Подготовила и провела

 воспитатель: Семенова Е. А.

     Трудовое воспитание – важная часть подрастающего поколения. В ходе трудовой деятельности повышается общее развитие детей, расширяются их интересы, появляются простейшие формы сотрудничества, формируются такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и др. Необходимо учитывать особенности детской трудовой деятельности, а так же возрастные возможности детей.

    Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Однако нельзя превращать труд в игру. Детей необходимо учить организовывать свою работу, т.е. обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место.

Задачи трудового воспитания:

  1. Ознакомление с трудом взрослых.
  2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.
  3. Воспитание интереса к труду.
  4. Умение трудиться в коллективе.

Основные формы организации труда детей в детском саду.

    Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд 

 

    Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или сложными. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности, учит доводить дело до конца. Содержание поручения определяется в соответствии с видами труда и во многом зависит от возраста детей.

    В младшей группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе 1 – 2 действия: «Посади куклу на стул», «Дай Никите мяч». По мере накопления детьми опыта поручения постепенно усложняются.

    В средней группе число поручений значительно возрастает, т.к. постепенно обогащается опыт участия в труде, их умения становятся более прочными. Поручения получают сразу несколько детей (каждый свое). Так в труде принимают участие сразу несколько детей. Это дает возможность чаще включать их в работу. Постепенно в этом возрасте поручения становятся средством формирования у детей привычек к труду, готовят их к дежурствам.

    В старшей группе – индивидуальные поручения я стараюсь организовать в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, если дети нуждаются в дополнительном обучении. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе становятся групповыми – т.е. коллективными. Дети вместе убирают полки игрушек, подклеивают книги и т.д. При этом они уже научились самостоятельно распределять работу между собой, т.е. договариваться. Это формирует начало коллективизма, т.к. навыки самоорганизации еще не развиты, то я в своей работе уделяю большое внимание разъяснению.

    Подготовительная к школе группа – В этом возрасте я уже перехожу от разъяснений к контролю, напоминанию. При выполнении общих поручений дети проявляют необходимые навыки самоорганизации.

    Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств. Это обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. У детей появляется ответственность перед коллективом, заботливость. Дежурства вводятся постепенно.

    В младшей группе привлекаю детей помогать накрывать на стол.

    В средней группе вводится дежурство по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Я учу детей соблюдать последовательность в работе, контролирую, при необходимости оказываю помощь.

    Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Назначаются два-три дежурных и между ними распределяются работы, если надо воспитатель приходит на помощь, учит доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

    В старшей группе вводится еще один вид дежурства – дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Дети дежурят по двое. При подборе дежурных стараюсь учитывать дружеские связи детей, желание работать с кем-либо, учу детей согласовывать свои действия. Большое внимание уделяется решению задач нравственного воспитания (забота об окружающих). Обращаюсь к дежурным как к помощникам.

    В подготовительной к школе группе объем работы дежурных увеличивается: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу. Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь, это формирует положительные взаимоотношения между детьми. По окончании работы стараюсь подчеркнуть умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.

    Коллективный труд.

   В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей, оформление групповой комнаты к празднику. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (подгрупп), каждому звену предлагается какое-либо общее задание (например, одно звено протирает игровые полки, другое  - стулья, третье – моет кубики). Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу. Дети учатся распределять работу между собой, а воспитатель подсказывает, как можно ее облегчить. В процессе коллективного труда уделяю большое внимание характеру взаимоотношений, способствую проявлению заботы, дружбы. В конце подчеркиваю качество труда, хвалю детей. Систематическое участие в общем труде формирует у детей умение дружить, приходить на помощь друг другу.

   Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов). Способность к опосредованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию. Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. В последние годы в психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления.

   Исходя из опыта своей работы, я решила использовать моделирование ситуаций для успешного развития интереса ребенка к труду.  Использование моделей пошаговых действий способствовало формированию трудовых умений и навыков. Дети научились распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий, например, при умывании, взаимодействовать в парах, тройках, мини группах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.

    Мною были разработаны:

  • Модели трудовых процессов по темам – приготовление пищи (винегрет, блины и т.д.), трудовые действия (нарезать овощи, перемешать, посолить и т.д.).
  • Модели последовательности выполнения трудовой деятельности (одевание, умывание, расчесывание и т.д.).
  • Модели предметов одежды, инструментов, гигиенических принадлежностей.
  • Модели разнообразных профессий: строитель, библиотекарь, художник, врач.
  • Модели связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (строительство: экскаваторщик, каменщик, маляр, штукатур).
  • Модель структуры конкретного трудового процесса: цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат.

     Я заметила, что используя моделирование, у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению. Дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность.

   Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает отслеживать процесс усвоения материала. Дети проявляют интерес к таким видам занятий. Кроме этого, модели помогают организовать детей в повседневной деятельности (в организации дежурств, в определении распорядка дня, самообслуживания, в развитии умений давать оценку и самооценку выполненной работы).

Вывод:

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире.

   Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет авторитет ребенка в детском саду.

   Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

   Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организации изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - пластилиновая живопись»

Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. ...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»

Дети в возрасте 3 - 4 года находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Материалы ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"...

Сообщение из опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интер...

Сообщение из опыта работы на тему: «Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений»

«Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений» 1 Слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас со своим сообщение из опыта работы темой которой является...

Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "

Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...

«Разработка модели развития трудовой деятельности дошкольников»

Почему вопросу трудового воспитания мы уделили пристальное внимание? Ведь родители отдают предпочтение развитию интеллектуальных способностей детей, чем воспитанию у них трудолюбия. Может, в...