Семинар «Методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»
консультация

Стегленко Нина Александровна

Семинар предназначен для работы с молодыми педагогами в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста, служит для них основой познания окружающего мира, является первой ступенью чувственного опыта. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Зачастую, не возможно, восстановить упущения в формировании сенсорной сферы ребенка.  Фундаментом общего умственного развития является сенсорное воспитание, так же оно имеет самостоятельное значение ведь полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Ф. Фрёбель, М. Монтессори, О. Декроли, М. Манасеин, Л.А. Венгер, Е.И. Тихеева и многие другие ученые в своих исследованиях совершенно справедливо отмечали, что сенсорное воспитание и сенсорное развитие, направленное на полноценное интеллектуальное  развитие детей дошкольного возраста, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.  В своих трудах они разработали  методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, которые до сих пор актуальны в работе с детьми дошкольного возраста по данному направлению.

1. Система сенсорного воспитания Фридриха Фрёбеля.

Он предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика рук в комплексе с другими анализаторами позволяет ребенку более точно говорить о свойствах предметов. Автор разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей «Дары Фрёбеля», которое состояло из набора геометрических фигур, которые в свою очередь рассыпались на меньшие по размеру. Дары Фрёбеля представляют собой предметы разные по форме, цвету и величине (шарики, куб, цилиндр, полоски для плетения. Палочки для выкладывания и др.).

Дары Фрёбеля и игры с ними.

  • 1 – текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого

цвета (всего 8 мячей). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движения с ним: вверх – вниз, по кругу, направо – налево, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Необходимо для каждого движения с мячом абсолютно по  - особому вести руку, причем различия этих движений едва заметны даже для взрослых. Для ребенка это важное упражнение позволяющие развивать сенсомоторную координацию.

  • 2 – шар, куб и цилиндр одинакового размера ( предназначен для

знакомства детей с геометрическими телами и различия между ними).

Например: шар катится, куб неподвижен, у него есть ребра. Кубик по форме и устойчивости полная противоположность шара.

Фрёбель шар рассматривал, как символ движения, кубик же – как символ покоя, «единства в многообразии» ( куб един, но вид его различен в зависимости от того, как от представлен взору: ребром, вершиной, стороной). Цилиндр совмещает и  свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если его поставить на основание, подвижен, если его положить и тд.

  • 3 – куб, разделенный на восемь частей (кубиков). Посредством

этих предметов ребенок, получает представление о целом и составляющих его частях. Ребенок развивает свои творческие способности, строя из кубиков применяя различные комбинации.

  • 4 – такой же кубик, разделенный на восемь плиток (прямоугольников). Возможность строительных комбинаций значительно расширяется. Не следует забывать, что с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже ознакомился, не изымаются.
  • 5 – кубик, разделенный на двадцать семь  маленьких кубиков,  причем девять из них разделены на более мелкие части. Так большой куб предлагает идею свободного  комбинирования форм согласно принципу симметрии.
  • 6 – кубик, разделенный на двадцать семь кубиков, многое из которых разделены на части: на плитки, по диагонали и тд.  Так данный кубик усложняют деление самого куба – на множество разнообразных геометрических фигур. Это развивает строительные навыки, воображение, усидчивость, ребенок может изучать размер, количество, форму. Так же это развивает мелкую моторику, способствует развитию речи. Чем больше ребенок занимается с различными мелкими предметами, тем раньше и лучше он начинает разговаривать. Главной своей методикой Фрёбель считал игру. В свое время он был одним из первых, кто обратил внимание, что во время игры ребенок наиболее полно развивается и реализуется. Фрёбель считал, что цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью.

2. Система сенсорного воспитания Марии Монтессори .

Автор в своей системе предлагала познание окружающего мира соединить с ознакомлением предметов вокруг ребенка, насытить развивающее пространство, в котором воспитывается ребенок, чтобы несколько предметов из окружения вызывали его интерес. Она сводит развитие ребенка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитие мускул, слуха, зрения, обоняния и тп. Монтессори разработала системы упражнений на развитие разных органов чувств, и к каждому упражнению подобрала дидактический материал.

Она считала, что главная забота воспитателя,  какого – либо учебного заведения это сохранять и развивать природную индивидуальность ребенка. М. Монтессори  считала, что основным условием сохранения и развития детской индивидуальности – предоставление полной свободы. В своих работах она отмечала, что свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут появиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Важно отметить то, что окружающая среда  в системе воспитания Монтессори подразделялась на ряд зон, одна из таких зон – зона сенсорного воспитания.  Она предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Ее составляющая – классический сенсорный  Монтессори – материал, который так же разделен на несколько групп:

  • Материал для развития зрения. Это четыре блока с цилиндрами и

цветными цилиндрами, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками – вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Комплект конструктивных треугольников, биномиальный  и триномиальный кубы – для развития логического мышления на основе зрительного восприятия.

  • Материалы для развития осязания. Это – гладкие и шершавые доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.
  • Материалы для развития барического чувства (различение веса).

Это весовые таблички, для развития вкуса – вкусовые баночки, для развития слуха – шумовые цилиндры.

3. Система сенсорного воспитания Овида Декроли .

Автор создал систему дидактических игр, направленное не сенсорное воспитание детей. Он использовал в играх для детей предметы окружающего мира.  Декроли считал, что  основная цель воспитания – к жизни, для жизни, через жизнь. В центре педагогического процесса он ставил ребенка, его внутренний мир, потребности, интересы, способности. В его понимании ребенок обучаясь, должен сам делать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или учебником.

Декроли так же, как и Фрёбель отводил игре большую роль, в образовательном процессе, считая игру могучем побудителем духовного развития ребенка. Педагог же берет на себя роль помощника  и консультанта.

Он разработал серию дидактических игр:

1. сенсорные игры: зрительно – моторные, слухо – моторные

2.арифметические

3. игры, с вязанные с понятием времени

4. игры, связанные с чтением

5. игры грамматические и для развития речи.

В системах игр  Декроли использовал окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как в работах  Фрёбеля. По его мнению игры, следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

 4. Система сенсорного воспитания Е.И. Тихеевой.

Елизавета Ивановна проблемы сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста считала центральной в своей работе.  Она отмечала, что сенсорное воспитание и развитие связанно не только с формированием умственных способностей, развитием речи, но и с влиянием на становление эстетических и нравственных чувств. В своих исследованиях Тихеева решая вопрос об источнике и средствах развития детей дошкольного возраста, пришла к пониманию:  именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать как источник развития, а игру, труд, общение с взрослыми и сверстниками, а познание окружающего мира – как основные средства развития.  Понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, она много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом.

Тихеева разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе», методику наблюдения за явлениями природы. Она советовала создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал - естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины). Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии). Своеобразие методики Тихеевой - разнообразие активных видов детской деятельности.

5. Система сенсорного воспитания Л.Г. Венгера.

Леонид Абрамович разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы их разные свойства и отношения (форма, цвет, величина, расположение в пространстве). С помощью игр он не только передавал определенные знания, но и формировал   знания  о разнообразных игровых действиях. Игры по сенсорному воспитанию включал не только в предметную деятельность, но и в конструктивную, рисование, выкладывание мозоики. Л.А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов — перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имело значение для разработки способов сенсорного воспитания младших дошкольников, которым еще недоступен интеллектуальный путь овладения такого рода системами.

Вот так кратко уважаемые коллеги мы ознакомились с некоторыми системами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

55 страниц наиполезнейшего материла. Который должен иметь каждый музыкальный руководитель....

Методика правового воспитания детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...

Тема: «Методика сенсорного воспитания детей раннего возраста»

laquo;Методика воспитания обучения детей дошкольного возраста.»...

«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».

В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...

методика сенсорного воспитания детей раннего возраста

Добрый день. Давайте сегодня погговорим о методике воспитания детей раннего возраста....