Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Рузляева Елена Викторовна

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль театрализованной деятельности в речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Развитие речевого творчества у ребёнка в процессе театрально - игровой деятельности".15.02.2017 Из опыта работы воспитатель первой  квалификационной категории Рузляева Е.В.

Процесс развития речи и речевого творчества у детей дошкольного возраста- сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Развитие речи ребёнка должно происходить преимущественно в процессе: живого общения со взрослыми и другими детьми; игры; чтения художественной и научно-популярной литературы; сочинительства; театральной деятельности. В соответствии с возрастом, по программе , стоят задачи: Внимательное слушание сценария (речь педагога); Анализ поступков действующих лиц, манера речи; фантазирование по поводу внешнего вида, поведения; Проигрывание действий, работа над выразительностью речи; Составление рассказов по мотивам событий из собственной жизни, литературных произведений; Сочинение текста для выступления.

 В нашей группе есть предметно-пространственная среда: 1. Игры-драматизации: а) игры-драматизации с куклами; б) пальчиковый театр; в) элементы костюмов: жилетки, накидки, юбки, платки, шарфы, кушаки, шляпы и шляпки, парики, очки, усы, короны, диадемы и др.; г) перчаточный театр; д) баночный театр; е) театр на ложках; 2. Режиссёрские игры: а) настольный театр картинок; б) театр на фланелеграфе; в) театр на кубиках. Театрализованная деятельность становится особенно эффективным средством активизации речи в том случае, если выбор сюжета определяется запросами детей, а не дидактическими задачами взрослого. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребёнок становится и актёром, и режиссёром, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет. Проговаривает его, озвучивая героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра-драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребёнка и его речевое творчество. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно, отчётливо, качественно обогащая свой словарный запас. Например: Амир. Е. и Лиза Б играя с резиновыми игрушками из сказки:»Репка».Придумали совсем другой сюжет (Давай, как будто…)предложил Амир Е. Бабушка посадила кабачек , а дедушка арбуз и они соревновались у кого вырастит быстрее и лучше. А потом все герои сказки помогали и бабушке и деду .В конце устроили пир на весь мир ! Видно, что Амир планирует свою игру («Давай, как будто…») На этом примере видно, как дети самостоятельно придумали и разыграли небольшую пьеску, где стали актёрами и режиссёрами своего маленького спектакля. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию речевого творчества. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. В играх-драматизациях ребёнок, используя роль в качестве «артиста» самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и не вербальной выразительности. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на того же героя, сыгранного другим ребёнком. Мы часто играем в: а) игры-превращения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Море волнуется», «Домашние животные»; б) игры для развития интонационной выразительности: «Повтори предложенную фразу (двустишье) весело, удивлённо, грустно», «Попроси игрушку вежливо, с обидой, требовательно». Проводим упражнения для развития творческого воображения: а) «На что похожи наши ладошки» (обвести ладошку и придумать на что похоже); б) «Волшебные кляксы» (капнуть краску, сложить лист пополам; необходимо увидеть, на что похожа клякса); в) «Волшебная ниточка» (обмакнуть ниточку в краску, положить в произвольном порядке ниточку, накрыть её листом, прижать); г) «Волшебники» (без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображённые на листе, в злого и доброго волшебника); д) «Неоконченный рисунок» (детям дают листы с изображение недорисованных предметов; предлагаем дорисовать и рассказать о получившемся предмете). Проводим игры для активизации словаря: а)«Времена года» (учим детей активно использовать в своей речи прилагательные; помогаем ребёнку увидеть похожесть друг на друга разнообразных предметов, явлений; способствуем развитию наблюдательности: Зима какая? Снежная, холодная ,белая, хрустальная, злая, пушистая.). б) «Что делают предметы?» (знакомим детей со словами, обозначающими действия предметов; согласование существительных с глаголом: Что делает мяч? Прыгает, катится, отскакивает, передаётся и т. д.). Для обогащения активного словаря детей, повышения уровня эмоционального развития мы используем сказки. В этом нам помогает кукольный театр. Мы обыгрываем сказки, которые знают дети с самого раннего возраста: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д. На примере сказки активизируем речевое общение детей, ищем индивидуальный подход к каждому ребёнку. В сказке каждому находится роль: активного собеседника или роль-действие. Например: Сказка «Колобок» (эпизод) - Почему Дед попросил испечь колобок? - Потому что есть захотел. Дед сначала работал в саду, потом дрова рубил, устал. - Как Бабка пекла колобок? - Поискала муки, нашла в амбаре. Взяла молока, посолила и тесто замесила. Ещё яйца надо взять, - бабушка всегда так делает. – сказала Ариша - Почему Колобок укатился от Бабушки и Дедушки? - Он захотел найти приключения. – сказала Залина. - Ему стало скучно, он захотел посмотреть, что там в лесу делается, может, друзей найти? – сказал Коля Я. - Катился Колобок по дорожке… Что он мог увидеть в пути? - Солнышко, цветочки, большие деревья, грустную Белочку… (предположения детей). - Почему Белочка грустная? - Может, Бельчонка потеряла, а, может, поссорилась с друзьями, плохое настроение было. И так далее. Последующие занятия позволили выдвинуть на первый план детей с менее активной позицией, а детей-лидеров приучить к выдержке, сдержанности. Такие драматизации знакомых сказок помогли развитию общения со взрослыми и сверстниками, проявить умение слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Для того чтобы ребёнок стал придумывать сказки и рассказы, мы ввели такой приём: воспитатель рисует, а дети по рисункам, сначала с воспитателем. А затем и самостоятельно придумывают историю. Например: Девочки попросили нарисовать принцессу. Обсудили, какое платье рисуем, какие волосы. Предложила придумать сказку о Принцессе. Дети высказывались, как только появлялся новый герой, рисовала его. В результате на листе появились Принц, карета, замок и Собака. Рисунки были примитивные, но детей они очень заинтересовали и сюжет сказки получился интересный. Результатом стало создание в группе маленькой библиотечки «Сказки нашей группы». Надо отметить, что важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть, важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Чтобы дети во время придумывания по рисунку не теряли интерес к сочинительству, мы стараемся эмоционально реагировать на каждое предложение и действие. Если дети затруднялись, помогали додумывать окончание истории. Некоторым детям легче сначала придумать сказку или рассказ, а затем нарисовать иллюстрации. Помогают нам в этом родители. Дети придумывали и рисовали сказки и рассказы дома, а родители их записывали и помогали оформить. Все сказки и рассказы мы обязательно зачитывали и обсуждали с детьми рассказы, как правило, были про друзей. Эта тема близка детям. Вовлечение родителей в педагогический процесс дало положительный результат, родители явились не только участниками образовательного процесса, но и оказали положительное влияние на детей. Дети стали раскованы психологически и активны. Сказки помогают нам создать театр на ложках. Каждый ребёнок, совместно с родителями, выбирал себе персонажа или нескольких персонажей по желанию. Никто им никого не навязывал. Во время изготовления игрушек родители советовались друг с другом, обсуждали, как лучше её оформить, хвалились уже готовыми игрушками. Они радовались, как дети. Театр получился интересный, он любим детьми, потому что сделан своими руками и прост в обращении. Ребёнок без труда может ими манипулировать. Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребёнка в театрализованной деятельности создаёт благоприятные условия для развития у него чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованная деятельность позволяет развивать у ребёнка речевое творчество. Наша работа не прошла бесследно. Улучшилась речь детей. Дети свободно вступают в диалог, у многих детей активный словарь, они используют в речи прилагательные и существительные, свободно задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Конечно, не стоит ждать осмысления ценности ...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»

Дети в возрасте 3 - 4 года находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Материалы ...

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка  к  здоровому  образу жизни"....

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в оздоровлении  и  приобщении  ребенка  к  здоровому  образу жизни"....

Сообщение из опыта работы на тему: "Роль родителей в оздоровлении и приобщении ребенка к здоровому образу жизни".

                           Сообщение  из опыта  работы  на тему: "Роль  родителей  в озд...

Сообщение из опыта работы на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей»

1слайд. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие способности детей, развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать...

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Сообщение из опыта работы по теме: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»...