Консультация для педагогов « Чудесный песочек» в младшей группе.
консультация (младшая группа)

Ильина Галина Сергеевна

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_chudesnyy_pesochek.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов « Чудесный песочек» в младшей группе.

Деткам нравится трогать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, лепить из песка разные фигурки. Такие игры благотворно влияют на психику ребятишек, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции. Играя с песком, дети учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с песком помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами.

Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. а потом разрушать и снова строить. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок.

      

        Оборудование «педагогической песочницы».

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

• различные здания и постройки;

• бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т. п.)

Чтобы игры с песком не были бессюжетными, можно придумать большое количество сюжетов. Некоторые из них я с удовольствием предлагаю вашему вниманию.
«Песочные человечки»

Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

Для того, чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. В дальнейшем, собираясь на прогулку, скажите, что вы пойдете в гости к песочным человечкам, что они нас очень ждут и хотят с нами поиграть.

«Игрушки-потеряшки»

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки, лопатку, формочку и др., прикопайте их в песочнице, но так, чтобы дети этого не видели (можно это сделать перед приемом детей или перед выходом на прогулку). Предложите ребятам отыскать игрушки в песке.

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

Наши игрушки, наверное, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давайте найдем их в песке.

В индивидуальном порядке можно предложить найти в песке определенную игрушку (куклу, машинку или зайчика) наощупь: сначала рукой обследовать игрушку в песке, а затем ее оттуда извлечь. Если ребенок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует еще раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребенка просто найти все игрушки в песке. В процессе ознакомления с геометрическими фигурами можно предложить найти в песке шарик, колечко, кубик и т. д.

«Козлик»

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: цок, цок, цок, цок!

Сначала насыпьте совочком песок в маленькое и большое ведерко, а затем высыпьте его так, чтобы получилась «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите игрушку козлика и сымитируйте его прыжки с горы на гору. Затем предложите ребенку поиграть с козликом: «Пусть твой козлик прыгнет на высокую горку… А теперь на низкую… »; «Козлик прыгает только по высоким горкам… » и т. д. Это упражнение поможет закреплять в сознании малыша понятия «высокий-низкий».

«Речка и ручеек»

Вот большая река –

Широка и глубока,

А вот малый ручеёк –

Не широк, не глубок.

Покажите детям, что широким совочком можно выкопать в песке «дорожку» для реки, а узким, маленьким совком – «дорожку» для ручейка. Река больше, чем ручеек. По реке плавают корабли, пароходы (предложить «пустить» по реке самодельный кораблик или пароход, сделанный из бумаги в технике оригами, а в ручейке может плыть маленькая лодочка (пускаем лодочку из ореховой скорлупы). Таким образом дети осваивают понятия «широкий-узкий», «маленький-большой».

«Мышонок»

Играть в эту игру желательно в жаркие летние дни на пляже, поэтому рекомендую разместить описание этой игры в родительском уголке в рубрике «Играем вместе».

Ночь на дворе,

Мышонок в норе. 

Ребенок засовывает свою ладошку поглубже в теплый песок.

Норка в песке,

Дверь на замке. Потихоньку счищайте песок с ладошки малыша, стараясь не коснуться ее, например, сдувайте.

Ночь позади,

Мышонок, выходи! Смело отряхивайте остатки песка с ладошки.

Вот он, мышонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель НОД «Чудесный сундучок» Вторая младшая группа

Этот материал поможет воспитателю в работе с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством....

Консультация для педагогов : "Аппликация в первой младшей группе"

Актуализация и обобщение знаний педагогов по методике проведения занятий по художественному творчеству- аппликация....

Познавательный, исследовательский проект «Чудесный песочек» 1 младшая группа

Цель: Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с песком и вовлечения родителей в образовательную деятельность....

Консультация для педагогов ДОО "Приобщение детей младший группы к национальной культуре с помощью народных игр, песен, потешек"

В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народно...

Консультация для педагогов "Адаптация детей 1 младшей группы"

Консультация для педагогов "Адаптация детей 1 младшей группы"...