Главные вкладки

    Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
    опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

    Попова Александра Павловна

    Конспект НОД в средней группе

     «Удивительные свойства воды»

    Образовательная область «Познание»

    (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

    Цель:

    Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.

     

    Задачи:

    Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

    Закрепить знание детей о значении воды в жизни живых существ.

    Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы

    Развивать любознательность, внимание, память, мышление и речь детей.

    Развивать и поддерживать активность у детей

    Воспитывать умение выслушивать своих товарищей

    Воспитывать отзывчивость и желание придти на помощь

    Воспитывать бережное отношение к воде

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe.docx42.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в средней группе

     «Удивительные свойства воды»

    Образовательная область «Познание»

    (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

    Цель:

    Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.

    Задачи:

    Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

    Закрепить знание детей о значении воды в жизни живых существ.

    Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы

    Развивать любознательность, внимание, память, мышление и речь детей.

    Развивать и поддерживать активность у детей

    Воспитывать умение выслушивать своих товарищей

    Воспитывать отзывчивость и желание придти на помощь

    Воспитывать бережное отношение к воде

    Словарная работа:

    Лаборатория, лаборант, опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, жидкость.

    Предварительная работа 
    Изготовление символов свойств воды. 
    Чтение рассказов и стихов познавательного характера. 
    Рассматривание глобуса. 
    Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»,
     «Вода – наш друг», «Для чего нужна вода живым организмам» «Как использует воду человек»,«Как относиться к воде бережно».

     Материал:

    • Глобус,

    • Апельсиновый сок, молоко, вода, кубики льда, сахар.

    • Пластиковые одноразовые стаканы, одноразовые ложки, трубочки, салфетки.

    • Разноцветные пуговицы.

    •Символы, определяющие свойства воды

    Ход деятельности:

    Дети заходят в зал.

    Воспитатель.

    - Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.(Дети приветствуют гостей). А теперь повернитесь ко мне лицом.

    - Ребята, посмотрите, что я принесла. (показывает глобус)Кто знает, что это такое?

    Дети:

    - Это глобус.

    Воспитатель.

    - Правильно. Глобус – это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

    Дети:

    - Синего, голубого.

    Воспитатель.

    - Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

    Дети

    - моря, океаны, реки

    Воспитатель:

    -А из чего состоят моря, океаны и реки?

    Дети:

    -Из воды

    Воспитатель:

    Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

    Дети.

    - Животным, растениям, человеку.

    Воспитатель.

    -Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

    Дети.

    - Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

    Воспитатель.

    - Молодцы.

    Совершенно верно. Ребята, я знаю, что вы подготовили стихотворение, в котором рассказывается о пользе воды, давайте расскажем его нашим гостям.

    - 1 реб. «Если руки ваши в ваксе,

                  Если на нос сели кляксы,

                  Кто тогда нам первый друг,

                  Снимет грязь с лица и рук?

                  Без чего не может мама

                  Ни готовить. Ни стирать,

                 Без чего мы скажем прямо,

                 Человеку умирать?

    -2 реб.  Чтобы лился дождик с неба,

                 Чтоб росли колосья хлеба,

                 чтобы плыли корабли,

                 чтоб варились кисели,

                чтобы не было беды –

                жить нельзя нам без воды».

    Воспитатель:

    -Да, ребята, вода необходима всему живому на земле.

    Раздается звонок:  Здравствуйте, ребята, мы жители сказочной страны просим вас о помощи, в нашей стране исчезла вся вода. У нас больше не журчат ручейки, не цветут цветы и не слышно пения птиц. Это злая колдунья спрятала воду и сказала, что вернет ее только если вы, ребята, сможете разгадать удивительные  свойства воды. Помогите нам пожалуйста, иначе наша страна просто исчезнет. Не оставляйте нас в беде!

    Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь вернуть воду жителям сказочной страны ?

    Дети:

    -да

    Воспитатель:

    -Тогда приглашаю вас, ребята, отправиться в волшебную лабораторию. Но прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

    Дети:

    - Проводят опыты.

    Воспитатель:

    -Правильно. А людей работающих в лаборатории называют лаборантами. И мы сейчас с вами оденем белые халаты и тоже будем настоящими лаборантами, будем проводить опыты и узнаем  все о свойствах воды(одеваем халаты)

    - А чтобы всё получилось, даже в волшебной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

    1. внимательно слушать воспитателя.

    2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

    3. не забывать после каждого опыта сделать вывод.

    А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столами.

    -И так, уважаемые лаборанты, приступим. Напомню вам, что перед нами сегодня стоит очень серьезная задача. Мы с вами должны узнать удивительные свойства воды, чтобы помочь жителям сказочной страны . И первое что нам нужно сделать -это  выяснить: «Что же такое вода?»

    Посмотрите ,перед вами  два стакана, один -пустой, другой -наполнен водой. Нужно перелить воду из одного стакана в другой(переливают). Что происходит с водой?

    Дети:

    - Она льется.

    Воспитатель:

     Почему вода льется?(Потому что вода какая?)

    Дети:

    -потому что она жидкая. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает)

    Воспитатель:

    Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

    И так, какой первый вывод мы можем с вами сделать? Вода-это что?(если дети затрудняются, перефразировать вопрос: «Вода какая?»)

    Дети:

    -Жидкость. Вода жидкая.

    А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на магнитную доску) . Что  означает этот символ?

    Дети : -Вода жидкая.

    -А что еще можно назвать жидкостью? Почему?(ответы детей)

    -Но оказывается, ребята, вода бывает не только в жидком состоянии. Помните, мы с вами вчера налили воду в формочки и поставили в морозильную камеру? Давайте посмотрим ,что с ней произошло?

    Дети:

    -Она замерзла. Превратилась в лед.

    Воспитатель:

    -Ребята, возьмите льдинки в руки ,внимательно их рассмотрите и скажите какие они?(ответы детей: твердые, скользкие, холодные, прозрачные).

    А теперь согрейте льдинки, прикройте их ладошками, подуйте на них теплым воздухом .Посмотрите, что происходит с льдинками?

    Дети:- Льдинки тают.

    Воспитатель:- А теперь положите льдинки в пустой стаканчик и скажите какие у вас руки?

    Дети: -Мокрые.

     Воспитатель: -А от чего они стали мокрыми

    Дети:- Лед растаял в тепле(воспитатель помогает: -И превратился во что?)

    Дети :-В воду.

    Воспитатель: -Значит лед это что?

    Дети:- застывшая вода. (вывешивается символ)

    Переходим к следующему опыту. Перед вами два стакана. Один с молоком, а другой с водой.

     - Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко?

    Дети:

     -Белого

    Воспитатель:

    -А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.

    - Открываем глаза. Вы можете сказать какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком,?

    Дети:

    - Нет.
    Воспитатель:

    - Почему?(Вы видите пуговицы в молоке?)

    -Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица?

    Дети:

    - да.

    Воспитатель спрашивает детей какого цвета пуговицы в стакане с водой.

    Воспитатель:

    -Ребята, а почему в молоке мы с вами не могли увидеть пуговицу, а в воде ее видно?  ( Вода имеет цвет?)

    Дети:

    - Молоко белое. У воды нет цвета. Потому что вода – прозрачная

    Воспитатель:

    -Совершенно верно. Вода прозрачная, без цвета. А чтобы это запомнить я вывешиваю следующий символ. Что  означает этот символ?

    Дети:- Вода прозрачная. Вода не имеет цвета.

    Воспитатель:

    - А давайте с вами посмотрим,может ли вода менять цвет.Возьмите кисточку,обмакните ее в воду,затем наберите на нее побольше краски и  опустите в стаканчик с водой.Что произошло с водой?

    Дети:-Она покрасилась(стала синей,красной и т.д.)

    Воспитатель:Значит какой мы можем сделать вывод?(если дети затрудняются воспитатель помогает.Вода может менять свой цвет в зависивости от того,

    что в нее добавили)

    Воспитатель:

    -Мы с вами уже раскрыли 4 свойства воды. Давайте их повторим. (показывает на символы)

    Дети:

    -Вода жидкая.(Вода-жидкость)

    -Лед-это тоже вода

    -Вода прозрачная.

    -Вода может менять цвет

    Воспитатель:

    - А теперь, ребята, для того чтобы мы смогли с вами дальше так же хорошо проводить опыты, нам нужно немного отдохнуть. Вы согласны поиграть?

    Дети:

    -да

    Воспитатель:

    -Но перед игрой я соберу ваши стаканчики с водой и молоком на поднос, они нам больше не понадобятся.
    -Предлагаю вам игру «Тучка и капельки»

     Летела по небу мама тучка. (Взявшись за руки, образуют круг.) Вылетели из нее капельки и полетели на землю: попрыгали, поиграли. Капелька с капелькой поздоровались и потекли веселые ручейки (образуют пары). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки большой рекой. Текла речка, путешествовала и попала в большой, пребольшой океан (дети перестраиваются в круг и приседают на корточки ). Плавали- плавали капельки в океане и вспомнили, что их мама тучка ждет, а тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме тучке.

    Воспитатель.

    - Вот и кончилась игра. А нам с вами пора возвращаться в лабораторию и продолжить работу. Занимайте свои места за столами.

    Воспитатель:

    - Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём  опыт:

    Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок?

    Дети:

    - Апельсиновый .

    Воспитатель.

    - Как вы догадались, что сок – апельсиновый?

    Дети:

    - пахнет апельсином .

    Воспитатель:

    -А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет?

    Дети:

    -У воды нет запаха. Она ничем не пахнет.

    Воспитатель:

    -Так какой же мы можем сделать вывод?(Есть ли запах у воды?)

    Дети:

    -У воды нет запаха

    Воспитатель:

    А чтобы это запомнить я приготовила вам вот такой символ

    Что  означает этот символ?

    Дети: -У воды нет запаха

    Воспитатель:

    -Мы с вами уже раскрыли пять свойств воды. Давайте их повторим. Какое первое свойство мы с вами раскрыли(показывает на символ)

    Дети:

    -Вода жидкая.(Вода-жидкость)

    -Лед-это тоже вода

    -Вода прозрачная.

    -Вода может менять цвет

    -У воды нет запаха. Вода не пахнет.

    Воспитатель:

    - Ребята, а какой на вкус лимон?

    Дети:

    - кислый

    Воспитатель:

    - А конфета?

    Дети:

    -сладкая

    Воспитатель:

    - Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у сока? Из какого фрукта этот сок?

    Дети:

    - Сладкий. Вкус апельсина. Апельсиновый.

    Воспитатель:

    - А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .

    - Так есть ли вкус у воды?

    Дети:

    -Нет .

    Воспитатель:

    -Так какой же мы можем сделать вывод?(Есть ли вкус у воды?)

    Дети:

    -У воды нет вкуса

    Воспитатель:

    -Вот мы с вами открыли еще одно свойство: «У воды нет вкуса»(вывешивает символ).Что  означает этот символ?

    Дети: -У воды нет вкуса

    Воспитатель: -А как вы думаете, если в воду добавить лимон ,вода поменяет вкус? Какой она станет? Почему?

    Дети: Она станет кислой, потому что лимон кислый?

    Воспитатель: А если добавить соль?(соленой)

    -Предлагаю провести опыт. Возьмите пожалуйста сахар, насыпьте его в воду, помешайте и попробуйте. Какая вода?

    Дети: сладкая.

    Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Может ли вода менять вкус?

    Дети: Вода может менять вкус(воспитатель помогает: Вода меняет вкус в зависимости от того продукта, который в нее добавили)

    Воспитатель:

    -Вот сколько свойств воды мы сегодня с вами узнали.

    Давайте еще раз их повторим (воспитатель показывает на символы, дети перечисляют свойства воды).

    Воспитатель:

    - Ребята, какие вы молодцы. Вы замечательно справились с заданием.(раздается звонок, звонят жители сказочной страны)

    -Ребята, мы жители сказочной страны хотим сказать вам огромное спасибо. Вы помогли нам вернуть воду. Наша страна ожила, и в ней снова бегут ручейки, цветут цветы, поют птицы. Ребята! Запомните навсегда: символ жизни на земле- вода! Экономьте ее, берегите. Верим мы, что в обиду ее не дадите! Еще раз огромное спасибо! А в знак нашей благодарности мы приготовили вам сюрприз, он ждет вас в детском саду! До свидания, ребята.

    -Мои маленькие ученые, нам пора возвращаться в детский сад. Ну прежде чем мы покинем нашу волшебную лабораторию, нам нужно навести в ней порядок и убрать со столов.(дети наводят порядок, снимают халаты).

    -Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось проводить опыты?

    Если да -то хлопайте в ладоши. А если нет -то топайте ногами.

    А что понравилось больше всего?(ответы детей)

    Ребята, запомните пожалуйста. 

    Вода — это чудо природы,
    И нам без воды не прожить.
    Все люди на нашей планете,
    Водою должны дорожить!!!

    Ой ,ребята, а вы помните, что жители сказочной страны приготовили нам какой-то сюрприз? Где же он?

    Любой из гостей:

    -Извините, это наверное вам  оставили посылку жители сказочной страны ?

    Воспитатель:

    Ребята, это же новая настольная  игра.(дети рассматривают игру).

    Давайте попрощаемся с нашими гостями ,пойдем в группу, расскажем остальным ребятам о нашем приключении и поиграем в новую игру)

    Дети прощаются и уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

    План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.Образовательная область «Познание» (формирование исследовательских умений).Тема:«Свойства воды».

    Данное занятие способствует формированию у детей познавательного интереса к природе. Знакомит детей со следующими свойствами воды: прозрачность, отсутствие вкуса, способность течь, бесформенность; фор...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Волшебные свойства воды» в старшей группе

    Цель: развивать желание познавать окружающий мир через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи:Образовательные:закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, без запаха);закрепля...

    Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание Исследовательская деятельность; Тема: Сравнение свойств дерева и металла

    Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание " Исследовательская деятельность" Тема: " Сравнение свойств дерева и металла"....

    Конспект занятия в подготовительной группе. Образовательная область: Познание. Тема: « Вода и ее свойства »

    Конспект занятияв подготовительной группе.Образовательная область: Познание.  Тема: « Вода и ее свойства »...

    Открытое занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства магнита»

    Открытое занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе "Удивительные свойства магнита".Программное содержание:1. Сформировать представления о магните и его св...

    Конспект ОД средняя группа "Удивительные свойства воды"

    Познавательно-исследовательская деятельность для детей....