Педагогический проект «Свойство воды»
проект

Белянская Наталья Николаевна

Одним из первых природных материалов , с которыми дети встречаются в повседневной жизни , являются вода. Знакомство младших дошкольников с водой активизирует познавательную и поисковую деятельность ребёнка.  Игры с водой побуждают детей к выражению своих мыслей и желаний словами (развивается активная и пассивная речь), развитию первичных навыков общения (участие детей совместных играх) . При знакомстве детей с водой ,у детей развиваются творческие, исследовательские,конструктивные способности ,эстетический вкус ,обогащаются тактильные ощущения

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_novomu.docx533.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Педагогический  проект

«Свойство воды»

Во второй младшей группе

(опытно- экспериментальный)

Подготовила:

                                                                        Белянская.Н.Н.

Сухиничи

2017

Пояснительная записка

Одним из первых природных материалов , с которыми дети встречаются в повседневной жизни , являются вода. Знакомство младших дошкольников с водой активизирует познавательную и поисковую деятельность ребёнка.  Игры с водой побуждают детей к выражению своих мыслей и желаний словами (развивается активная и пассивная речь), развитию первичных навыков общения (участие детей совместных играх) . При знакомстве детей с водой ,у детей развиваются творческие, исследовательские,конструктивные способности ,эстетический вкус ,обогащаются тактильные ощущения

.

Технологическая карта проекта

Творческое название проекта

«Свойства воды»

Тип проекта

Опытно- экспериментальный

Возраст детей

Вторая младшая группа

Исполнители

Воспитатели и дети второй младшей  группы «Теремок», родители.

Продолжительность

Краткосрочный (неделя)

Проблема

Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно добыть знания самостоятельно оперировать  ими; творчески мыслить делать вывод. Познавательные способности детей развиты недостаточно.

Причины проблемы

  1. Таким образом перед нами встала проблема системного использования метода экспериментирования и организации опытно-экспериментной работы с детьми дошкольного возраста;
  2. У детей не развит познавательный интерес;
  3. Непонимание родителями важности представления детей о воде

Цель

Формировать развитие познавательного интереса ребёнка в процессе экспериментирования с водой ; познакомить со свойствами воды (течёт вода, разливается , меняет свет, впитывается.)

Задачи

  • Познакомить со свойствами воды (течёт вода , разливается , меняет свет, впитывается);
  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
  • Учить детей выполнять  простейшие опыты с водой;
  • Приобщить родителей к проектной деятельности;

Этапы реализации

1 этап - Подготовительный этап

2 этап - Основной этап

3 этап - Заключительный  этап  

План мероприятий по реализации проекта

Мероприятия

Ответственные

1.Задача: расширить и уточнить представления о свойствах воды и качестве,

1. Разработать:

  • конспекты ООД с детьми познавательного характера по разным видам деятельности;
  • Беседы с детьми о значении и необходимости воды в окружающем мире;
  • конспекты , экспериментированию с водой;

2. Создать:

  • Презентацию о «Воде»
  • Подборку игры в центре песка и воды.

3. Просмотр:

  • Просмотр мультфильма :«Мойдодыр», «Заяц Коська и ручеёк»

Воспитатели группы

Воспитатели группы

2. Задача  Выяснить у детей о воде и её свойствах;

1.организовать:

Беседы с детьми о значении и необходимости воды в окружающем мире

2. разработать:

  • Дидактические игры «Тонет-плавает», «Холодная тёплая», «Купание куклы».

С/р игра«Путешествие на корабле»

родители

Воспитатели группы

  • 3. Задача активизировать знания  и умения познавательно-экспериментальному  развитию детей и их родителей;

1. Разработать:

  •  Консультацию для родителей «Какую пользу приносит вода?»
  •  Памятка для родителей  «Эксперименты дома »;

2. Изготовить совместно с детьми;

  • Плакат «Береги воду».

Воспитатели группы

родители

4.  Дать представления о значении  воды в нашей жизни.

1. Разработать

  • Формировать представления детей  о том ,где используется вода.
  • Показать детям в домашних условиях ,что для приготовлении пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений нужна вода.

Воспитатели группы,

родители

Ресурсы

Материально- технологическая база, интернет – ресурсы, наглядные пособия, материалы иоборудование для экспериментирования, наглядно –методические пособия (иллюстрации,картинки, сюжетно ролевых, подвижных ).

Продукт проекта

      -   Презентация на тему « Свойства воды»

  -Совместная работа с родителями  Книжки малышки

 «Путешествие капельки»

  • Предполагаемые результаты:
  • Овладение элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой -водой;
  • Развивать у детей познавательных способностей в процессе экспериментирования.
  • Расширение кругозора детей ,развитие речевой активности.
  • Реализация проекта:

1. Подготовительный этап   - вызвать интерес к теме,  подобрать литературу (художественную, методическую, наглядный материал, дидактические игры, составить план работы над проектом.

2. Основной этап  - проведение бесед, прогулок, наблюдений, непосредственно образовательная деятельность, игровые тренинги, самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды для про ведения опытно –экспериментальной деятельности детей, вовлечение родителей в проект.

3. Заключительный  этап  -  презентация проекта;

I этап. Подготовительный

Разработка проекта

  • Разработать вопросы наблюдения.
  • Составить план основного этапа проектирования.
  • Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  • Пополнить предметно –развивающую среду.
  • Составить картотеку опытов с водой.
  • Подготовить оборудование для опытов водой.
  • Подобрать художественную литературу.

2 этап: «Основной»

 (работа над проектом)

1

неделя

Формы работы:

Содержание работы с

родителями

Создание предметно развивающей среды

Тема недели: «Свойство воды»

- Беседа:

«Беседа: «Какая бывает вода».

  - ФЦКМ «Вода- жидкая, может течь»;

  - Чтение художественной литературы: экологическая сказка «Жил был прудик»

Чтение потешек«Водичка-водичка»,. «Ах, свежа водичка»,произвиденияА .Барто«Девочка чумазая».

  -игры-забавы:

«Пускание мыльных пузырей», П/.и. «Солнышко и дождик»

  - Продуктивная деятельность:

  - НОД по рисованию «Весёлая капель»;

  - НОД лепка «Дождик»;

  - Просмотр мультфильма про Воду:

«Заяц Коська и ручеёк».

  - Просмотр презентации - «Свойства воды»Сюжетно-ролевая игра:

 «Семья :путешествие на корабле»

  - Дидактические игры «Купание куклы, «Песенка воды»

эксперимент

«Берегите воду», «Вода и её значения», «Путешествие капельки».

-  Памятка для родителей «Экспериментируем дома».

  - Информационно-наглядные материалы для родителей:

«Беседы с детьми о значении  и необходимости  воды в окружающем мире».

  - Рекомендации: «Как проводить опыты дома?»

«Индивидуальные беседы»

Привлечение родителейк оказанию помощи в оборудовании

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Мониторинг «Свойства воды»

Оформление папки «Мои открытия»

Папка- передвижка. «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников.Как организовать домашнюю лабораторию.

Познакомить родителей и коллектив ДОУ с достижениями

Консультация  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Методические рекомендации для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с водой на прогулке с детьми 3-4 лет».

Конспект НОД в младшей группе «Берегите воду»

Тема«Берегите воду».

Цель:

Закрепить  знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу, где взять воду (из крана, из реки, колодца, магазина, зачем воду кипятят, как бережет и портит здоровье вода, что растворяется в воде, а что нет.

Материал:

Бутылочки  с изображенными на этикетках рекой, минеральным источником, краном  глобус. Для эксперимента: стаканчики с водой, сахар, земля, целлофана, бумаги.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

В: Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о воде.

Вода- это жидкость без запаха, вкуса и цвета. При t 0 градусов вода превращается в лед, а при t 100- в пар. Вода занимает 71% поверхности земли, а остальное- это суша. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около 65% человеческого тела составляет вода). Особенно чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться очень бережно. Как вы думайте почему? (ответы детей).

В: Ребята послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап,кап,кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду – зря,зря,зря,

А то пройдет немного лет,

И вот водицы – нет,нет,нет.

В:А теперь ответьте на вопросы:

Зачем нужно экономить воду? Где можно взять воду?

Какую воду можно пить?

Рассматривание воды.

В: А сейчас ребята давайте рассмотрим бутылочки с изображенными на них этикетках: река, минеральный источник, кран.Посмотрите какую воду вы могли бы выпить сразу (минеральную). Почему? Ребята можно пить грязную воду? Почему (ответы детей) Зачем кипятят воду налитую из крана (ответы детей).

Эксперимент.

В:Давайте проведем эксперимент, что растворяется в воде: сахар, земля.

Дети самостоятельно устанавливают что растворяется в воде, а что нет.

Продолжение беседы.

В: А сейчас послушайте сказку: «Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод и вытащил…» Вы все хорошо знаете эту сказку. Кто её написал? (ответы детей). Как называется эта сказка? А моя сказка будет называться «О нефтяной рыбке». Если бы старик свой невод сегодня забросил, то пришел бы он обратно не с одной тиной морской, а еще и с ржавыми, битыми бутылками, пластиковыми пакетами. Закинул невод во второй раз, выловил бы рваный башмак, шины. В третий раз закинул невод и попалась – рыбка. Но вот чудо не стала наша рыбка проситься отпустить ее в море. «Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Не хочу - говорит рыбка – сделаться рыбкой нефтяной, а хочу остаться рыбкой золотой!». Грустная сказка! К несчастью, случается и так: промыл танкер – нефтевоз свои громадные баки и грязную воду слил в море. Потерпел в пути аварию – вся нефть оказалась в море. Вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубину кислороду. Вот беда – так беда! Кто помогает очистить морскую воду (корабли – мусоросборщики, корабли – нефтесборщики).

Эксперимент.

В:Проведем эксперимент растворяются ли в воде кусочки: резины, пластммасы, металла, бумаги.

Рефлексия.

В: Давайте мы с поможем рыбке нарисуем рисунки в ее защиту и отправим письмо в «Гринпис».

Занятие-проект по экспериментированию во второй младшей группе по теме «Вода и ее значение»

Тема«Вода и ее значение».

Цель: познакомить детей с основными значениями воды;

учить детей проводить опыты с водой и делать выводы.

Задачи:

1) Образовательные: - уточнить значение воды для всего живого;

- знакомить со свойствами воды (холодная, теплая)

2) Развивающие: - учить работать с мылом и водой;

- формировать разнообразные формы речевого общения (повторение за воспитателем, ответы на вопросы);

- учить работать с раствором из мыла и воды (мыльными пузырями).

3) Воспитательные: - воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать познавательный интерес, вызывать активные действия детей.

Материал и  оборудование: кукла Маша, 1 стол: губки, тарелки с водой; 2 стол: два тазика с водой (теплой и холодной, мыло; 3 стол: тазик с водой и мылом, мыльные пузыри.

Методы и приемы: игровой, практический, словесный.

Ход оод :

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята, там еще кто-то к нам пришел. Кто там? Это же Маша! Здравствуй, Маша! Посмотрите, ребята Маша. Маша, а почему ты такая расстроенная, такая грязная? Что случилось? Маша хочет мне рассказать!

Ребята у Маши случилась беда, она пошла на день рождения к своему другу Мишке и вся испачкалась, потому что упала в лужу. Она просит у нас о помощи. Поможем Маше?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вот, интересно, откуда же появились у нас лужи? Как вы думаете?

Дети: Когда тает лёд

Воспитатель: Правильно! Когда тает лёд, появляются лужи. А еще когда?

Дети: Когда дождь идет.

Воспитатель: Правильно, когда идет дождик. А где у нас прячется дождик?

Дети: В тучках.

Воспитатель: Молодцы! Видишь, Маша, дождик прячется в тучках. Тает снег, и появляется очень много луж, особенно много луж весной. Давайте мы сейчас с вами присядем и докажем Маше как же появляются лужи, откуда же идет дождик? Давайте присядем и посмотрим. И Машенька садись и наблюдай за нами.

Опыт 1. Тучки (эксперимент с губкой и водой).

Воспитатель: Возьмем губки. Губки-это наши тучки. Посмотри, Маша. Сначала тучки легкие, видите? В них нет воды, ни капельки воды, а в тарелочках у нас с вами моря, океаны, речки, озера, из которых тучка набирает капельки. Давайте мы с вами опустим нашу тучку, наберем в нее водичку. Тучка наша наполняется, а затем поднимается вверх и становится Катя, какой? Была легкая, а теперь какая стала?

Дети: Тяжелой.

Воспитатель: Правильно, тяжелая! И вот из тучки начинает капать дождик. Смотрите, какие капельки! Смотри, Маша. Ребята, какие у нас капельки бывают?

Дети: Холодные и теплые.

Воспитатель: Да, а еще какие бывают?

Дети: Маленькие и большие.

Воспитатель: Давайте еще раз, тучка поднимается, поднимается и с нее снова начинает идти дождик. Смотрите, ребята, сколько у нас лужи с вами появилось.

Видишь, Маша, как появляются лужи. А теперь, ребята, что нам нужно сделать? Давайте тучки наши положим и вытрем ручки. Все, мы показали Маше, как дождик капает и теперь нам нужно помочь ей. Вымыть ручки, помыть лицо, но сначала давайте с вами подумаем. Как же мы это будем делать? Что нам нужно сначала? Что мы должны сначала сделать?

Дети: Взять мыло (на доске картинка с мылом).

Воспитатель: Сначала мы берем мыло, а потом что мы делаем?

Дети: Намыливаем руки (на доске картинка-ребенок с мыльными руками).

Воспитатель: Потом что делаем?

Дети: Смываем водой.

Воспитатель: Правильно, смываем водой. Дальше что делаем?

Дети: Потом вытираем полотенцем.

Воспитатель: Да, а потом мы вытираем полотенцем. Ну что пойдемте, поможем Маше. Умоем ей лицо и ручки. Пойдемте ребята.

Опыт 2: Узнаем о свойствах воды (холодная и теплая)

Воспитатель: Смотрите перед вами два тазика с водой. Попробуйте, пожалуйста, в этом тазике водичку. Какая она?

Дети: Холодная

Воспитатель: Да холодная, а здесь?

Дети: Теплая.

Воспитатель: Теплая, вытрите ручки и скажите мне, а какой водичкой мы будем мыть Маше ручки и лицо? Какой водичкой, холодной или теплой?

Дети: Теплой.

Воспитатель: Теплой? А почему теплой, ребята?

Дети: Потому что, Маша может заболеть.

Воспитатель: Да, она может заболеть. Хотя вы знаете, что холодная вода тоже полезна для закаливания.

Ну что давайте сначала мы намочим Маше ручки, лицо. Теперь мы намыливаем мылом и смываем водой:

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели

Чтобы щечки алели

Чтоб смеялся роток

Чтоб кусался зубок.

Вот теперь мы вытрем Маше ручки, лицо. Посмотрите, ребята, какая чистая Маша стала и веселая.

Маша хочет что-то мне сказать, что Маша? Она хочет с нами поиграть. Поиграем с Машей?

Игра: Встаем в круг.

Капля раз (ладонь правой руки)

Капля два (ладонь левой руки)

Очень медленно сперва (ладони на ладони медленно)

А потом, а потом (руки, держа ладонь на ладонь, качаем влево-вправо)

Все бегом, бегом, бегом (бежим)

Мы зонты свои откроем (руки над головой)

От дождя себя укроем.

Воспитатель: А вы знаете, ребята и Маша, я хочу открыть вам еще один секрет. Знаете какой?

Дети: Какой?

Воспитатель: Что при помощи мыла и воды мы можем не только стирать, не только мыть ручки и умываться. Мы можем с вами сделать еще кое-что. Пойдемте, посмотрим.

Опыт 3: Делаем раствор из мыла и воды (мыльные пузыри)

3 стол с тазиком и водой.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас находится в этом тазике?

ДетиВода.

Воспитатель: Водичка. Давайте мы в нее добавим мыло. Теперь я размешаю водичку в нашем тазике. Как вы думаете, ребята, что мы с вами сделали?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Правильно, мы сделали мыльные пузыри, которые вы так любите пускать. И Маша тоже любит. Ну что покажем Маше, как мы умеем пускать пузыри?

Дети: Да.

Воспитатель раздает мыльные пузыри. Дети пускают их.

Воспитатель: Ребята, а давайте наши мыльные пузыри подарим Маше и ее другу Мише.

Дарят мыльные пузыри Маше.

Воспитатель: А сейчас я хочу вам сказать, о том, что вода очень важна в нашей жизни.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг?

Снимает грязь с лица и рук.

Без чего не может мама?

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли,

Жить нельзя нам без ВОДЫ!

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться«много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированиюОрганизуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например,  что быстрее  растворится: - морская соль - пена  для ванны - кусочки мыла и т. п. Кухня – это  место,  где ребёнок мешает родителям, особенно  маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Я вам покажу несколько опытов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

1. Опыт. Цветы лотоса. Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

2. Опыт. "Подводная лодка". Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

3. Опыт со свечёй. Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.

4. Опыт Соломинка-пипетка Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

5. Спрятанная картина Цель: узнать, как маскируются животные. Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика. Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге Накрыть картинку красным прозрачным пластиком. Итоги: Желтая птичка исчезла Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (например, беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение)

        

C:\Users\ДОМ\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20170502_103912.jpgC:\Users\ДОМ\Desktop\Новая папка (2)\IMG_20170502_115025_1.jpg

C:\Users\ДОМ\Desktop\Новая папка (3)\1493364841042.jpgC:\Users\ДОМ\Desktop\Новая папка (3)\1493364694740.jpg

C:\Users\ДОМ\Desktop\Новая папка (3)\1493366882646.jpg

C:\Users\ДОМ\Desktop\1493365905696.jpgC:\Users\ДОМ\Desktop\1493365721007.jpgC:\Users\ДОМ\Desktop\IMG_20170511_112548_1.jpgC:\Users\ДОМ\Desktop\1493364976354.jpg

Методические рекомендации для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности с водой на прогулке»

Методические рекомендации для воспитателей

«Организация опытно-экспериментальной деятельности с водой на прогулке с детьми 3-4 лет».

Детям для гармоничного развития необходимо как можно дольше находиться на свежем воздухе. Поэтому летом мы гуляем с ними перед завтраком, после завтрака до обеда, после ужина до того момента, когда их забирают домой, и, как правило, прогулка продолжается за пределами детского сада. Пользуясь благоприятными погодными условиями, мы стараемся, что бы дети вдоволь надышались кислородом, подвигались, получили умеренную дозу витамина Д. Но не стоит ограничиваться только физическим развитием воспитанников. Ведь нашей задачей так иже является и интеллектуальное развитие детей. Летом на прогулке у нас времени для этого более чем достаточно. Так как одним из ведущих видов деятельности дошкольников является экспериментальная деятельность, то у нас есть возможность включать её везде, где возможно. Ничего не мешает нам организовывать исследовательскую деятельность на прогулке. Дети и оздоравливаются и интеллектуально развиваются.

Не забудьте, что мы не только должны развить в детях исследовательские навыки, но и научить их высказывать предположения, выдвигать гипотезы, дискуссировать, проверять правильность своих предположений, комментировать свои действия, формулировать выводы, находит взаимосвязи между данным экспериментом и явлениями природы и реальной жизни. Тем самым мы достигаем несколько результатов: развиваем речь, мышление, познавательную активность, исследовательские навыки. Из каждого опыта и эксперимента логически вытекает тема для беседы, а может возникнуть вопрос, решение которого можно вынести на обсуждение с родителями с использованием энциклопедий, интернет ресурсов. Помимо того, фиксация результатов наблюдений интегрирует исследовательскую деятельность в изобразительную.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности важно не перехватывать инициативу у детей в случае их затруднения. Старайтесь корректно, ненавязчиво навести их на нужную мысль. Не оставляйте без внимания ни одно предположение, вывод, не критикуйте, а помогите найти верный путь. Поощряйте малышей. Их это окрыляет.

Экспериментальную деятельность необходимо планировать заранее, так как вы должны подготовить и взять с собой на прогулку необходимое оборудование и материалы. Позаботьтесь и о том, что бы у детей была возможность вымыть и вытереть руки, если в процессе экспериментирования они испачкались. Но нет необходимости носить собой всё оборудование исследовательского уголка. Можно организовывать опыты с минимальным количеством материалов. Допустим с водой можно экспериментировать практически бесконечно.

Представляю вашему вниманию примеры довольно простых опытов с водой для детей от трёх до пяти лет, которые вы наверняка уже знаете. Мне просто хотелось бы собрать их во едино, в виде краткой памятки, и кто знает, может кто то ею воспользуется. Наверняка к этому не хитрому списку вы добавите многое из своего опыта. Пусть это будет своеобразным стартом, тем, от чего вы оттолкнётесь.

- Выливаем на ровную поверхность стакан воды. Делаем вывод, что вода растекается и не сохраняет формы, следовательно, она жидкая и у неё нет формы.

- Дети делают углубления в песке с помощью формочек, и заливают в них воду. Формулируется вывод, что вода приобретает форму того предмета, в который она налита.

- Дать детям стаканы с водой, гуашевые краски, ложечки и предложит добавить в воду краску и размешать. Сделать вывод, что чистая вода не имеет цвета, но её можно окрасить добавлением краски.

- Поставить ёмкость с водой на солнечное место, накрыть выпуклой стеклянной крышкой, понаблюдать, как вода станет испаряться, на крышке осядет водяной пар, соберётся в крупные капли и «прольётся маленький дождь». Объяснить детям с помощью заранее заготовленной схемы, что именно так и получается дождь в природе.

- Взять два блюдца с небольшим количеством воды, одно поставить на солнце, другое в тень. Через некоторое время предложить детям опустить пальчик сначала в одно, затем в другое блюдце, сравнить таким образом температуру воды. В конце прогулки отметить, что в блюдце, которое стояло на солнце, воды почти не осталось, в блюдце, которое стояло в тени, количество воды осталось почти прежним. Сформулировать вывод, что вода испаряется. Испаряется вода тем быстрее, чем температура выше.

- Определение прозрачности воды. Для опыта понадобятся стаканы с водой, камни, краски. Предложить положить камешки в воду. Убедиться, что их видно, так как вода прозрачна. Затем, добавить в воду краску, размешать, убедиться, что в окрашенной воде камня не видно, потому что она перестала быть прозрачной.

- Где найти воду, если её нет. Разложить перед детьми картофель, свёклу, апельсин, яблоко, и, конечно, на прогулке всегда присутствует чайник с водой. Хорошо бы взять ещё и запас воды, которой можно помыть руки, бумажные полотенца. Так же понадобится тёрка, нож (должны находиться в недоступном для детей месте, марля, тарелки. Спросить у детей, где сейчас они могут найти воду. Дети, конечно, ответят, что вода есть только в чайнике. Вы же предложите им фокус. Разрежете апельсин пополам и попросите двоих детей выжать сок из половинок фрукта (помогите помыть детям руки). Затем, натрите на тёрке картофель, сложите в марлю и попросите ребёнка сжать марлю в кулаке, держа кулак над тарелкой. В тарелку потечёт картофельный сок. То же необходимо проделать с яблоком и свёклой. Подвести детей к выводу, что в овощах и фруктах тоже есть вода. Рассказать, что практически во всём, что нас окружает, есть вода.

- Сухо и мокрый песок, глина. Предложить детям слепить из сухого песка и глины комочек. Естественно им это не удастся. Скорее всего, малыши сами догадаются добавить в песок и глину воду. Наделав целую гору комочков, пусть ребята с небольшой вашей помощью сформулируют вывод, что из сухого песка и глины нельзя ничего слепить, а из мокрого – можно.

- Разместить перед детьми по два стакана с водой, ёмкость с сахаром, попросите принести песка из песочницы, раздайте ложечки. Предложите насыпать и размешать в стакане песок, понаблюдать за происходящим. Затем, пускай они насыплют с воду сахар и размешают. Спросите, куда подевался сахар. Подведите к выводу, что вода некоторые вещества растворяет, а некоторые нет.

- Поставьте перед детьми тазик с водой и предметы из различных материалов. Предложите детям не спеша опустить все предметы в воду. Они увидят, что некоторые предметы утонули, а некоторые остались на поверхности. Помогите сделать вывод о том, что те предметы, которые тяжелее воды утонули, а те, которые легче, остались на поверхности.

- Оставьте один из комнатных цветков не политым несколько дней. Возьмите его с собой на прогулку. Попросите детей помочь «вылечить» цветок. Выслушать предположения детей, каким образом можно помочь цветку. После того, как дети польют цветок, поставить его в тень. В конце прогулки обратить внимание малышей на то, что им удалось помочь цветку. Подвести к выводу, что растениям для жизни необходима вода.

конспект ООД во второй младшей группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия по экологии во второй младшей группе.

Тема«Берегите воду».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (жидкость без цвета, запаха и вкуса; растворяет вещества: соль, сахар, легко окрашивается)

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды: растворяет вещества (соль, сахар, окрашивается в цвет краски, принимает форму сосуда.

Развивающие:

Развивать интерес у детей к экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские и доброжелательные отношения между детьми в процессе совместной деятельности.

Оборудование:

-стаканчики с чистой водой

-стакан с молоком

-ложка

На каждого ребенка:

-стаканчики с чистой водой

-краска

-кисточка

-тарелочки с сахаром и солью

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю, которая произошла с маленькой капелькой.

«Жила-была мама Тучка и была у нее дочка Капелька … Вот посылает раз мама Тучка свою дочку Капельку на землю и говорит: «Пролейся там дождиком, полей растения, попутешествуй. А затем ко мне возвращайся, да смотри не балуйся, веди себя хорошо. Прохожим за воротник не залезай, не брызгайся». Полетела Капелька на землю, попрыгала, поиграла, но стало ей скучно. Собрала тогда она своих подружек, таких же капелек и потекли они по земле маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки вместе и стали большой рекой. Поплыла Капелька со своими подружками по реке и попала в море. Плавала- плавала Капелька по морю, но вспомнила наказ мамы Тучки вернуться домой. Выглянуло солнышко, пригрело Капельку, и стала она легкой. Поднялась Капелька вверх, испарилась под лучами солнца и вернулась к маме Тучке. «Молодец, Капелька, хорошо себя вела, теперь со мной побудь, а то я по тебе соскучилась. А потом снова отправишься путешествовать на землю.»

В природе вода постоянно так путешествует. (показ слайда «Круговорот воды в природе» 3)

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, зачем нам нужна вода?

Дети. Пить, мыть руки, готовить кушать.

Воспитатель. Правильно 

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без воды.

А как вы думаете, что бы готовит еду, пить, нам подойдет любая вода?

Дети. Нет, только чистая.

Воспитатель. Посмотрите, у вас на столе стоят стаканчики с водой. Давайте посмотрим ,какая она.

Если я опущу в стакан ложку, мы увидим ее или нет?

Дети. Увидим.

Воспитатель. Правильно, ложку видно, потому что вода прозрачная. А какого вода цвета?

Дети. Белого, бесцветная.

Воспитатель. Думаете белого, тогда посмотрите на этот стаканчик. Что здесь?

Дети. Молоко.

Воспитатель. Какого цвета молоко?

Дети. Белого

Воспитатель. Правильно, молоко белого цвета. А у воды цвета нет, она бесцветная. А чем же вода пахнет.

Дети. Ничем не пахнет

Воспитатель. Правильно, у воды нет запаха. Давайте сделаем глоточек и узнаем, какая вода на вкус.

Дети. Нет вкуса

Воспитатель. Правильно, и вкуса у воды тоже нет. А как вы думаете, если я добавлю в стакан с водой соль или сахар, то какая вода на вкус будет.

Дети. Сладкая, соленая.

Воспитатель. А давайте попробуем.

Дети добавляют соль или сахар, пробуют что получилось

Воспитатель. Показывает два стакана сахаром и чистую воду. Скажите, пожалуйста, как я могу узнать в каком стакане сахар есть, а в каком нет ничего.

Дети. ответы детей

Воспитатель. Правильно, только когда я попробую на вкус, я смогу найти стакан с сахаром. Так его не увидишь, потому что сахар в воде растворился, и получился раствор.

А вот если я добавлю в воду краску, то что случиться с водой?

Дети. она окрасится

Воспитатель. Давайте попробуем. Да вода на самом деле стала цветная.

Дети добавляют в воду краску.

Мы уже сказали, что людям вода необходима.

А кому еще нужна вода?

Дети. Животным, растениям.

Воспитатель. Да, вода нужна всем.

И для людей, и для зверей

Нет ничего воды ценней.

Водой всем нужно дорожить,

Ведь без нее нам не прожить!

А как мы с вами можем беречь воду?

Дети. Не бросать мусор в речку, закрывать кран.

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

Воду попусту не лей —

Дорожить водой умей!

Воспитатель. О чем мы с вами сегодня говорили? Что узнали нового? Понравилась вам наша капелька? Будем беречь воду?

Мониторинг  усвоения знаний детей второй младшей группы по теме «Свойство воды»

Имя фамилия ребёнка

Какая бывает вода

Для чего нужна вода

Как можно использовать воду

Кому нужна вода

Где можно встретить воду

вадим

Лера Б

Денис Б

Даша

Денис Г

Лера Г

Саша К

Вика Кос

Вика  Кон

Катя

Алёша

Маша Л

Олег

Ромал

Кирьян

Мира

Маша С

Саша

Ваня

Полина

Таня

Кирилл

Низкий-

Средний-

Высокий-

Вывод

За время реализации проекта уровень знаний детей о свойствах воды ,значительно повысился. Дети узнали  больше о воде и её значимости для всех. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой . У детей появились исследовательские умения соответствующие возрасту, повысился познавательный интерес. Дети знают , что вода прозрачная ,холодная и горячая, можно переливать.

-60% имеет высокий уровень знаний.

-40% имеет средний уровень знаний.

- низкий уровень отсутствует.

Планируется проводить работу с детьми показавшим средний уровень знаний по теме «Свойство воды».

Список используемых источников

«Программа воспитания и обучения в детском саду»под  «редакцией М. А.Васильева ,Т.С. Комаровой.

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред . Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет.Тематическое планирование , рекомендации, конспекты занятий. Е.А Мартынова, И, М, Сучкова.

«Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева.

Интернет ресурсы.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...