«Удивительная соль» в рамках «Экологической недели»
презентация к уроку (старшая группа)

Карамышева Надежда Фёдоровна
Открытый показ МБДОУ № 13 «Удивительная соль» в рамках «Экологической недели»
Карамышева Надежда Федоровна
   
1. Совместная образовательная деятельность
 
Воспитатель: Карамышева Н.Ф.
 
2. Возрастная группа: старшая
 
3. Образоваельная область: «Познавательное развитие»
 
4. Тема: «Удивительная соль».
 
5. Используемые методы и технологии обучения: словесный, наглядный, практический, игровой, проблемы, интеграция образовательных областей, дифференцированный подход, личностно – ориентированные технологии, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
 
6. Новизна: экспериментальная деятельность детей
 
7. Форма организации обучения: фронтальная, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная
 
8. Форма обучения: научная лаборатория.
 
9. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
 
10. Задачи:
 
Образовательные: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
 
Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
 
Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
 
11. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, речевая.
 
12. Методы: наглядные (просмотр презентации, показ педагога, словесные (вопросы проблемного характера, беседа, обсуждение, художественное слово, практические (эксперименты, игровые.
 
13. Средство обучения: презентация,посылка с солью, стаканы с водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, подносы с солью для рисования.
 
14. Словарная работа: диагональ, пополам, стороны равны.
 
15. Предшествующая работа. Проект «Удивительный мир соли»
 
16. Предполагаемый результат:
 
- формирование интеллектуальных впечатлений;
 
- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
 
- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
 
- знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности.
 
Воспитатель предлогает детям убрать игрушки по окончании игр. Дети "находят"мешочек на котором написано "Удивительное вещество" и отдают воспитателю, сообщая воспитателю ,что раньше этого мешочка в группе не было. Воспитатель читат надпись на мешочке "Удивительное вещество" и спрашивает у детей:
Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочке.
 
Воспитатель загадывает загадку:
 
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
 
И становится вся пища несъедобной вдруг!
 
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
 
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
 
Педагог высыпает соль в емкость.
 
Воспитатель: А я не уверена, что это соль. Как вы мне можете доказать, что в тарелке соль?
 
Дети. Попробовать на вкус.
 
Воспитатель. Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
 
Воспитатель. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
 
Дети. Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
 
Воспитатель. Я предлагаю поиграть в игру «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком с солью, передавать и говорить)
 
1. Чтобы консервировать овощи
 
2. Чтобы использовать в медицине
 
3. Чтобы посолить суп
 
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
 
5. Чтобы добавить в жареную картошку
 
6. Чтобы посолить салат
 
7. Чтобы засолить грибы
 
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи, в медицине, на улице (посыпают лед).
 
Воспитатель. Сегодня я предлагаю всем нам стать учеными и приглашаю в нашу научную лабораторию
 
В лабораторию пойдем,
 
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом.
 
Воспитатель. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
 
При работе с солью:
 
1. Не трогать руками глаза.
 
2. Соблюдать тишину
 
3. Не толкать соседа во время работы
 
4. Сначала посмотри, а потом повтори
 
5. Выполнил и положи на место.
 
Дети подходят к первому столу, на котором стоят тарелочки с солью.
 
Воспитатель. И так внимание.
 
Опыт № 1: «Из чего состоит соль». (1 стол)
 
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
 
Что вы можете сказать о её внешнем виде?
 
Дети. Соль белого цвета, похожа на порошок.
 
Воспитатель: А теперь рассмотрим соль через лупу. Что вы видите?
 
Дети. Соль состоит из белых кристаллов.
 
Воспитатель: Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)
 
Подуйте тихонько на соль через трубочку. (Соль рассыпается, она сыпучая)
 
Вывод: соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, она сыпучая.
 
Опыт №2 «Соль хрустит»
 
Воспитатель: Ребята, возьмите ложки и надавите на соль, посмотрите, как это надо сделать. Что мы услышали?
 
Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
 
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
 
Опыт № 3: «Соль поглощает воду» (2 стол)
 
Воспитатель: Насыпьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
 
Дети. Вода впиталась в соль.
 
Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль, она исчезла? (соль растворилась в воде)
 
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
 
Дети. Попробовать на вкус.
 
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
 
Вывод: Соль растворяется в воде.
 
Опыт № 4. «Плавающее яйцо». (3 стол)
 
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
 
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в емкость с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло). А теперь опустим яйцо в емкость с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
 
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
 
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
 
Опыт № 5. «Соль – чистящее средство». (4 стол)
 
Воспитатель: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
 
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
 
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить: банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.
 
Опыт № 6. «На соли можно рисовать» (5 стол)
 
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. А вы знаете, что на соли можно рисовать.
 
Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
 
«Появился во дворе он в холодном декабре.
 
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
 
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
 
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .
 
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
 
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
 
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
 
Как красиво у вас получается!
 
Рефлексия.
 
Воспитатель: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль?
 
Дети. Соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
 
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
 
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
 
Воспитатель: Молодцы! Вы были хорошими учеными.
 
Релаксация: Воспитатель уточняет у детей , что нового они узнали , что понравилось, запомнилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Это удивительная соль"

Проект преднозначен для детей подготовительной группы....

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

Экологический праздник в рамках "Витаминной недели" - "Природа и я - большие друзья"

Представляю сценарий развлечения "Природа и я - большие друзья"....

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Открытый показ СОД «Удивительная соль» в рамках «Экологической недели»

Открытый показСОД «Удивительная соль» в рамках «Экологической недели» опытно – экспериментальная работав подготовительной  группе  МДОУ детский сад «...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию «Удивительный мир искусства» в рамках метапредметной недели «Миром правит красота» (старшая группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства.Задачи: формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Актуализировать знания детей о жанрах изо...

Сценарий развлечения для старших дошкольников в рамках проведения экологической недели «Наш общий дом, наш дом родной, Земля, где мы с тобой живем»

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.Задачи:Образовательные:расширять знания об обитателях родного краязакреплять правила поведения на природеспособствовать осознанию того, чт...