Сообщение из опыта работы на тему: "Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий"
консультация (младшая группа) по теме

Семёнова Елена Алексеевна

Основные формы организации труда детей в детском саду в разных возрастных группах. Модели последовательности трудовых действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

 на тему: «Формы трудовой деятельности, разработка моделей последовательности трудовых действий».

Подготовила и провела

 воспитатель: Семенова Е. А.

     Трудовое воспитание – важная часть подрастающего поколения. В ходе трудовой деятельности повышается общее развитие детей, расширяются их интересы, появляются простейшие формы сотрудничества, формируются такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и др. Необходимо учитывать особенности детской трудовой деятельности, а так же возрастные возможности детей.

    Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Однако нельзя превращать труд в игру. Детей необходимо учить организовывать свою работу, т.е. обдумывать план предстоящей работы, заранее подготовить все необходимое, правильно организовывать рабочее место.

Задачи трудового воспитания:

  1. Ознакомление с трудом взрослых.
  2. Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам.
  3. Воспитание интереса к труду.
  4. Умение трудиться в коллективе.

Основные формы организации труда детей в детском саду.

    Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:

  • Поручения
  • Дежурства
  • Коллективный труд 

 

    Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или сложными. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности, учит доводить дело до конца. Содержание поручения определяется в соответствии с видами труда и во многом зависит от возраста детей.

    В младшей группе поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе 1 – 2 действия: «Посади куклу на стул», «Дай Никите мяч». По мере накопления детьми опыта поручения постепенно усложняются.

    В средней группе число поручений значительно возрастает, т.к. постепенно обогащается опыт участия в труде, их умения становятся более прочными. Поручения получают сразу несколько детей (каждый свое). Так в труде принимают участие сразу несколько детей. Это дает возможность чаще включать их в работу. Постепенно в этом возрасте поручения становятся средством формирования у детей привычек к труду, готовят их к дежурствам.

    В старшей группе – индивидуальные поручения я стараюсь организовать в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, если дети нуждаются в дополнительном обучении. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе становятся групповыми – т.е. коллективными. Дети вместе убирают полки игрушек, подклеивают книги и т.д. При этом они уже научились самостоятельно распределять работу между собой, т.е. договариваться. Это формирует начало коллективизма, т.к. навыки самоорганизации еще не развиты, то я в своей работе уделяю большое внимание разъяснению.

    Подготовительная к школе группа – В этом возрасте я уже перехожу от разъяснений к контролю, напоминанию. При выполнении общих поручений дети проявляют необходимые навыки самоорганизации.

    Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств. Это обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. У детей появляется ответственность перед коллективом, заботливость. Дежурства вводятся постепенно.

    В младшей группе привлекаю детей помогать накрывать на стол.

    В средней группе вводится дежурство по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Я учу детей соблюдать последовательность в работе, контролирую, при необходимости оказываю помощь.

    Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Назначаются два-три дежурных и между ними распределяются работы, если надо воспитатель приходит на помощь, учит доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

    В старшей группе вводится еще один вид дежурства – дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Дети дежурят по двое. При подборе дежурных стараюсь учитывать дружеские связи детей, желание работать с кем-либо, учу детей согласовывать свои действия. Большое внимание уделяется решению задач нравственного воспитания (забота об окружающих). Обращаюсь к дежурным как к помощникам.

    В подготовительной к школе группе объем работы дежурных увеличивается: дети заботятся о том, чтобы для животных всегда был зеленый корм (они эпизодически сеют овес), выращивают зелень к столу. Выполняя свою работу, каждый из детей должен наблюдать за работой товарища, приходить к нему на помощь, это формирует положительные взаимоотношения между детьми. По окончании работы стараюсь подчеркнуть умение детей работать дружно, слаженно, помогая друг другу.

    Коллективный труд.

   В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: например, такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей, оформление групповой комнаты к празднику. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (подгрупп), каждому звену предлагается какое-либо общее задание (например, одно звено протирает игровые полки, другое  - стулья, третье – моет кубики). Состав детей в каждом звене может быть постоянным, а дела, выполняемые ими, будут меняться. Этим обеспечивается постепенное включение каждого ребенка в работу. Дети учатся распределять работу между собой, а воспитатель подсказывает, как можно ее облегчить. В процессе коллективного труда уделяю большое внимание характеру взаимоотношений, способствую проявлению заботы, дружбы. В конце подчеркиваю качество труда, хвалю детей. Систематическое участие в общем труде формирует у детей умение дружить, приходить на помощь друг другу.

   Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели. Исследования показали, что одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Она состоит в том, что, решая ту или иную задачу, требующую выявления и анализа свойств предметов, построения и реализации замысла, ребенок использует общественно выработанные вспомогательные средства – сенсорные эталоны, символы, наглядные модели. Такие средства могут выступать как во внешней, так и во внутренней форме (то есть в форме наглядных образов). Способность к опосредованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредованию – это способность к наглядному моделированию. Под наглядным моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. В последние годы в психологии выявлены возможности успешного применения наглядного моделирования в обучении детей дошкольного возраста и развитии их мышления.

   Исходя из опыта своей работы, я решила использовать моделирование ситуаций для успешного развития интереса ребенка к труду.  Использование моделей пошаговых действий способствовало формированию трудовых умений и навыков. Дети научились распределять обязанности, готовить рабочее место, выполнять последовательность действий, например, при умывании, взаимодействовать в парах, тройках, мини группах; делать анализ и самоанализ выполненной работы.

    Мною были разработаны:

  • Модели трудовых процессов по темам – приготовление пищи (винегрет, блины и т.д.), трудовые действия (нарезать овощи, перемешать, посолить и т.д.).
  • Модели последовательности выполнения трудовой деятельности (одевание, умывание, расчесывание и т.д.).
  • Модели предметов одежды, инструментов, гигиенических принадлежностей.
  • Модели разнообразных профессий: строитель, библиотекарь, художник, врач.
  • Модели связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (строительство: экскаваторщик, каменщик, маляр, штукатур).
  • Модель структуры конкретного трудового процесса: цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат.

     Я заметила, что используя моделирование, у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению. Дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность.

   Использование моделей на занятиях обеспечивает мыслительную активность каждого ребенка, помогает отслеживать процесс усвоения материала. Дети проявляют интерес к таким видам занятий. Кроме этого, модели помогают организовать детей в повседневной деятельности (в организации дежурств, в определении распорядка дня, самообслуживания, в развитии умений давать оценку и самооценку выполненной работы).

Вывод:

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представления о себе и об окружающем мире.

   Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что, в свою очередь, меняет авторитет ребенка в детском саду.

   Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.

   Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организации изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста - пластилиновая живопись»

Пластилин – это материал, который может служить незаменимым художественным средством в живописном жанре. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно. ...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»

Дети в возрасте 3 - 4 года находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Материалы ...

Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников"...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"...

Сообщение из опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интер...

Сообщение из опыта работы «Использование ТИКО в совместной деятельности с младшими дошкольниками»

Актуальность предложенной технологии ТИКО - моделирования значима в свете реализации ФГОС ДО, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интег...

Сообщение из опыта работы на тему: «Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений»

«Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений» 1 Слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас со своим сообщение из опыта работы темой которой является...