СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА
статья

Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Перед тем, как обеспечить методическое сопровождение и эффективно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_31.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА

В Российской системе образования на сегодняшний день происходят конструктивные преобразования. Оно перестраивается на систему инновационного развития, тем самым вызывая изменения различных компонентов деятельности специалистов.

Стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. И одно из них – компетентные педагогические кадры.

Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Но как решить возникающие проблемы, неподготовленности педагогов: к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; качественное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;  преображениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.  Существуют и психологические проблемы, связанные с особенностями личности педагога.

Вот почему актуальность в подготовке и обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта приобретает методическое сопровождение педагогов дошкольного образования как условия их активного приобщения к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и совершенствование качества результатов образовательного процесса. Это обусловлено тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта отведена педагогу. 

Перед тем, как обеспечить методическое сопровождение и эффективно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

В толковом словаре Ожегова слово "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с кем-то [4]. 

Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей [3].

Понятие «сопровождение» вошло в теорию и практику российских психологов и педагогов лишь в 90-е гг. ХХ века.

Т. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, направленных на создание оптимальных условий. Сущностной характеристикой сопровождения в данном подходе является создание условий для перехода педагога к “самопомощи”. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”, то есть поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности и создание на этой основе условий для развития [7].

В основе социально-педагогического сопровождения — содействие тому, чтобы человек в возникшей  (возникающей) проблемной для него ситуации умел осмысливать ее существо, определять способы целесообразного преодоления и реализации себя в ней, обеспечивая самореализацию [3]. 

В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые.  По этому вопросу накоплен богатый исследовательский материал, обращенный к проблемам организации разных видов сопровождения субъектов педагогического процесса в образовательных учреждениях (Л.Н.Бережнова, М.Р.Битянова, О.С.Газман, ЕЛКазакова, Л.Б.Лаптева, М.С.Полянский, ИВ.Серебрякова, Л.Г.Тарита и др.). Раскрывается содержание профессиональной деятельности специалистов, занимающихся организацией данного процесса (А.А.Архипова, ЕЛКазакова, Г.С.Курагина, И.В.Серебрякова).

Сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына) [2; 5]. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия, с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

Методическое сопровождение – это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы.

Методическое сопровождение  педагогических работников – это  комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Во всех случаях задача методического сопровождения – суметь так организовать образовательную среду, чтобы каждый педагог мог полностью реализовать свой творческий потенциал и всего педагогического коллектива.  Многим педагогам просто необходима  квалифицированная помощь со стороны более опытных сотрудников, заведующей, методиста ДОУ, психолога.

Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер  [1, 6] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности педагогов имеет такие преимущества:

  • более индивидуализировано и гибко;
  • имеет более тонкую инструментовку;
  • в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;
  • более многоаспектно;
  • предполагает обеспечение постоянного взаимодействия воспитателя с другими субъектами обучения;
  • осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;
  • необходимость учета динамики профессионального роста педагога и гибкое реагирование на ситуации его развития;
  • несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;
  • имеет постоянный характер.

Однако организация методического сопровождения воспитателя современного детского сада в этих работах не рассматривалась.

Для составления более эффективного плана работы с педагогами нашего ДОУ по реализации ФГОС в образовательном учреждении, требовалось установить степень их готовности к работе по новым стандартам. С этой целью было проведено анкетирование, собеседование с педагогами, тестирование педагога-психолога, исследование образовательного учреждения по всем основным процессам. Результаты самоанализа и анкетирования помогли поставить задачи по методическому сопровождению воспитателей и специалистов учреждения:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в рамках введения ФГОС дошкольного образования.

2. Повысить уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению новых педагогических технологий по работе с детьми дошкольного возраста;

3. Информировать о современных аспектах образования детей дошкольного возраста.

4. Помочь педагогам понять и установить свои профессиональные возможности и применить их в работе со всеми участниками образовательного процесса.

5. Совершенствовать навыки самообразования, работы с научной литературой и новыми техническими средствами.  

На основании поставленных задач были определены  следующие виды и формы методического сопровождения:

1. Систематическое образование.

Сюда входят курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, так как именно  они  делают возможным получить сведения, которые помогут не только повысить свои знания, но и обновить уже имеющиеся, а так же расширить профессиональный кругозор, освоить инновационные методики в профессиональной сфере.

2. Практика и общение.

Участие в работе творческой группы, семинарах, конференциях, мастер-классах - которые объединяют  педагогов в работе  над решением определённых проблем воспитания и обучения. Что так же, несомненно, повысит компетентность в интересующих вопросах. Посещение городских методических объединений, которые дают возможность реализоваться самому и найти ответы на интересующие вопросы теории и практики, повысить уровень профессиональной компетентности.

Участие в вебинарах, которые помогут не только обогатить свои познания по интересующей теме, но и пообщаться с коллегами.

3. Самообразование.

Работа над индивидуальной темой по самообразованию, где педагог серьезно трудится над проблемой, которая вызывает определённые затруднения или которая особо его интересует. А для этого необходимо познакомиться с литературой и уже имеющимся опытом по интересующей проблеме, изучить образовательные технологии и применить их в своей работе.

Ознакомление с обзором новинок методической литературы и работа с интернет ресурсами - здесь педагог может почерпнуть информацию об инновационных формах работы и затем применить их на практике.

4. Психологическая поддержка.

Педагог - психолог присоединяется к методическому сопровождению деятельности педагогов образовательного учреждения и рекомендует условия осуществления необходимых изменений наиболее благоприятные и безболезненные.

Для этого проводятся: анкетирование, тестирование по оценке самоконтроля воспитателя, его способности к эмпатии, диагностические исследования на предмет профессионального выгорания и на мотивацию личности к успеху, различные практические упражнения, психотехники, консультативная работа.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод, что  равномерное планирование  видов деятельности, направленных на профессиональное развитие педагога ДОУ ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Винтер Е.И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов. // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8.

2. Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно – ориентационный подход): Автореф. дисс….пед.наук. – СПб., 1995. – 32 с.

3. Мардахаев, Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л. В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №6. – С. 7–10.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

5. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Исследование проблем высшего педагогического образования как путь совершенствования многоуровневой подготовки специалиста в сфере образования // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки: Коллективная монография. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – Вып. VII. – С. 7 – 17.

6. Снегурова, В.И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике.  // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10. - с.  24-32.

7. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журн. практ. психолога. 1999.№3. С. 101-119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему " ИКТ технологии в педагогической деятельности воспитателя детского сада"

«Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности воспитателя детского сада» Родионова Людмила ГеннадьевнаСтарший воспитательСегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в вос...

Характеристика компонентов деятельности воспитателя детского сада

Личность воспитателя детского учреждения формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, ...

Консультация «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности воспитателя детского сада»

Консультация «Информационно-коммуникационные технологии  в педагогической деятельности воспитателя детского сада»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА»

Публикация об использовании ИКТ в проведении занятий и оформлении документации  в детском саду....

ИКТ в профессиональной деятельности воспитателя детского сада

Образовательная деятельность с детьми с применением ИКТ...

«Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности воспитателя детского сада»

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУИ вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в...

Анкетирование родителей «Оценка деятельности воспитателя детского сада»

Цель: определить степень удовлетворенности родителей работой воспитателя....