Руководство и организация сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе.
материал (младшая группа) по теме

Медведева Наталья Владимировна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno_-_rolevaya_igra.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие сюжетно – ролевой игры детей третьего года жизни.

          Дошкольное детство - это отрезок  жизни  ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы,  города,  страны.  Если  в периоды младенчества и раннего детства  ребенок,  находясь  в  кругу  семьи, получал необходимые условия для своего развития, то  в  дошкольном  возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир  человеческих

отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он  испытывает  огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней  участвовать.

                       Игра - это деятельность детей, в которой они  берут  на себя  "взрослые"  роли  и  в  игровых  условиях  воспроизводят  деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную  роль,  имеет и соответствующий этой роли образ  -  доктора,  мамы,  дочки,  водителя.  Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный  внутренний  план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать.  Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и  эмоции.  В  их  играх мама может быть  строгой  или  доброй,  грустной  или  веселой,  ласковой  и нежной. Образ проигрывается, изучается  и  запоминается.  Все  ролевые  игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены  социальным  содержанием  и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

    Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка

в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями  с ним. Когда он овладевает действием, то начинает  осознавать,  что  действует

сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал  этого.  В

дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на  человека,  благодаря чему  взрослый  и  его  действия  становятся  для   ребенка   образцом   для подражания.

    На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды  детских

игр. Один из видов игры этого периода – сюжетно - ролевая игра. В ней  ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в  соответствии  с  этим образом. Обязательное  условие  для развертывания  такой  игры  -  яркое,  запоминающееся  впечатление,  которое вызвало у ребёнка сильный эмоциональный  отклик.  Ребенок  вживается  в  образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

      Игровое  действие  имеет символический характер. Играя, ребенок  под  одним  действием  подразумевает другое, под одним предметом -  другой.  Не  имея  возможности  обращаться  с реальными предметами, ребенок учится  моделировать  ситуации  с  предметами- заместителями.

    Главным  содержанием  игры  младших  дошкольников  является  выполнение определенных действий с игрушками, Они многократно повторяют одни  и  те  же действия с одними игрушками: “трут морковку”, “режут хлеб”,  “моют  посуду”.

При этом результат действия не используется детьми — нарезанный  хлеб  никто не ест, а вымытая посуда  на  стол  не  ставится.  Сами  действия  при  этом максимально  развернуты,  они  не  могут  быть  сокращенными  и   не   могут заменяться  словами.  Состав  участников  игры  может  быть  ограничен  одним - двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и  пригласить  на обед «гостью» или «готовить обед» для  своей  дочки-куклы.  

  У  младших дошкольников роль подсказывается самим предметом: если  у  ребенка  в  руках кастрюля—он мама, если ложка—он ребенок. Основные конфликты возникают  из-за обладания  предметом,  с  которым  должно   производиться  игровое  действие. Поэтому часто  на  машине  едут  два  “шофера”,  а  обед  готовят  несколько “матерей”.

   Но, пожалуй, главное достижение в игровой деятельности в этом возрасте – бурный рост воображения. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Использование замещений одних предметов другими позволяет значительно расширить рамки хорошо знакомых малышу сюжетов и придумывать собственные сюжеты. Так игра становится по настоящему творческой. Важную роль в процессе развития сюжетно - ролевой игры играет речь, которая помогает ребенку лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги с партнерами планировать дальнейшие действия (разговаривать с куклами и животными, обращаться к ним с предложениями, хвалить, делать замечания, отвечать от их лица и пр.)


Младший возраст (1 мл. гр.)

СЮЖЕТ

СОДЕРЖАНИЕ

РОЛЬ

ИГРОВЫЕ

ДЕЙСТВИЯ

ИГРОВЫЕ

ПРАВИЛА

1.Бытовые

(семья,

парикмахерская магазин,

больница, транспорт, строительство).

1.Главное воспроизведение действий взрослого.

1.Роль-неосознаётся, т. е. выполняя роль ребёнок «видит» свою маму т. е. конкретный образ.

1. Легко нарушает последовательность игровых действий.

Нет игровых правил.

2. Непродолжительный

 (3-5мин)

2.Неустойчива

2.Требуется игровой материал, для выполнения действий (отсутствие предмета – развивает интеллект).

3.Неустойчивый.

3. В игре мало ролей (2 -3).

 


 Руководство и организация сюжетно – ролевой игрой.

     

    Вся жизнь ребёнка неразрывно связана с игрой. Чем меньше ребёнок, тем больше времени должно быть дано ему на игру.

 Воспитателю надо заботиться о том, что бы игры детей третьего года жизни были достаточно разнообразными, что бы их содержание постепенно обогащалось. Это обеспечит наиболее успешное выполнение воспитательных задач в игре, позволит организовать детскую жизнь вокруг игры.

       Руководство сюжетно – ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
       Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают ее содержание, на обогащение их духовного мира.
    Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию ее замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Руководство игрою ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.

Методы руководства игрой.

Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.

Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.

Комплексное руководство – планомерное обогащение опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение предметной игровой среды, активизация общения воспитателя с детьми в процессе игры

             Основными задачами руководства играми в 1младшей группе является развитие и обогащение игровых действий с игрушками, сюжетов игры, формирование умения у детей играть рядом, затем вместе. Основной приём руководства – участие воспитателя в играх. Это способствует целенаправленности и содержательности игр детей.

 Организуя игры детей, надо учитывать время дня.

     Игры утром должны создавать у детей спокойное и радостное  и вместе с тем деятельное состояние. Детям предоставляют уже освоенные игрушки, воспитатель следит, что бы каждый  ребёнок был занят.

    Хорошо организуют детей игрушки, побуждающие их к знакомым действиям и возникновению несложных сюжетных игр. Такие игрушки располагаются обычно в игровых уголках: куклы, которых можно посадить в коляску, в машину, на стул; кухонная и чайная посуда, плита; принадлежности для стирки и глажения и т. п.

    Даже в начале года эти игрушки объединяют детей, хотя и не требуют согласованности действия.

    После дневного сна  до прогулки имеются наибольшие возможности для организации игр детей.

          Малыши ещё не умеют самостоятельно играть, у них мал жизненный опыт и опыт обращения с игрушками. В течении года им предстоит пройти большой путь развития, в частности развития игровой деятельности, и решающая роль принадлежит здесь воспитательному влиянию взрослых.

        Нужно помогать ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни (например, сначала приготовить кукле еду, потом не забыть покормить ее, затем уложить спать и помыть посуду).

     Так же как и в более младшем возрасте, ребенок иногда "застревает" на одних и тех же действиях с игрушками. Разнообразить его игру лучше с помощью косвенных способов. Например, если вы видите, что малыш, уже умея "лечить" куклу, без конца делает ей уколы, предложите ему дать ей лекарство или витамины, закапать капли в нос или в ушко, помогите подобрать соответствующие предметы-заместители.

                Необходимо, помогать, малышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничиться комментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, мама говорит дочке, играющей с куклой: "Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла - дочка", или обращается к сыну, который собирает кубики: "Максим, ты у нас строитель, строишь дом". Маленький ребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем и сам начнет называть себя именем персонажа.

          Другим приемом является принятие взрослым на себя роли, а также называние роли персонажа по ходу совместной с ребенком игры, Например, вы говорите: "Я мама, а это мой сыночек" или: "Я доктор, а это больной" и обращаетесь к кукле: "Сыночек, пора купаться" или: "Больной, вам нужно сделать укол". Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае вы называете себя "мамой", а ребенка "дочкой" или "сыночком". При этом важно выполнять не только соответствующие роли действия, но и подробно комментировать их, выстраивать диалоги, а также интонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имени врача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок и пр. Это даёт возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль воспитателя служит примером для подражания, строить диалоги, общаться с партнером по игре.

     Не всегда дети могут самостоятельно перенести действия, показанные воспитателем с одной игрушки на другую. Например, если он укладывает спать мишку, малыши тоже играют только с мишкой. В таких случаях целесообразно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия.

    Со второго полугодия можно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом внимание детей следует направлять на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни педагог предлагает: «Давайте и мы погладим бельё своим куклам! Где у нас утюг? Вот он, только он у нас маленький.».

          Когда возраст детей подходит к 2г. 6 мес., воспитатель вносит новое в руководство игрой. Игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.

     Чем содержательнее игра, тем лучше она организует детей и ценнее для воспитания. Однако не надо торопиться с развитием игровой деятельности ребёнка, навязывать ему свои желания. Необходимо сочетать активное руководство с предоставлением ребёнку в игре свободы и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

руководство и организация сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах

особенности сюжетно-ролевой игрывиды  сюжетно-ролевой игрыруководство игройтематика игр и развитие сюжетв в разных возрастных группах...

Организация сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе

Перечень сюжетно- ролевых игр по программе " От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой...

Проект. Тема: "Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе"

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего шко...

Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе

Рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе...

Методическая разработка по теме «Руководство и организация сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» в разных возрастных группах»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.Руководство и организ...

Организация и руководство сюжетно - ролевых игр во второй младшей группе №4 "Бусинки"

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взр...

Методические рекомендации "Руководство и организация сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" в разных возрастных группах"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения в форме представления накопленного опыта работы по теме: «Руководство и о...