Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»
методическая разработка

Петрушина Ольга Александровна

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в младшей группе

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в средней группе

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в старшей группе

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в подготовительной группе 

Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по теме
«Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»

ГБДОУ № 36

воспитатели 2 группы раннего возраста: Петрушина Ольга Александровна                  Везий Елена Васильевна

Санкт-Петербург
2016

СОДЕРЖАНИЕ:

содержание

Стр.

1

Введение

3

2

Основная часть

6

2.1

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в младшей группе

6

2.2

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в средней группе

10

2.3

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в старшей группе

16

2.4

Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в подготовительной группе

19

3

Заключение

22

1. Введение

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества  у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.   Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры,  готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения. В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми.

Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты:

- сюжет,

- содержание,

- роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Д.Б.Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты детских игр достаточно многообразны. Некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства. Здесь можно говорить, по крайне мере, о трех линиях развития игр в рамках одного сюжета. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность ученый связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослым в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. Это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Роль воспроизводит определённую социальную позицию, которая выражается в системе действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Роль раскрывает для ребёнка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение правилу. Принимая роль, ребёнок берёт на себя обязательство подчиняться правилам, Вначале правило скрыто в роли, но по мере развития игры постепенно осуществляется переход от игр с развёрнутым сюжетом и развёрнутой ролью, и скрытыми правилами к играм со свёрнутым сюжетом, свёрнутой ролью и открытыми, чёткими правилами.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят реальные действия. Но по мере развития ребёнка приобретают всё более обобщенный и сокращённый характер при сохранении логики последовательности действий.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
  • основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
  • одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
  • в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.

 


2. Основная часть.

2.1 Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в младшей группе

Тема сюжетно-ролевой игры

Парикмахерская

Цель

Расширение знания детей о труде парикмахера и взаимоотношении парикмахера с клиентами.

Задачи

-Формировать первичные представления о труде взрослых и положительное отношение к нему.

- Развивать диалоговую речь, обогащать словарный запас.

- Расширять, обогащать и закреплять ранее полученные знания о труде парикмахера, водителя, продавца, об их трудовых действиях.

- Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

- Формировать умение играть рядом, затем вместе, согласовывать свои действия в процессе игры.

- Формировать умение детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их.

- Формировать умение играть игрушками, подбирать и использовать их по назначению.

          - Создавать условия для формирования доброжелательности.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

- Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить и т.п.).

Используемые педагогические технологии

Перечень используемого оборудования и материалов

1. Книжный уголок

предметные картинки по теме, иллюстрации, отображающие труд парикмахера

2. Атрибуты 

шкаф для хранения атрибутов (из набора детской игровой мебели), зеркало, пелерина, халат парикмахера, косынка, салфетки, полотенце, расчески, мыльницы, ленточки, заколки, бантики, ( большие и маленькие, четырех цветов), шампунь, фен, телефон, часы, табличка «парикмахерская»

Предварительная работа

  • Обогащение жизненного опыта детей:

-Чтение

«Расти коса до пояса»

«Кран, откройся!»

Э Мошковская

-Загадки

о мыле, ножницах, расческах и т.п.

- Рассматривание картины «Парикмахер» (серия «Кем быть?»)

- Рассказ воспитателя о труде парикмахера

- Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, предметов культурно-гигиенического назначения Лепка «Мыло».

- Аппликация «Украсим полотенце»

  • Обогащение игрового опыта детей

Дидактические игры

«Найди то, о чем расскажу», «Чего не стало», «Что изменилось?» «Что лишнее?» «Отложи (выбери) то, что нужно парикмахеру для работы», «Чудесный мешочек» «Продолжи ряд»

Игровые упражнения «Парикмахер», «Кассир» «Мы моем расчески» «Каждой веши свое место»

Игра инсценировка «Кукла Катя пришла в парикмахерскую»

  • Обогащение впечатлениями (игровое сотворчество родителей и детей):

- Предложить родителям сходить с ребенком в парикмахерскую, понаблюдать за работой парикмахера

- Папка-передвижка «Прически мальчиков и девочек»

- Помощь в изготовлении атрибутов

  • Изготовление атрибутов:

 

Описание хода проведения мероприятия

1) приемы создания интереса к игре:   Создание проблемной ситуации:

Воспитатель:    - Сегодня, когда я шла на работу, подул очень сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы заколки и волосы у меня разлохматились. Посмотрите, на голове беспорядок. Надо срочно что-то делать. Я придумала. Я пойду в парикмахерскую.

      2) сговор на игру:    - Сейчас, Маша будет парикмахером. Маша – мастер, здесь у нее парикмахерская. Это её кабинет.

 Она наденет фартук, а мне повяжем пелеринку, для того, что бы волосы ни попали мне на одежду, и Маша будет меня причесывать.

     3) приемы обучения игровым действиям:

 Вопросы детям: - Посмотрите, что лежит у неё на столе? (Ответы детей…)

Воспитатель присаживается в кресло, Маша смотрит, как её причесать…

- Сейчас Маша возьмет расческу и причешет меня.

- Волосы от ветра запутались, надо причесать аккуратно, чтобы мне не было больно. Мне нужна красивая прическа. Поэтому мы в волосы заколем красивые заколки.

4) приемы поддержания и развития игры:

- Сейчас у Маши будет обед. Она пойдет домой обедать. Катя, а давай теперь, ты будешь парикмахером в женском салоне, а Илья в мужском салоне.

- Катя будет делать причёску Лене. А  Илья Антону.

- Приглашайте их в салон и спрашивайте, какую им сделать причёску.

- Здравствуйте! Проходите, садитесь! Как вас подстричь?

Ножницами или машинкой?, Нужно побрызгать водой? и др.

После этого просит нагнуть голову, закрывать глаза и т.д.

- А теперь у Кати будет обед. На её место придет другой парикмахер Лена, давай ты, теперь будешь парикмахер. Надень фартук, будешь стричь детей, делать им красивые прически.

(игра продолжается…)

В процессе игры воспитатель направляет «парикмахера», подсказывает ему;

- «Вымойте, пожалуйста, голову»;

- «А теперь высушите, пожалуйста, феном»;

- «Хотелось бы, чтобы Вы меня красиво расчесали»

После посещения парикмахерской, воспитатель предлагает детям съездить на автобусе в магазин за тем, чтобы купить новое мыло, шампунь, расчески и т.п.

5) приемы формирования взаимоотношений в игре:  Во время игры воспитатель способствует установлению ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Поощряет (хвалит) вежливое, доброжелательное обращение между детьми.

Окончание игры.

Краткий итог работы в ролях и перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

- Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А теперь давайте поедем на автобусе в детский сад и продемонстрируем свои причёски другим детям.  А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите.

6.  Оценка игры

- Понравилось ли вам в парикмахерской?  Что больше всего понравилось в мастерской парикмахера? Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты была Маша, Катя? Вы очень старались, были хорошими парикмахерами, и , поэтому у вас получились красивые прически. Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми, вежливыми.

2.2 Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в средней группе

Тема сюжетно-ролевой игры

Парикмахерская

Цель

познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Задачи

1. Обогащать знания детей о труде парикмахера.

 2. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

 3. Активизировать словарь: «парикмахер», «мастер», «ножницы», «расческа», «прическа», «фен», «стрижка», «стрижет», «челка», «бреет», «освежает одеколоном»,  «пенка для укладки»,  «накручивать на бигуди», «платить деньги в кассу».

Используемые педагогические технологии

Перечень используемого оборудования и материалов

  1. Атрибуты: коробка и контейнеры для хранения игрового оборудования
  • Внешние признаки : передники, косынки, накидки, колпаки, полотенца
  • Копии - имитации парикмахерских инструментов, пустые флаконы и баночки из под косметических средств
  • Заместители палочки, карандаши, шпатели, строительные цилиндры, кубики, прищепки
  • Цепочка: сюжетные игрушки – предметы-заместители – воображаемые предметы : клиент – мягкая игрушка – воображаемый клиент
  • Цепочка: подсказывающие игрушки: создаем креативную прическу – нет украшений. Подойдут бельевые прищепки, кольца от пирамидки
  1. Самостоятельная организация, приготовление игровой среды
  • Внесение новых атрибутов, игрушек, моделей – альбом новых причесок и стрижек
  • Изменение, сюжетной ситуации: Все мастера заболели, а клиенту срочно надо сделать праздничную прическу. Как поступить администратору?
  • Совместное изготовление игры, атрибутов: нового атрибута в проблемные ситуации Визитная карточка солона
  • Введение нового атрибута в проблемные ситуации: Две подруги беседуют, одна делает комплимент другой по поводу прекрасной прически, вторая в ответ советует посетить новый салон
  • Обыгрывание игрового материала педагогом Выпрямитель (утюг) для волос

Презентация игрового материала педагогом Автоклав для стерилизации парикмахерских инструментов.

Предварительная работа

  • Обогащение жизненного опыта детей:

- Беседы

«История профессии парикмахер»,»Как стать парикмахером»

- Наблюдение

За работой воспитателя, когда он причесывает детей

- Экскурсии в парикмахерскую

- Целевые прогулки до парикмахерской

- Чтение стихов

«Дайте ножницы, расческу…», «Мастер сделает прическу…», «Привели подстричь ребенка…»

- Чтение рассказов Е.Благинина «Красавица какая», Б.Довяк – Мотович «Таяна в парикмахерской»

- Рассматривание иллюстраций Картина парикмахер (из серии «Кем быть»), иллюстрированный материал по теме

- Загадки

«У этой волшебницы…», «В этот чистый светлый зал…»

- Скороговорки «Не жалела мама мыла…»

- Чистоговорки «Расти коса до пояса…»

- Просмотр видеозаписей «Конкурс парикмахеров»

- Просмотр презентаций  «Профессия парикмахер»

- Продуктивные виды деятельности рисование: «Мамина прическа», аппликация: «Кудрявая прическа», «Украсим прическу», лепка: «Новая модель прически» (барельеф)

- Слушание музыки музыка разных жанров (марш, вальс, полька)

- Слушание песен  муз. А.Александрова, сл. М. Ивенсон «К нам гости пришли», «Почему на голове не растут цветочки…»

  • Обогащение игрового опыта детей

- Дидактические игры

«4 – лишний», «Что изменилось», «Каждой вещи свое место», «Найди отличия в портретах»

- Театрализованные игры Бианки «Хвосты», «Эта шубка лучшая»

- Игровые упражнения «Заплетаем косичку», «Завязываем бантик»

- Игры – имитации  «Сушим волосы феном», «Делаем стрижку»

- Строительно – конструктивные игры «Парикмахерская», «Рабочее место парикмахера»

- Игры с математическим содержанием «У кого коса длиннее», «У какого мастера больше инструментов», «Разложи в порядке убывания, возрастания»

- Игры с экологическим содержанием «Наведи порядок на рабочем месте»

  1. Обучающие игры

- Разыгрывание сюжета (действия направлены на воспитателя)  воспитатель в роли клиента

- Разыгрывание сюжета(действия направлены на детей)

воспитатель в роли парикмахера

- Разыгрывание сюжета (действия направлены на игрушку), дети и воспитатель в роли парикмахера, причесывают, подстригают, завивают, плетут косы, сушат голову

- Ребенок играет, используя только реальные предметы Ребенок расчесывает, накручивает волосы на бигуди, использует фен, заколки, бантики

  1. Принятие параллельной роли

- Привлечение к параллельной роли: два мастера трудятся над прической, два клиента в очереди

- Разворачивание сюжета на основе ролевого диалога. Парикмахер – клиент, клиент – клиент, мастер – мастер, директор салона – мастер, мастер – администратор.

-Разворачивание сюжета с помощью проблемной ситуации. Пригласили в театр, приезжает Путин, выступление на конкурсе парикмахеров.

  • Обогащение впечатлениями (игровое сотворчество родителей и детей):

- Собрание «Обогащение игры своими руками»

- Консультации «Развитие речи через сюжетно – ролевую игру»

- Семинары – практикумы «Играем вместе с нами»

- Круглые столы «Варианты детских причесок»

- Экскурсии в парикмахерский салон

- Выставки рисунков «Прическа моей мамы»

Описание хода проведения мероприятия

- Здравствуйте Ребята! Вы, наверное, очень любите праздники?

- А какой праздник вы ждете (любите) больше всего?

- Я тоже люблю Новый год, когда пахнет елкой и мандаринами.

- Почему (за что) вы любите Новый год? Чем вам нравится этот праздник?

- Дедушка Мороз дарит вам подарки, все друг друга поздравляют и готовят подарки для родных и знакомых. Я тоже люблю получать подарки, ведь это так приятно, а еще мне нравится дарить подарки.

- А к празднику нужно сделать красивую прическу. Кстати, ребята, а давайте посетим новую парикмахерскую «Златовласка».

- А нам чем мы сможем доехать до парикмахерской? (подводит к тому, что в нашем городе будет удобнее доехать на автобусе).

(Из-за ширмы появляется автобус)

- Кто будет водителем? (мальчик получает руль).

- А кто будет кондуктором? (вручает ребенку сумку с билетами).

 При посадке в автобус воспитатель напоминает правила поведения, мальчик пропускает девочку. Кондуктор обилечивает пассажиров.

Во время поездки дети поют знакомую песню.

         При выходе из автобуса, воспитатель напоминает, что первыми выходят мальчики и подают руку девочкам. Воспитатель выясняет у детей правила поведения в парикмахерской. Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причеши, пожалуйста», благодарить за причёску и т.п.

Раскрывается  ширма (двери в магазин, звучит тихая праздничная музыка).

 - Кто работает в парикмахерской? (парикмахер, мастер, кассир, уборщица)

- Что делает мастер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку и т.д.)

- Что делает кассир (администратор)? (Принимает плату за услугу; Сдаёт сдачу, записывает в журнал об услуге; предлагает клиентам чай или кофе).

- Что делает уборщица? (Убирает основной зал, меняет полотенца, моет инструменты).

Педагог разыгрывает перед детьми инсценировку.

 (показывает принадлежности).

   Ножницы, фен, щипцы и расческа –

   Всё это нужно, чтоб сделать прическу.

   Сегодня открылся новый салон,

   Где парикмахер?

(Надевает фартук)

   А вот и он.

(Показывает на девочку) Юля пришла делать прическу, (Выполняет соответствующие действия)

   Вот парикмахер берёт расческу,

   Ножницы в руки берёт

   И аккуратно стрижёт,

   Мастер умело снимает манишку -  

(Демонстрирует стрижку.)

   Вышла у Юли красивая стрижка!

Воспитатель  сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образец действий и общения. «Проходите, пожалуйста, присаживайтесь.» « Какую прическу Вы бы себе хотели?» «  Заплести косичку или завязать хвостик?» « Вы хотите две косички? Очень хорошо» « Пожалуйста!» « Вам понравилось?» « Я тоже рада, что Вам понравилось.» «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу.» «Пожалуйста, следующий!»

- Ребята, я тоже хочу сделать прическу к празднику, кто сможет меня подменить, пока мне делают прическу?

Ребенок принимает роль парикмахера. Воспитатель занимает очередь: «Кто последний, я буду за вами».

Также распределяются роли администратора и уборщицы.

По окончании игры педагог объявляет, что рабочий день парикмахера заканчивается, все клиенты могут записаться на завтра.

- Ребята, вам понравилась наша парикмахерская?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какое настроение у вас в преддверии праздника?

- Можно поинтересоваться, что вам делали в нашей парикмахерской? Как называется прическа?

 Дети выходят из парикмахерской. Ширма закрывается. Воспитатель предлагает всем занять свои места. Роль водителя воспитатель может предложить другому мальчику. С песней дети «возвращаются» в детский сад.

2.3 Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в старшей группе

Тема сюжетно-ролевой игры

Парикмахерская

Цель

формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности

Задачи

1.Развивать интерес и познакомить с разными профессиями в сфере обслуживания.

2.Уточнить правила поведения в парикмахерской.

3.Развивать умение самостоятельно распределять роли.

4.Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и выполнения игровых действий.

5.Формировать дружелюбные взаимоотношения детей в игре.

6.Воспитывать культуру общения в игре.

7.Расширить словарный запас детей: «парикмахер», «маникюрша», «стрижка», «укладка», «сушка», «клиент», «прическа».

Используемые педагогические технологии

Перечень используемого оборудования и материалов

Атрибуты.

Парикмахер: фартук, , ножницы, расческа, флакончики из-под лака для волос, шампуни чепчик, накидка для клиента, геля, фен, бигуди, резинки, заколки, ленточки для волос, полотенце.

Маникюрша: фартук, чепчик, маникюрный набор (пилка, ножницы), флакончики из-под лака для ногтей, ванночка.

Кассир: касса, бумажные денежные купюры.

Клиент: бумажные денежные купюры.

Предварительная работа

1. Изготовление атрибутов:

 - Сбор парфюмерных флаконов и бутылочек.

- Сбор резинок, ленточек, заколок для волос.

- Изготовление вывески «Парикмахерская «Шарм».

- Изготовление чеков из бумаги.

2. Обогащение впечатлениями:

- Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской.

-Беседа с детьми о работе парикмахерской.

-Рассматривание иллюстраций «причесок», «декор ногтей».

-Чтение стихотворения Разумовой Л. «Парикмахер»

3. Обучение игровым приемам.

- Помочь в распределении ролей по ходу игры.

- Научить делать  прически (плести косички, завязывать бантики).

- Подобрать вместе с детьми атрибуты для игры.

- Помочь детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов.

Описание хода проведения мероприятия

1)  Приемы создания интереса к игре. Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Маша. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: зал стрижки и укладки, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Маши в порядок.

2) Сговор на игру. С детьми определяем место «Парикмахерской» в группе, ставим зеркало, рабочий столик и стул для клиента, рабочий столик для маникюра и стул для клиента, а также стол и стул для кассира, раскладываем атрибуты к игре. Распределяем роли среди детей с помощью простой считалки (делает ребенок).  

3) Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель временно берет на себя роль мастера-парикмахера и показывает на кукле Маше, как можно заплести косички и закрепить их резинками. Кукла Маша остается очень довольной, ей нравится ее новая прическа. Затем дети занимают рабочие места согласно выбранным ролям. В парикмахерскую приходят клиенты (дети и куклы). Работники парикмахерской делают им причёски, моют голову, сушат феном, подстригают, делают маникюр; выписывают талон на определённую сумму для оплаты; беседуют с клиентом, дают советы.В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, укладке волос в прическу, маникюре.

4) Приемы поддержания и развития игры.

  • По желанию детей можно открыть залы женской, мужской и детской стрижки, а также зал стрижки домашних животных.
  • Для этого вносятся дополнительные атрибуты (зеркала, ножницы, расчески, столы и стулья и т.д.).
  • Воспитатель объясняет, что будут делать мастера каждого зала. Появляются новые клиенты – домашние животные (мягкие игрушки).
  • Дети самостоятельно и по желанию распределяют роли между собой (парикмахеры женского, мужского, детского зала, зала стрижки домашних животных, маникюрша, кассир). Клиентами могут быть как дети, так и игрушки (куклы, мягкие игрушки). Игра возобновляется с прежним интересом.  

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Воспитатель напоминает, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными к клиентам. Он помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов. Воспитатель поощряет инициативу, творческий подход к игре.

5. Окончание игры.

Дети делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие прически получились красивые и аккуратные, говорят о том, что им больше всего понравилось в игре. Детям предлагается по желанию посмотреть предложенные им журналы и книги о прическах, декоре ногтей.

2.4 Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в подготовительной группе

Тема сюжетно-ролевой игры

Парикмахерская

Цель

развитие самостоятельной игровой деятельности в коллективе сверстников.

Задачи

1.формировать умение комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры;

2.побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия;

3.создавать условия для творческого самовыражения;

4.способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;

5.обогащать и расширять словарь детей;

6.формировать навыки культурного поведения в общественных местах, уважительного отношения к работникам салона.

Используемые педагогические технологии

Перечень используемого оборудования и материалов

Атрибуты.

Парикмахер: фартук, , ножницы, расческа, флакончики из-под лака для волос, шампуни чепчик, накидка для клиента, геля, фен, бигуди, резинки, заколки, ленточки для волос, полотенце.

Маникюрша: фартук, чепчик, маникюрный набор (пилка, ножницы), флакончики из-под лака для ногтей, ванночка.

Кассир: касса, бумажные денежные купюры.

Клиент: бумажные денежные купюры.

Предварительная работа

1. Изготовление атрибутов:

 - Сбор парфюмерных флаконов и бутылочек.

- Сбор резинок, ленточек, заколок для волос.

- Изготовление вывески «Парикмахерская «Шарм».

- Изготовление чеков из бумаги.

2. Обогащение впечатлениями:

- Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской.

-Беседа с детьми о работе парикмахерской.

-Рассматривание иллюстраций «причесок», «декор ногтей».

-Чтение стихотворения Разумовой Л. «Парикмахер»

3. Обучение игровым приемам.

- Помочь в распределении ролей по ходу игры.

- Научить делать  прически (плести косички, завязывать бантики).

- Подобрать вместе с детьми атрибуты для игры.

- Помочь детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов.

Описание хода проведения мероприятия

1)  Приемы создания интереса к игре. Стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Маша. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: зал стрижки и укладки, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Маши в порядок.

2) Сговор на игру. С детьми определяем место «Парикмахерской» в группе, ставим зеркало, рабочий столик и стул для клиента, рабочий столик для маникюра и стул для клиента, а также стол и стул для кассира, раскладываем атрибуты к игре. Распределяем роли среди детей с помощью простой считалки (делает ребенок).  

3) Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель временно берет на себя роль мастера-парикмахера и показывает на кукле Маше, как можно заплести косички и закрепить их резинками. Кукла Маша остается очень довольной, ей нравится ее новая прическа. Затем дети занимают рабочие места согласно выбранным ролям. В парикмахерскую приходят клиенты (дети и куклы). Работники парикмахерской делают им причёски, моют голову, сушат феном, подстригают, делают маникюр; выписывают талон на определённую сумму для оплаты; беседуют с клиентом, дают советы.В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, укладке волос в прическу, маникюре.

4) Приемы поддержания и развития игры.

  • По желанию детей можно открыть залы женской, мужской и детской стрижки, а также зал стрижки домашних животных.
  • Для этого вносятся дополнительные атрибуты (зеркала, ножницы, расчески, столы и стулья и т.д.).
  • Воспитатель объясняет, что будут делать мастера каждого зала. Появляются новые клиенты – домашние животные (мягкие игрушки).
  • Дети самостоятельно и по желанию распределяют роли между собой (парикмахеры женского, мужского, детского зала, зала стрижки домашних животных, маникюрша, кассир). Клиентами могут быть как дети, так и игрушки (куклы, мягкие игрушки). Игра возобновляется с прежним интересом.  

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре. Воспитатель напоминает, что в игре нужно быть вежливыми друг с другом, правильно (дружелюбно) вести себя в общественном месте, быть внимательными к клиентам. Он помогает детям разобраться в характере взаимодействия персонажей путем вопросов и советов. Воспитатель поощряет инициативу, творческий подход к игре.

5. Окончание игры.

Дети делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие прически получились красивые и аккуратные, говорят о том, что им больше всего понравилось в игре. Детям предлагается по желанию посмотреть предложенные им журналы и книги о прическах, декоре ногтей.


Заключение

Игра, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. (Л.С. Выготский)

        Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого имеет деятельность – работа. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе.

В заключение хочу отметить, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаем, что выбранное нами направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство и организация сюжетно -ролевой игры "Парикмахерская"

Существует много методик по организации сюжетно-ролевых игр. Используя различные методики и свой собственный опыт, я создала данное руководство, которое поможет педагогам организовать сюжетно-ролевую ...

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах...

«Виды сюжетно - ролевых игр дошкольников,тематика в разных возрастных группах»

Знакомство родителей с различными видами сюжетно-ролевых игр в детском саду....

Методическая разработка на тему:«Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм»

Методическая разработка на тему: "Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм"...

Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевых игр по здоровьезбережению в разных возрастных группах"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и ...

Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" в разных возрастных группах"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и о...