Приложение №1. Материально-техническая база МДОУ №69 для детей с ОВЗ (нарушение зрения)
методическая разработка

Епихова Ольга Вячеславовна

Материально-техническая база МДОУ №69 для детей с ОВЗ (нарушение зрения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialno-tehnicheskaya_baza.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Материально-техническая база МДОУ №69

для детей с ОВЗ (нарушения зрения)

«Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы,… приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». (ФГОС ДО)

Специалисты (Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева и др.) выделяют следующие особенности развития детей с нарушением зрения:

  • снижение уровня развития зрительного восприятия (его неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность);
  • задержка процесса координации движений;
  • затруднение в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния);
  • снижение предметно-практического опыта, отсутствие конкретных представлений;
  • неумение многих детей с нарушением зрения общаться в диалоге, из-за неумения слушать собеседника; слабо развитую монологическую речь;
  • индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость),
  • снижение скорости усвоения информации;
  • затруднения процесса мышления (анализ и синтез информации), больше преобладает наглядно-действенное, чем наглядно-образное (из-за нарушения полноты, целостности, точности и объема зрительного восприятия окружающей действительности);
  • особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в расторможенности или наоборот - заторможенности действий.

Краткая характеристика коррекционных групп МДОУ.

Коррекционные группы посещают воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет. Списочный состав – 24 детей, из них: 12 мальчиков и 22 девочек. Одна группа №9 компенсирующего вида, одна группа №10 комбинированного вида,  направленные на развитие детей, имеющих нарушения зрения. 71,4% детей группы №9 требуют коррекционной работы с учителем-логопедом (12 человек), 9 детей нуждаются в помощи педагога-психолога. 

Таким образом, всем детям коррекционных групп необходима помощь специалистов в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.

Предметно-развивающая среда является фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. И, несомненно, детям с нарушениями зрения требуются специальные условия, дидактические игры и пособия. Предметно – пространственная среда коррекционных групп стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Наполняемость предметной развивающей среды направлена на разностороннее развитие детей, накопление опыта игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной и двигательной деятельности.

Педагоги  ДОУ стремятся создать оптимальные условия для воспитанников, при которых

  • повышается зрительная работоспособность у детей;
  • минимизируется зрительное утомление;
  • вовлекаются сохранные анализаторы в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а так же в овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

    Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование групповых помещений  безопасное, эстетически привлекательное здоровьесберегающее, развивающее и  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Мебель в групповых помещениях расположена согласно требованиям пожарной безопасности, с  учетом свободного доступа детей к местам эвакуации.

Пространство групп трансформируется в зависимости от образовательной ситуации. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности дети занимают места за столами, которые легко можно перемещать; расставить вдоль стены, поставить кругом во время проведения коллективных аппликаций и т.п. Все созданные в группах центры имеют выход в универсальную игровую зону с большим разнообразием предметного накопления.

В группах воспитатели организовали различные пространства (для игры, конструирования,  экспериментирования и пр.) наполненные различными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Мебель мобильна,  что позволяет менять интерьер по мере необходимости.  При организации предметно-пространственной развивающей среды в группах для детей с нарушением зрения нужно учитывать, что воспитанники сложно реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают стабильность, поэтому не следует злоупотреблять перестановкой мебели  в группе, менять местоположение и количество развивающих центров для создания благоприятной психологической обстановки, положительного эмоционального настроя у детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. С изменением лексической темы недели соответственно, обновляется  сопровождающий данную тему дидактический и игровой материал. Выставляются наглядные пособия по текущей теме, дидактические игры. По сезонам года оформляются выставки природного материала, календари и т.п. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Дети могут заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Тематические центры позволяют объединяться по общим интересам. Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую:

  • активная зона (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально- театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр);
  • спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, «Здравствуй, книжка», центр речевого развития, центр социализации).

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей коррекционных групп, а также  соответствует   образовательным программам, реализуемым для детей с нарушениями зрения, с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы  и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС осуществляется по всем видам детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, элементарно-трудовой, изобразительной.

 Предметно-развивающая среда отражает содержание образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Условно, в пределах пространства групп  можно выделить игровые и тематические центры, охватывающие все образовательные области.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Организация предметно – развивающей среды в группах построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Так как в группах больше девочек, то  дети охотнее принимают участие в играх «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «День рождение», «На приёме у ветеринара» и др.

Для девочек младшей группы №10 актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов. Включены в игровые материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, накидки, бусы, банты, сумочки и т.п.Для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования, вооружения рыцарей, русских богатырей, различные технические игрушки и т.п.

Основываясь на требования ФГОС, в разновозрастной группе №9 имеются такие сюжетно-ролевые игры как «Школа», «Почта», «Космос» и др.

Мальчикам предоставлены разнообразные виды техники в «Гараже». Они могут заняться конструированием. Имеются строительные материалы, конструкторы. В строительных играх «Экскурсия на теплоходе», «Строим город» и т.п. дети закрепляют навыки коллективной работы, учатся распределять обязанности, планировать процесс изготовления построек..

В группах имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.

Созданная среда предоставляет возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Патриотический уголок группы№9 расположен в учебной зоне. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города.

        В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность; приобщать к трудовой деятельности. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, создана картотека с предметными картинками, которые каждый день выставляются детьми  в специальные рамки. График дежурств меняется каждый месяц.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

        В уголке познавательного развития находятся материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, журналы, альбомы. Имеется большое количество игр по развитию логико - математического мышления. Это игры на плоскостное моделирование, вкладыши – формы, наборы мозаик разной формы, геометрическое лото; настольные игры «Геометрические формы», «Ассоциации» и т. д.Для развития умений ориентироваться по схеме в группе №9 используется пособие «Полянка».

        В уголке  сенсомоторного развития находятся пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др. Воспитателями группы №10 были изготовлены «Тактильные дощечки». Дощечки покрываются материалами: ткань, бумага, природный материал и т.д., которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, и т. д.);  шумовые коробочки для развития фонематического слуха. Имеются разнообразные дидактические игры для развития мелкой моторики,  укрепления кисти рук, пальцев.  

        Уголок природы и экспериментирования расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. В уголок природы  помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями  и средства для ухода за ними. Имеются  коллекция камушков, ракушек, гербарии, муляжи, овощей, фруктов, поделки из природного материала, тематические лэпбуки. В разновозрастной группе №9 красочно оформлен уголок «На ферме», где полно представлены виды труда тружеников села.

В  группах созданы условия для  проведения элементарных опытов с песком, водой, воздухом, экспериментирования с различными материалами: емкости для игр с водой, песком, зеркала, лупы, микроскоп, весы, гирьки. Есть различные виды природных материалов, семян, круп и т.д. Экспериментируя, дети получают новые знания, делают выводы и анализируют.

Уголок ОБЖ оснащен  необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, игрушками  по данной тематике (машинки, лото «Транспорт»), настольными  играми («Правила дорожного движения», «Дорожная азбука»). Хорошим дидактическим пособием по освоению ПДД в группе №9 служит переносное оборудование с разметкой улиц и дорог, а также пожарный стенд для освоения детьми правил пожарной безопасности.

В группе №9 имеются технические средства: компьютер и телевизор для просмотра DVD-дисков, зрительной гимнастики, магнитофон.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Для решения задач правильного произношения в самостоятельной деятельности, для совершенствования навыков, полученных в совместной с учителем-логопедом деятельности организован речевой центр, включающий  в себя дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания. Центр развития речи оснащён иллюстрированными альбомами различной тематики, наборами предметных и сюжетных картинок, дидактическими играми на звукопроизношение, мнемотаблицами.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

В  музыкальных уголках групп собраны разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой;   фонотеки с  записями  классической и народной музыки, детских песенок; музыкальные инструменты,  которые способствуют формированию интереса к музыке.

        В уголке ряженья в группе №10 имеются костюмы и предметы для сюжетно-ролевой игры «Мы – водители», которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни, освоить профессии водителей специальных машин.

В центре художественного творчества в группе №9 и №10 имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников, а также собраны образцы декоративно – прикладного творчества. Зона изобразительной деятельности оснащена всем необходимым для развития творчества: бумага, краски, кисти, пластилин, восковые мелки, карандаши, фломастеры, обводки по различным темам, книжки для раскраски и т.д.

        Мини библиотеки групп расположены на стеллажах. Здесь представлены книги в соответствии с программой: авторские книги, произведения устного народного творчества, загадки и т.д. Так же представлены портреты авторов: поэтов и писателей. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

В группах размещены  уголки физического развития, целью которых является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. В физкультурных  уголках имеются мячи, кегли, дорожки здоровья, кольцеброс и др.  

В детском саду созданы условия для охраны и укрепления здоровья, восстановления и развития зрительных функций детей, имеющих нарушения зрения.

        В кабинете охраны зрения имеется медицинское оборудование для проведения лечебных и профилактических мероприятий: необходимые аппараты для лечения зрительной патологии.

 В детском саду имеются специальные помещения для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

        Имеется кабинет учителей-дефектологов, оснащенный дидактическими пособиями, играми по развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки,  осязания и мелкой моторики.    Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (CD-диски, DVD-диски). Материал подобран сбалансировано,  сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Имеются технические средства: компьютер для просмотра DVD-дисков, прослушивания аудиозаписей, зрительных гимнастик,  магнитофон.

В кабинете учителя-логопеда имеются пособия и наглядно- иллюстративный материал по развитию речи, в том числе по звукопроизношению и фонематическому восприятию, по формированию лексико-грамматических категорий, для развития связной речи, по обучению грамоте и др.

Вывод: развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом состояния здоровья, его склонностей, интересов, уровня активности.

Дата: ____________                 Старший воспитатель:________/В.А.Машкеева/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образно-пластическая деятельность как способ формирования адекватного Образа – «Я» у детей-дошкольников с нарушениями зрения.

Программа деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога по формированию у детей способностей к полноценному пластическому проявлению индивидуальности, позитивному отреагированию эмоций, формиро...

Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ ( нарушение зрения) с применением ИКТ. Тема: "На прогулке с Вини-пухом"

Форма проведения: подгрупповая (возраст  детей 4 года; зрительная патология: гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие).Занятие направлено на развитие зрител...

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ (нарушение зрения). Тема: "На прогулке по аллее сада".

Форма проведения: индивидуальная (возраст  детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия  и амблиопия средней степени , сходящиеся косоглазие);Развитие зрительного восприятия. Формирование...

Коррекционный уголок в группе для детей с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие)

Предметно-развивающая среда: коррекционный уголок "Чудо-обучайка". (Старший дошкольный возраст.)Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, осязания, полисенсорного восприятия. Материал по...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Зарядка с мячом для детей с тяжелыми нарушениями зрения

"Я не вижу, но, как и все дети, очень люблю играть в мяч. Поиграем вместе!"...

Рекомендации по развитию остаточного зрения у детей с глубокими нарушениями зрения

Дети с глубокими нарушениями зрения, имеющие остаточное зрение (светоощущение, предметное зрение), нуждаются в проведении с ними ежедневной зрительной ...