Этнокультурное образование. «Коренные народы Сахалина, их традиции»
план-конспект занятия

Калачёва Екатерина Витальевна

«Родной край, его история, традиции – основа, на которой только и

может осуществляться рост духовной культуры всего общества»

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

        Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная.

Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы.

Вопросом этнокультуры коренных народов севера Сахалина занимались следующие ученые: Л.И. Шренк, Л.Я. Штернберг, Е.А. Крейнович, В.Н. Савельева и др. Все ученые отмечали неповторимость языка и традиций коренных народов севера Сахалина от проживающих рядом соседей.

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной для педагогов  дошкольных учреждений.

Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Поэтому надо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.

Цель занятия – познакомить детей с историей, народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях.

Задачи:

  • Познакомить с историей Сахалинской области, обычаями, традициями коренных народов севера и русского народа.
  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  •  Расширить знания основ культуры и искусства наших предков, помочь ребенку ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков.
  •  Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Активизировать словарь детей (род, родичи, орудия промысла, поселения, путина, ритуальный обряд, духи, жертвоприношение, поверье, обряд). Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы и задавать их, воспитывать культуру речевого общения.
  • Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27 КБ
Файл pril.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Ход НОД

Организационный момент. Дети встают в круг и начинают занятие с приветствия  «Здравствуй»

 Здравствуй, солнце золотое!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, тонкий тополек!

  Мы живем на Сахалине -

  Этот остров есть в России!

Воспитатель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня я хочу поговорить с вами о нашем острове. Как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети: Остров Сахалин, город Южно – Сахалинск.

Воспитатель: Ребята, Сахалин – край многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей. (Слайд 2)

Назовите, какие национальности вы знаете?  

Дети: русские, армяне, корейцы, нанайцы и т. д

Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области, которые первыми стали жить на Сахалине -  Нивхи, ороки (уильта).   

Воспитатель: Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает «человек». Жили нивхи зимой  в зимнем жилище «то - раф», похожем на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом. Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты. (Слайд  3)

Когда наступало лето, Нивхи переселялись в летние жилища «ке - раф», их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье. (Слайд 4)

Жили они небольшими группами. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. (Слайд 5)

 - Они занимались ловлей нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя, сбором лесных ягод, орехов, рыболовством. (Слайд 6)

Физминутка: нивхская игра «Ручейки, реки, озера»

Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.

Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.

Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.

Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.

Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.

Воспитатель: Другие самые малочисленные коренные народы Сахалинской области – это ороки (уилъта). (Слайд 7)

А вот от какого слова произошло название этого народа, вы отгадаете сами, разгадав народную загадку: 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

Дети: Олень.

Воспитатель: Молодцы! Название коренного народа произошло от слова – олень.

Я предлагаю вам поиграть в игру «У оленя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости)

У оленя дом большой.

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит.

 В дверь к нему стучит.

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай.

Лапу мне подай.

Воспитатель:  Ороки, так же как и нивхи занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и оленеводством. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. (Слайд 8)

Ороки представляют собой единый народ, имеющий свою общую национальную культуру. В бытовой и духовной культуре коренные народы сохраняют как современные, так и древние обычаи и традиции. Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир, то есть представлять явления природы (ветер, море, лес) живыми. Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря. С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины. Путина обязательно начиналась с обряда «Кормления духа - хозяина воды». (Слайд 9, 10)

И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд «Кормление духа - хозяина моря». Ритуальный обряд проводят уважаемые люди - старейшины из числа коренных народов Севера. Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая «хозяина воды» пригнать в сети как можно больше рыбы. 

- Ребята, а вы знаете, какую рыбу ловят на нашем острове?

Дети: горбушу, кету, корюшку, красноперку, кунжу, камбалу.

Воспитатель: А вы ходили когда–нибудь на рыбалку? Если нет, то сейчас мы с вами отправимся ловить рыбу.

Подвижная игра «Удачный улов».

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком». «Невод» «рыбака» начинает разрастаться, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».

Заключительная часть.

Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

С какими народами крайнего севера мы познакомились на занятии?

Как переводится название северного народа Нивхи?

Какой праздник любили отмечать Ороки?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Посмотрите, сколько разных народов живет на нашем острове Сахалин. Все они разные со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга. (Слайд 11)

   

 Вывод

        В результате формирования у детей дошкольного возраста этнокультуры  толерантного отношения к людям других народов живущих на территории Сахалинской области можно сделать вывод:

        Ознакомление дошкольников с историей родного края – важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свой народ, свой город, свою страну. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

        Формируя  этнокультуру и толерантность у дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

        Цель занятия достигнута, дети познакомились с историей, народными традициями, культурой родного края. Задачи выполнены.

Список использованной литературы

  1. Ильченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности/ Дошкольное

воспитание, 2004.№8.С. 20-22.

  1. Изучение русского и национального языков в школах//Нивхи Сахалина:

Современное социально – экономическое развитие/ [С.Н. Еремин, Ч.М. Таксами, В.С. Золототрубов и др.]. Новосибирск: Наука. Сибир.отд – ние,1988. С.201 – 206.

  1. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры народов СССР. М.:

Просвещение,1988.239 с.

  1. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. М.:

Просвещение; Владос,1995.224 с.

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ.сред. Проф.учеб.

Заведений. М.:Издательский центр «Академия»,2007.416 с.

  1. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока: Справочник в помощь

учителю краеведения/сост. М.Г. Булавинцева. Южно – Сахалинск: Изд – во СОИПиПКК, 2006.57 с.

  1. Ланина Е.К. «Нивхгу мролф тор»: (нивхские старинные традиции)/Е.К.

Ланина. Южно – Сахалинск: Сахалин, кн.изд – во, 2007.221, [2] с.:цв.ил.

  1. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные

малочисленые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003.142 с.

  1. Сайт «Дети Севера» http://www.school3poronaisk.ru/index.html
  2. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего

Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера

  1. Этнология / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова Н.Л., Пименова В.В.:

Учебное пособие. М.:Академический Проект; Издательство «Культура», 2005.624 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Коренные народы Сахалина, их традиции »

Слайд 5

Селения нивхов

Слайд 6

Рыболовство

Слайд 7

Селения ороки

Слайд 8

Оленеводство

Слайд 9

«Кормление духа – хозяина воды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом "Коренные народы Сахалина"

Материал для ознакомления с коренными народами Сахалина. Быт, основные занятия....

Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»

Выступление на конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» «Национальные традиции и культура как область воспитания детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Этнокультурное образование и воспитание через изучение традиций родного края»

Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в развитии её диалогичности, полилогичности, в во...

Конспект непосредственной-образовательной деятельности в старшей группе «Коренные народы Сахалина. Нивхи и их традиции»

Цель:  систематизировать представление о коренном народе Сахалинской области – нивхах, познакомить с традиционным укладом жизни, преданиями, обрядами и праздниками аборигенов в зависим...

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Коренные народы Сахалина-Нивхи»...

Альбом "Коренные народы о. Сахалин"

В альбоме продемонстрированы основные сведения о коренных народах Сахалинской области: традиционная одежда, был, основные виды промыслов, культура и обычаи....