Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Попова Александра Павловна

Конспект НОД в средней группе

 «Удивительные свойства воды»

Образовательная область «Познание»

(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Цель:

Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.

 

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Закрепить знание детей о значении воды в жизни живых существ.

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы

Развивать любознательность, внимание, память, мышление и речь детей.

Развивать и поддерживать активность у детей

Воспитывать умение выслушивать своих товарищей

Воспитывать отзывчивость и желание придти на помощь

Воспитывать бережное отношение к воде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе

 «Удивительные свойства воды»

Образовательная область «Познание»

(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Цель:

Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).

Закрепить знание детей о значении воды в жизни живых существ.

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы

Развивать любознательность, внимание, память, мышление и речь детей.

Развивать и поддерживать активность у детей

Воспитывать умение выслушивать своих товарищей

Воспитывать отзывчивость и желание придти на помощь

Воспитывать бережное отношение к воде

Словарная работа:

Лаборатория, лаборант, опыты, прозрачная вода, без цвета, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, жидкость.

Предварительная работа 
Изготовление символов свойств воды. 
Чтение рассказов и стихов познавательного характера. 
Рассматривание глобуса. 
Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде»,
 «Вода – наш друг», «Для чего нужна вода живым организмам» «Как использует воду человек»,«Как относиться к воде бережно».

 Материал:

• Глобус,

• Апельсиновый сок, молоко, вода, кубики льда, сахар.

• Пластиковые одноразовые стаканы, одноразовые ложки, трубочки, салфетки.

• Разноцветные пуговицы.

•Символы, определяющие свойства воды

Ход деятельности:

Дети заходят в зал.

Воспитатель.

- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.(Дети приветствуют гостей). А теперь повернитесь ко мне лицом.

- Ребята, посмотрите, что я принесла. (показывает глобус)Кто знает, что это такое?

Дети:

- Это глобус.

Воспитатель.

- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты. Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети:

- Синего, голубого.

Воспитатель.

- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Дети

- моря, океаны, реки

Воспитатель:

-А из чего состоят моря, океаны и реки?

Дети:

-Из воды

Воспитатель:

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?

Дети.

- Животным, растениям, человеку.

Воспитатель.

-Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?

Дети.

- Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель.

- Молодцы.

Совершенно верно. Ребята, я знаю, что вы подготовили стихотворение, в котором рассказывается о пользе воды, давайте расскажем его нашим гостям.

- 1 реб. «Если руки ваши в ваксе,

              Если на нос сели кляксы,

              Кто тогда нам первый друг,

              Снимет грязь с лица и рук?

              Без чего не может мама

              Ни готовить. Ни стирать,

             Без чего мы скажем прямо,

             Человеку умирать?

-2 реб.  Чтобы лился дождик с неба,

             Чтоб росли колосья хлеба,

             чтобы плыли корабли,

             чтоб варились кисели,

            чтобы не было беды –

            жить нельзя нам без воды».

Воспитатель:

-Да, ребята, вода необходима всему живому на земле.

Раздается звонок:  Здравствуйте, ребята, мы жители сказочной страны просим вас о помощи, в нашей стране исчезла вся вода. У нас больше не журчат ручейки, не цветут цветы и не слышно пения птиц. Это злая колдунья спрятала воду и сказала, что вернет ее только если вы, ребята, сможете разгадать удивительные  свойства воды. Помогите нам пожалуйста, иначе наша страна просто исчезнет. Не оставляйте нас в беде!

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь вернуть воду жителям сказочной страны ?

Дети:

-да

Воспитатель:

-Тогда приглашаю вас, ребята, отправиться в волшебную лабораторию. Но прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Дети:

- Проводят опыты.

Воспитатель:

-Правильно. А людей работающих в лаборатории называют лаборантами. И мы сейчас с вами оденем белые халаты и тоже будем настоящими лаборантами, будем проводить опыты и узнаем  все о свойствах воды(одеваем халаты)

- А чтобы всё получилось, даже в волшебной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1. внимательно слушать воспитателя.

2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3. не забывать после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столами.

-И так, уважаемые лаборанты, приступим. Напомню вам, что перед нами сегодня стоит очень серьезная задача. Мы с вами должны узнать удивительные свойства воды, чтобы помочь жителям сказочной страны . И первое что нам нужно сделать -это  выяснить: «Что же такое вода?»

Посмотрите ,перед вами  два стакана, один -пустой, другой -наполнен водой. Нужно перелить воду из одного стакана в другой(переливают). Что происходит с водой?

Дети:

- Она льется.

Воспитатель:

 Почему вода льется?(Потому что вода какая?)

Дети:

-потому что она жидкая. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает)

Воспитатель:

Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

И так, какой первый вывод мы можем с вами сделать? Вода-это что?(если дети затрудняются, перефразировать вопрос: «Вода какая?»)

Дети:

-Жидкость. Вода жидкая.

А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на магнитную доску) . Что  означает этот символ?

Дети : -Вода жидкая.

-А что еще можно назвать жидкостью? Почему?(ответы детей)

-Но оказывается, ребята, вода бывает не только в жидком состоянии. Помните, мы с вами вчера налили воду в формочки и поставили в морозильную камеру? Давайте посмотрим ,что с ней произошло?

Дети:

-Она замерзла. Превратилась в лед.

Воспитатель:

-Ребята, возьмите льдинки в руки ,внимательно их рассмотрите и скажите какие они?(ответы детей: твердые, скользкие, холодные, прозрачные).

А теперь согрейте льдинки, прикройте их ладошками, подуйте на них теплым воздухом .Посмотрите, что происходит с льдинками?

Дети:- Льдинки тают.

Воспитатель:- А теперь положите льдинки в пустой стаканчик и скажите какие у вас руки?

Дети: -Мокрые.

 Воспитатель: -А от чего они стали мокрыми

Дети:- Лед растаял в тепле(воспитатель помогает: -И превратился во что?)

Дети :-В воду.

Воспитатель: -Значит лед это что?

Дети:- застывшая вода. (вывешивается символ)

Переходим к следующему опыту. Перед вами два стакана. Один с молоком, а другой с водой.

 - Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко?

Дети:

 -Белого

Воспитатель:

-А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.

- Открываем глаза. Вы можете сказать какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком,?

Дети:

- Нет.
Воспитатель:

- Почему?(Вы видите пуговицы в молоке?)

-Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица?

Дети:

- да.

Воспитатель спрашивает детей какого цвета пуговицы в стакане с водой.

Воспитатель:

-Ребята, а почему в молоке мы с вами не могли увидеть пуговицу, а в воде ее видно?  ( Вода имеет цвет?)

Дети:

- Молоко белое. У воды нет цвета. Потому что вода – прозрачная

Воспитатель:

-Совершенно верно. Вода прозрачная, без цвета. А чтобы это запомнить я вывешиваю следующий символ. Что  означает этот символ?

Дети:- Вода прозрачная. Вода не имеет цвета.

Воспитатель:

- А давайте с вами посмотрим,может ли вода менять цвет.Возьмите кисточку,обмакните ее в воду,затем наберите на нее побольше краски и  опустите в стаканчик с водой.Что произошло с водой?

Дети:-Она покрасилась(стала синей,красной и т.д.)

Воспитатель:Значит какой мы можем сделать вывод?(если дети затрудняются воспитатель помогает.Вода может менять свой цвет в зависивости от того,

что в нее добавили)

Воспитатель:

-Мы с вами уже раскрыли 4 свойства воды. Давайте их повторим. (показывает на символы)

Дети:

-Вода жидкая.(Вода-жидкость)

-Лед-это тоже вода

-Вода прозрачная.

-Вода может менять цвет

Воспитатель:

- А теперь, ребята, для того чтобы мы смогли с вами дальше так же хорошо проводить опыты, нам нужно немного отдохнуть. Вы согласны поиграть?

Дети:

-да

Воспитатель:

-Но перед игрой я соберу ваши стаканчики с водой и молоком на поднос, они нам больше не понадобятся.
-Предлагаю вам игру «Тучка и капельки»

 Летела по небу мама тучка. (Взявшись за руки, образуют круг.) Вылетели из нее капельки и полетели на землю: попрыгали, поиграли. Капелька с капелькой поздоровались и потекли веселые ручейки (образуют пары). Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в одну цепочку). Плывут капельки большой рекой. Текла речка, путешествовала и попала в большой, пребольшой океан (дети перестраиваются в круг и приседают на корточки ). Плавали- плавали капельки в океане и вспомнили, что их мама тучка ждет, а тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки легкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме тучке.

Воспитатель.

- Вот и кончилась игра. А нам с вами пора возвращаться в лабораторию и продолжить работу. Занимайте свои места за столами.

Воспитатель:

- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём  опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок?

Дети:

- Апельсиновый .

Воспитатель.

- Как вы догадались, что сок – апельсиновый?

Дети:

- пахнет апельсином .

Воспитатель:

-А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет?

Дети:

-У воды нет запаха. Она ничем не пахнет.

Воспитатель:

-Так какой же мы можем сделать вывод?(Есть ли запах у воды?)

Дети:

-У воды нет запаха

Воспитатель:

А чтобы это запомнить я приготовила вам вот такой символ

Что  означает этот символ?

Дети: -У воды нет запаха

Воспитатель:

-Мы с вами уже раскрыли пять свойств воды. Давайте их повторим. Какое первое свойство мы с вами раскрыли(показывает на символ)

Дети:

-Вода жидкая.(Вода-жидкость)

-Лед-это тоже вода

-Вода прозрачная.

-Вода может менять цвет

-У воды нет запаха. Вода не пахнет.

Воспитатель:

- Ребята, а какой на вкус лимон?

Дети:

- кислый

Воспитатель:

- А конфета?

Дети:

-сладкая

Воспитатель:

- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у сока? Из какого фрукта этот сок?

Дети:

- Сладкий. Вкус апельсина. Апельсиновый.

Воспитатель:

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .

- Так есть ли вкус у воды?

Дети:

-Нет .

Воспитатель:

-Так какой же мы можем сделать вывод?(Есть ли вкус у воды?)

Дети:

-У воды нет вкуса

Воспитатель:

-Вот мы с вами открыли еще одно свойство: «У воды нет вкуса»(вывешивает символ).Что  означает этот символ?

Дети: -У воды нет вкуса

Воспитатель: -А как вы думаете, если в воду добавить лимон ,вода поменяет вкус? Какой она станет? Почему?

Дети: Она станет кислой, потому что лимон кислый?

Воспитатель: А если добавить соль?(соленой)

-Предлагаю провести опыт. Возьмите пожалуйста сахар, насыпьте его в воду, помешайте и попробуйте. Какая вода?

Дети: сладкая.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Может ли вода менять вкус?

Дети: Вода может менять вкус(воспитатель помогает: Вода меняет вкус в зависимости от того продукта, который в нее добавили)

Воспитатель:

-Вот сколько свойств воды мы сегодня с вами узнали.

Давайте еще раз их повторим (воспитатель показывает на символы, дети перечисляют свойства воды).

Воспитатель:

- Ребята, какие вы молодцы. Вы замечательно справились с заданием.(раздается звонок, звонят жители сказочной страны)

-Ребята, мы жители сказочной страны хотим сказать вам огромное спасибо. Вы помогли нам вернуть воду. Наша страна ожила, и в ней снова бегут ручейки, цветут цветы, поют птицы. Ребята! Запомните навсегда: символ жизни на земле- вода! Экономьте ее, берегите. Верим мы, что в обиду ее не дадите! Еще раз огромное спасибо! А в знак нашей благодарности мы приготовили вам сюрприз, он ждет вас в детском саду! До свидания, ребята.

-Мои маленькие ученые, нам пора возвращаться в детский сад. Ну прежде чем мы покинем нашу волшебную лабораторию, нам нужно навести в ней порядок и убрать со столов.(дети наводят порядок, снимают халаты).

-Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось проводить опыты?

Если да -то хлопайте в ладоши. А если нет -то топайте ногами.

А что понравилось больше всего?(ответы детей)

Ребята, запомните пожалуйста. 

Вода — это чудо природы,
И нам без воды не прожить.
Все люди на нашей планете,
Водою должны дорожить!!!

Ой ,ребята, а вы помните, что жители сказочной страны приготовили нам какой-то сюрприз? Где же он?

Любой из гостей:

-Извините, это наверное вам  оставили посылку жители сказочной страны ?

Воспитатель:

Ребята, это же новая настольная  игра.(дети рассматривают игру).

Давайте попрощаемся с нашими гостями ,пойдем в группу, расскажем остальным ребятам о нашем приключении и поиграем в новую игру)

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание Исследовательская деятельность; Тема: Сравнение свойств дерева и металла

Открытое занятие средняя группа Воспитатель Морозова О.А Область: Познание " Исследовательская деятельность" Тема: " Сравнение свойств дерева и металла"....

Конспект занятия в подготовительной группе. Образовательная область: Познание. Тема: « Вода и ее свойства »

Конспект занятияв подготовительной группе.Образовательная область: Познание.  Тема: « Вода и ее свойства »...

Открытое занятие по экспериментально – исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства магнита»

Открытое занятие по экспериментально - исследовательской деятельности в средней группе "Удивительные свойства магнита".Программное содержание:1. Сформировать представления о магните и его св...

Конспект ОД средняя группа "Удивительные свойства воды"

Познавательно-исследовательская деятельность для детей....

конспект занятия в старшей группе "Удивительные свойства воды"

Познакомить детеей со свойствами воды, ее влиянием на окружающий мир....

Конспект занятия в средней группе "Удивительные свойства магнита"

Данное занятие направлено на формирование у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы. Дети выяснят через какие материалы воздействует магнит и узнают об использовании маг...