СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии ребенка»
консультация (младшая группа) по теме

Шипулина Кристина Андреевна
Дети в возрасте 3 - 4 года находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Материалы для познавательно - исследовательской деятельности должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №4»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«Роль экспериментальной деятельности

 в познавательном развитии ребенка»

                                                                 

Подготовила воспитатель  

2 младшей группы Шипулина К.А.

Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.  Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. В первые три года экспериментирование является практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываясь над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.

Дети моей группы имеют возраст 3 - 4 года. Их исследовательские действия встроены в предметно - манипулятивную деятельность. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей.  Материалы для познавательно - исследовательской деятельности должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка.  Это объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.  В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Для детей данного возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно - символических, позволяющих расширить круг представлений ребенка, развивать речь.  Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей. Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности.  В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Большое внимание экспериментированию мной, уделяется как во время наблюдений и свободной деятельности, так и во время непосредственно-образовательной деятельности. В нашей группе познавательная деятельность развивается в таких экспериментах как «горячий – холодный», «гладкий – колючий», «тонет – не тонет», «что растворяется в воде?», «что притягивает магнит?» и другие. На одном из последних занятий я познакомила детей со свойствами разных предметов тонуть и плавать. Для этого я использовала камешки, металлические ключи, деревянные кубики, пластмассовый конструктор, резиновый мячик. Еще до начала опыта дети предполагали, какие предметы утонут, а какие нет. Ребята подходили к тазику с водой и по очереди опускали в него  предметы. В процессе опыта отвечали на вопросы «Почему утонули?», «Что тяжелее?», «Почему плавают?», «Что легче?». Также при изучении свойств воды и отдельных свойств материалов  мы выяснили, что растворяются в воде, а что не растворяется. Выяснили, что если добавить в воду краску она меняет свой цвет. При смешивании горячей и холодной воды получается теплая. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

  • Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом),
  • Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений),
  • Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания),
  • Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).