мастер-класс "Театр на фатруке"
материал

Козык Мария Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №27 станицы Анастасиевской

муниципального образования Славянский район

 

 

Мастер-класс по применению многофункционального дидактического пособия «Сказочный фартук»

Как я писала в своём эссе, достаточно развитая фантазия ребёнка сама по себе ярка и богата, поэтому при небольшом стимулировании она даёт невероятные результаты, поражая своей смелостью взрослых. Как известно, фантазии генерирует наш мозг, он, как компьютер, собирает информацию по крупицам, создавая в нашем воображении мозаичную картину, как в калейдоскопе. И частичками или стёклышками этого калейдоскопа являются когда-то пережитые нами ощущения, услышанные звуки, увиденные цвета и даже пережитые эмоции. А для того, чтобы картинка в нашем воображении была наиболее яркой, я считаю, необходимо работать со всеми чувствами – слух, осязание, зрение, тактильное восприятие. Это даёт ребёнку опыт. Но не менее важен и опыт эмоциональных переживаний. Как же можно это объединить в игровой форме, чтобы постоянно подогревать детский интерес? Я решаю эту задачу для себя следующим способом. Так как мне наиболее близка тема театрализации, я изготовила многофункциональное дидактическое пособие «Сказочный фартук». В своей работе я могу его использовать как в любой возрастной группе, так и практически в любой образовательной области.

Например, с детьми младшего возраста я использую такой приём, как сюжетно-игровая ситуация по типу режиссёрской игры. В роли режиссёра здесь выступает воспитатель, проигрывая с детьми, например, знакомые сказки, потешки, скороговорки. В этих ситуациях мы отрабатываем звукоподражание, даём начальные представления детям об эмоциях, закрепляем знание цветов, знакомим с домашними и дикими животными.

  В более старшем возрасте программные задачи усложняются, а с ними и игры, соответственно. Так, с помощью нашего фартука, мы закрепляем навыки счёта, ориентации в пространстве, здесь уже можно более подробно остановиться на классификации каких-либо живых объектов. Мы играем в такие игры, как «Изобрази героя», «Назови одним словом», «Чего не стало», «Что изменилось». В старшем возрасте дети могут уже не только проигрывать знакомые сказки с помощью фартука, но и показать повадки животных, поведение героев.

  Так как я работаю в группе компенсирующей направленности (с детьми с ОНР), то со своими детьми в данный момент с помощью этого фартука мы отрабатываем звукопроизношение, играя в игры «Придумай слово», «Найди место звука в слове», закрепляем знания о смене времён года. «Сказочный фартук» – это праздник, который всегда со мной. Я использую его не только на занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, например. Таким образом, наглядность, которую даёт мне этот атрибут, позволяет развивать детскую фантазию.

 

Даю героев микрогруппе и предлагаю придумать и проиграть любую сказку на их усмотрение (герои универсальны – баба, дед, внучка, кошка, собака, мышка, лиса, медведь, волк и петух – они встречаются в большинстве русских сказок).

 Сама в это время работаю с залом.

 Уважаемые коллеги! Предлагаю на некоторое время вам почувствовать себя ребёнком и вспомнить знакомые сказки. Предлагаю вам поучаствовать в литературной викторине.

1. Кто обещал старику исполнить любое его желание? (золотая рыбка)

2. Кого скатали старик со старухой из вешнего снега? (девочку-снегурочку)

3. Каких Карабасов вы знаете? (Карабас-Барабас и маркиз Карабас)

4. Что служило Дюймовочке колыбелькой в отчем доме? (половинка грецкого ореха)

5. Какой предмет уронила в колодец Рукодельница? (ведро)

6. Какое прозвище было у Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба? (старик Хоттабыч)

7. Какая путешественница отправилась с утками на юг? (лягушка)

8. Собрался купец по своим торговым делам за море. Что обещал привезти он своей младшей дочери? (аленький цветочек)

9. В какой сказке волшебным предметом является топор и что он может построить? (летучий корабль)

10. Как в сказках помогают раненым и убитым? (поливают мёртвой и живой водой)

Микрогруппа, используя предложенных героев, придумывает или обыгрывает сюжет или отрывок из сказки либо литературного произведения.

Данный материал я использовала в районном этапе конкурса "Воспитатель года"