Дидактическая игра как средство обучения детей количественному и порядковому счету.
статья

Афанасенко Елена Геннадьевна

В данной статье описана методика использования дидактических игр при обучении детей количественному и порядковому счету. статья рекомендована молодым специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_obucheniya_detey.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасенко Елена Геннадьевна,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №27»

г.Усссурийск Приморский край

Дидактическая  игра  как  средство  обучения    детей

                             количественному и порядковому  счету

Введение

       Актуальность   нашей   темы заключается в  одной  из  наиболее  важных  задач  подготовки  детей  к  школе, развития  логического  мышления  и  познавательных способностей  дошкольников, формирование  у  них  элементарных  математических  представлений.  

        Обучению дошкольников  началам  математики должно  отводиться    важное  место. Это  вызвано целым  рядом  причин: началом  школьного  обучения  с  шести  лет, обилием  информации, получаемой  ребёнком, повышением  внимания  к  компьютеризации, желанием  сделать  процесс  обучения  более  интенсивным, стремлением  родителей  в  связи  с  этим  как  можно  раньше  научить  ребёнка  узнавать  цифры, считать, решать  задачи.

Анализ  педагогической  литературы  позволяет  проследить, как  вопрос использования  дидактических  игр  с  математическим  содержанием  в  обучении  детей  решался  в  научных  исследованиях.  Среди  первых   советских  педагогов, занимавшихся  обучением  детей  с  использованием  игр, следует  назвать  Е.И.Тихееву. Вопросы  использования  дидактических  игр  в  детском  саду  изучаются рядом  исследователей  Р.И. Жуковской,  Ф.Н.Блехер, Е.И.Удальцовой.

Использование  дидактических  игр  как  средство  обучения  количественному  и  порядковому  счету  у  детей    дошкольного  возраста.

          В  дошкольной  педагогике  все  дидактические  игры  можно разделить  

на  три  основных  вида:

  • Игры  с  предметами ( игрушками, природным  материалом);
  • Настольно-печатные  игры;
  • Словесные  игры.

          Дидактическая   игра    рассматривается  в  нескольких  направлениях: как  игровой метод  обучения, как  самостоятельная  деятельность  детей дошкольного возраста. Ещё  со  времён  Ф.Фребеля  дидактическая  игра  была  общепризнанна  как  игровой  метод  обучения.

           Если  дидактическая  игра  является  методом  обучения, то  чему  же  можно  научить  детей  с  её  помощью?  Анализ  специальной  литературы  и  содержания  дидактических  игр  приводит  к  выводу, что  возможности  этих  игр  в  решении  данной  задачи  ограничены. Дети  приобретают  знания, как  правило, до  игры. Сами  дидактические  игры  требуют  определённых  знаний. Только  на  их  основе  могут  выполнятся  разнообразные  игровые  правила  и  действия. Вместе  с  тем  следует  отметить, что  в  решении  первой  задачи  обучения – передаче  знаний – дидактическая  игра  содержит  в  себе  меньше  возможностей  по  сравнению  с  другими  методами  обучения ( объяснение, показ  и др.). Однако  дидактическая  игра  является  эффективным  методом  решения  второй  задачи  обучения, а  именно   освоения  знаний. Это  объясняется  тем, что  каждая   дидактическая  игра  способствует  выработке  умения  самостоятельно, рационально  использовать  имеющиеся  знания  при  решении  игровой  задачи.

          Далее  рассмотрим  дидактическую  игру  как   самостоятельную  деятельность  детей, под  которой  будем  понимать  такую  деятельность, когда  они  самостоятельно  выбирают  игру, организуют  её,  контролируют  выполнение  правил  и  действий и т.д.

        Специальных  исследований,  посвященных  изучению  дидактической  игры  как  самостоятельной  деятельности  детей  не  проводилось.  Хотя  в  ряде  теоретических  работ  эти  вопросы  освещались.  Если  в  дидактических  играх, используемых  как  метод  обучения, закрепляются  знания, то  в  самостоятельных  дидактических  играх  формируются  такие  важные  качества  личности  как  самостоятельность, умение  подчинить своё  поведение  правилам  игры и т.д.

       На  основании  изучения  передового  педагогического  опыта, результатов  научного  исследования   можно  определить, что  для  того  чтобы  дидактические  игры  могли  стать  самостоятельной  деятельностью  детей  необходимо  выполнение  следующих  условий:

 -    отбор  игр  воспитателем  в  соответствии  с  возрастными  особенностями, с  уровнем  развития  детей;

-       методически  правильное  обучение  игре; объяснение  хода  игры, игровых  правил  и  действий;  участие  воспитателя  в  игре, особенно  на  первом  этапе  ознакомления  детей  с  игрой, на  правах  равного  партнёра  по  игре;

 -     поддержание  длительного  интереса  к  игре  путем  внесения  в  неё  новых  вариантов  игровых  правил  и  действий, дидактического  материала;

-    предоставление  достаточного  времени  для  игры, чтобы  дети  сами  смогли  организовать  игру, завершить  её,  убрать  дидактический  материал.

              Безусловно, одним  из  условий  является  наличие  достаточного  количества  разнообразных  дидактических  игр  и  материалов, а  также  разработанных  методик  их  использования.

       Дидактическая  игра, организованная  воспитателем даёт  ребёнку  возможность  практически  использовать, закреплять  и  уточнять  полученные    представления. Например, если  дети знакомятся  с  порядковым  числительным, то  основной  целью  дидактической  игры  «Зоопарк»,   будет  практическое  использование  порядковых  числительных.

             Для  дидактических  игр  характерны  особенности, в  содержании  которых  отражаются  количественные  отношения  предметов  реального  мира. Это, во-первых, наличие  разнообразных  сюжетов  и  ролей, наполненных  математическим  содержанием. Во-вторых, математические  знания,  усвоенные  на  занятиях,  естественно  включаются  в  игры  как  правила  выполнения  детьми  той  или  иной  роли. Воспитатель, беря  на  себя  определённую  игровую  роль, помогает  детям  использовать  счет  и  контролирует  правильность  их  выполнения. В-третьих, в  играх  развивается  умение  применять  полученные  на  занятиях  математические  знания  в  новых  условиях, с  разными  объектами.  

       Существенное  значение  для  организации  и  проведения  дидактических  игр  имеет  подготовка  игрового  материала. В  играх  широко  используется  разнообразный  дидактический  материал  и  подбирать  его  надо  таким  образом, чтобы  облегчить  ребенку  переход  от  применения  более  конкретных  его  форм  к  более  абстрактным, т.е.  в  играх  должны  использоваться  вначале  реальные  предметы, а  затем  их  заменители.  Все  игры  даются  по  следующей  схеме:  название  игры, ее  цель, подготовка  к  игре,  материал, ход  игры,  усложнение  заданий  в  процессе  игры, дальнейшее  развитие  сюжета  и  содержания  игры  и  её  результативность. Такая  схема  описания  игр  помогает  воспитателю  более  успешно  организовать  игру.

             В  организации  и  проведении  дидактических  игр  можно   условно  выделить  три  этапа. Руководство  игрой  на  этих  этапах  осуществляется  по-разному. Выбор  методов  педагогического  руководства  обусловлен  спецификой  игр,  наличием  у  детей  знаний  о  числе, счете  и  измерении, уровнем  их  игровых  навыков  и  умений.

                На  первом  этапе  игра  носит  дидактический  характер. Ведущая  роль  принадлежит  воспитателю. Он  направляет  развитие  сюжета, следит  за  сменой  ролей  и  выполнением  счетных  и  измерительных  действий  каждым  ребенком, развивает  умение  применять  эти  знания  в  игре.

                На  втором  этапе  игра  организуется  детьми, успешно  овладевшими  счетом. Ведущие  роли  начинают  выполнять  дети. Воспитатель  принимает  участие  в  игре  в  основном  на второстепенных  ролях.

         Третий  этап  характеризуется  возникновением  игры  по  инициативе  детей. Все  роли, в  том  числе  и  включающие  счет  и  измерение, самостоятельно  разыгрывают  дети.  Воспитатель – активный  наблюдатель.

           В  процессе  игры  легко  обнаруживаются  различия  в  счетных  умениях  и  навыках  детей. Одни  участники  уверенно  пересчитывают  как  реальные  предметы,  так  их  изображения ( палочки, кружки), правильно  отвечают  на  вопрос  « сколько?». Другие  пропускают  числительные, не  называют  итоговое  число, затрудняются  объяснить, что  они  делают. Нередко  приходится  наблюдать, что  дети  легко  запоминают  названия  всех  числительных, однако  значения  отдельных  числительных  не  понимают, поэтому  не  могут  ответить  на  вопрос  « сколько?». На  этих  ребят  надо  обратить  особое  внимание. Помощь  им  оказывает  как  воспитатель, так  и  дети, хорошо  владеющие  счетом.

             Игра, отображающая  деятельность  взрослых, а  также  совместные  действия  с  партнером  по  игре, побуждает  дошкольников  более  ответственно  относиться  к  счетной  задаче  и  более  настойчиво  добиваться  правильного  результата, преодолевая  возникшие  трудности: «Я  снова  пересчитаю», «Я  ошибся». Все  это  способствует  глубокому  осмыслению  счетного  действия.  Дети  сами  начинают  выводить  правила  и  убеждаются  в  их  достоверности. Наблюдая  за  действиями  играющих, можно  отметить  тенденцию  к  свертыванию  материальных  действий: они  считают  предметы  взглядом, не  дотрагиваясь  до  них,  не  указывая  на  предметы  счета, быстро  переводят  взгляд  с  одного  предмета  на  другой. Лишь  иногда  дети  возвращаются  к  использованию  указательного  жеста  и  проговариванию  числительных  вслух.

          Дидактическая  игра, связанная со  зрительной  оценкой  количества:  чего  много  в  комнате, а  чего  мало?  Ответы  на  вопросы «чего  больше?»  и  «чего  меньше?»  требуют  установления  взаимно-однозначного  соответствия  между  сравниваемыми  предметами.

          Дидактическая  игра  может  основываться  на  выполнении  следующих  поручений: « Положите  на  тарелку  столько  морковок, сколько  зайчиков  на  поляне» и т.д. Для формирования количественного и порядкового счета можно использовать такие Д/Игры:  «Покормим  цыплят», «Умники  и  умницы»,

«Магазин  игрушек», «Чудесный  мешочек», «Матрешки  слушают  музыку»,

«Петрушкины  гости» , «Сказочный  поезд»  и др.

      Дидактические  игры  с  математическим  содержанием  проводятся  как  в непрерывной образовательной деятельности, так  и  в  свободное  время,  на  прогулке. Педагог  принимает  непосредственное, активное  участие  в  игре. Проводит  игру  так  оживлённо,  эмоционально, чтобы  детям   было  интересно,  дети  не  отвлекались  от  неё,  принимали  участие,  но  и  чтобы  решалась  основная  развивающая  задача  игры. Во  время  проведения  игры  воспитатель  следит,  чтобы  дети  не  ссорились,  действовали  по  очереди.

Указания  к  руководству  самостоятельной  деятельностью  детей:

        1.Объяснение  правил  игры, ознакомление  с  общими  способами  действий, исключая  сообщения  детям  готовых  решений. Стимулирование  педагогом  проявлений  самостоятельности  в  играх, поощрение  стремления  детей  достичь  результата.

       2. Совместная  игра  воспитателя  с  ребёнком, с  подгруппой  детей.  Дети  усваивают  при  этом  игровые  действия, их  способы, подходы  к  решению  задач. У  детей  вырабатывается  уверенность  в  своих  силах, понимание  необходимости  сосредотачиваться, думать  в  ходе  решения  задач.

      3.  Создание  проблемной  ситуации в  совместной  с  ребёнком  игровой  деятельности.

      4.  Объяснение  в  совместной  игре  детей, в  разной  степени  освоениях  её, с  тем,  чтобы  имело  место  взаимное  обучение  одних  детей  другими.

      5. Обеспечение  единства  воспитательно-образовательных  задач  на  занятиях  по  математике  и  вне  их.  Целенаправленная  организация  самостоятельной  детской  деятельности, с  тем, чтобы  обеспечить  более  прочное  и  глубокое  освоение  дошкольниками   математического   материала, использование  его  в  других  видах  деятельности, играх. Осуществление  всестороннего  развития  детей,  индивидуальная  работа  с  детьми,  отстающими  от  сверстников  в  развитии, и  теми,  кто  проявляет  повышенный  интерес, склонность  к   математике.

        6.  Пропаганда  среди  родителей  занимательного  математического  материала  для  занятий  с  детьми  в  домашних  условиях. Воспитатель  рекомендует  родителям  собирать  занимательный  материал,  организовывать  совместные  с  детьми  игры, постепенно  создавать  домашнюю  игротеку.

Список литературы

  1. Бондаренко  А.К.  Теория   дидактических  игр  и  практика  их  использования  в  детском  саду: Учебное  пособие  для  студентов. – М.:  МГПИ  им. В.И.Ленина, 1985. – 69с.
  2. Давайте  поиграем: Математические  игры  для  детей  5-6 лет/ Под ред. Столяра А.А. – М.: Просвещение, 1991.-80с.
  3. Дети  у  истоков  математики// Спецкурс: Методика  обучения  математике. – М.: А.П.О., 1994.-96с.
  4. Ерофеева  Т.И. Математика  для  дошкольников. – М.: Просвещение,1992.-191 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство обучения детей правилам безопасности

Закрепить знания детей об основных   источниках   опасности,    правилах   поведения    в   экстремальных ситуациях, возможностях ...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

Характерная форма обучения для детей раннего возраста....

Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста.

«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способносте...

Статья: «Обучение детей количественному и порядковому счету»

Как часто мы задаем ребёнку такие вопросы: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?Чтобы все это посчитать, нужно знать цифры.А вы не задумывались, откуда пришли числа? Первобытные...