Ранняя профориентация в ДОУ.
статья (младшая группа)

Алексеева Елена Михайловна

Добрый день, уважаемые педагоги. Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель 1 кв. категории детского садика №18 «Вишенка», хотела бы поделиться своим опытом работы по ранней профориентации в ДОУ.

Детство это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые педагоги. Я, Алексеева Елена Михайловна, воспитатель 1 кв. категории детского садика №18 «Вишенка», хотела бы поделиться своим опытом работы по ранней профориентации в ДОУ , и провести с вами небольшой мастер-класс.

Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.

Мир профессий в обществе  сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т.к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.В связи с этим перед ДОУ поставлена задача использования современных, эффективных и инновационных средств развития ребёнка. Инновационная деятельность должна ориентироваться на совершенствование учебно-методического, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения ДОУ, организации социального партнёрства.

Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять»на себя роль врача, продавца, повара, водителя, полицейского  — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.

Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно осуществляю через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширить и углубить знания детей, объединить профессии в тематические блоки, применяю  различные технологии, которые делают работу увлекательной.

Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники:

  • Понимали ценность и важность труда.
  • Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
  • Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками.

Для того, чтобы работа по ранней профориентации моих воспитанников была более эффективной,  успешной и дети испытывали  радость, положительные эмоции. а также  имели бы  возможность проявить себя в доступных видах деятельности, мне было необходимо создать определенную предметно – развивающую среду:

  • В группе создана библиотечка с подборкой художественной литературы о профессиях
  •  подобраны и самостоятельно изготовлены дидактические, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал;
  •  сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
  • Силами  моих замечательных помощников-родителей были изготовлены книжки – малышки, оформлен альбом «Профессии наших родителей», изготовлены лэпбуки , «Профессия пожарный»«Профессия врач»
  • Уголок ряжения был дополнен костюмами для сюжетно – ролевых игр: «Доктор»«Медицинская сестра»«Продавец»«Парикмахер» «Пожарный»,  «Строитель», «Архитектор», «Ландшафный дизайнер», «Кондитер»
  • Оснащена коробка с предметами – заместителями

В профориентационной сюжетно-ролевой игре имитируются, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр получаемые  знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт.

Постепенно побуждаю детей усложнять содержание сюжетно – ролевых игр. Дети часто сами предлагают новые сюжеты, а я помогаю ввести в игру новые роли или специальности (капитан корабля, штурман, матрос), побуждаю детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, техника).

В сюжетно – ролевых играх мои воспитанники учатся:

  • общению со сверстниками,
  • приобщаться к жизни в обществе
  • на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета;

Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.

Организовываю экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню,  в кабинет заведующей. Во время экскурсии обязательно обращаю внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказываю о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.

После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждаю то, что увидели. Дети делятся тем, что особенно запомнилось или понравилось. Любое обсуждение заканчивается продуктивной деятельностью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией)

Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаю родителей моих воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии.

Проводимая работа по ранней профориентации позволяет ненавязчиво подводить  детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

Ресурсы:

Закон РФ «Об образовании в Российской федерации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Конспект занятия по ранней профориентации "Едит- едит паровоз"

Едит - едит паровоз.Програмные задачи.Закрепить знания детей о таком виде транспорта, как поезд.Продолжать учить различать где вагоны, где паровоз, колеса.Ритмично читать стихи вместе с воспитат...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»

В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...