Федеральный стандарт в ДОУ
материал

Солодилова Дина Анатольевна

Предмет исследования-федеральный государственный образовательные стандарты дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ФГОС в ДОУ147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №104»

Тема: « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)»

                                                                               

 Выполнил воспитатель:

                                                                                                Солодилова  Д.А

               

Оренбург 2019

Содержание

Введение

3

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

5

1.1. Понятие, основные принципы и цели ФГОС ДО

5

1.2. Основные требования, включенные в ФГОС ДО

7

Вывод по 1 главе

8

2. Образовательная программа ДОО в соответствии с ФГОС ДО

9

2.1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования

9

2.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

17

Вывод по 2 главе

25

Заключение

26

Список литературы

28

Введение

Дошкольное детство является самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества, а не периодом подготовки к школе. Дошкольное образование - одно из важнейших условий реализации потенциала развития личности ребенка, формирования  ее идентичности,  базовой культуры детей, их личностного роста и социализации в условиях информационного общества.

Новый Закон "Об образовании в Российской Федерации" определяет дошкольное образование как новый уровень общего образования, и существенно повышает статус педагогов и работников дошкольного образования.

На сегодняшний день созданы предпосылки позитивных изменений в направлении государственно – частного партнерства в области дошкольного образования, которые обеспечивают развитие вариативных форм реализации дошкольного образования, различные механизмы доступности, обеспечивают равные возможности реализации конституционного права каждого гражданина на получение бесплатного дошкольного образования, введение новых организационно - экономических механизмов в развитие сферы дошкольного образования.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" п.6, ст. 2 дано следующее определение "Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования". Таким образом, ФГОС ДО – является стандартом качества дошкольного образования. Александр Асмолов отмечает: "Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства".

Цель работы – рассмотреть ключевые особенности ФГОС ДО

 Объект исследования - система совершенствования дошкольного образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Предмет исследования – федеральный государственный образовательные стандарты дошкольного образования.

Задачами  работы являются:

1.                 Рассмотрение понятия «Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования», его основные принципы, цели, основные требования;

2.                 Рассмотрение особенностей образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации научно-практических основ ФГОС ДО.

Практическая значимость данной работы определяется целью повышения эффективности образовательного процесса за счет улучшения качества преподавания, обучения и сопровождения образовательного процесса.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, общим объемом 29 страниц.

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрываются цель, объект, предмет и задачи, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе работы раскрыты понятие, основные принципы и цели, основные требования, включенные в ФГОС ДО.  Вторая глава посвящена образовательной программе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО . В конце каждой главы имеются выводы.

1. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования

федерал1.1. Понятие, основные принципы и цели ФГОС ДО ый стандарт образование

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность образовательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникшие при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) организациями, индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями).

Комплексная образовательная программа – программа, направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных областях, видах деятельности и или культурных практиках. Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7лет) (п. 2.7 гл.2 Федеральные государственные стандарты).

Стандарт разработан с учетом законодательства РФ, в основе которых заложены принципы:

- поддержки специфики и разнообразия детства;

- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

- личностно - развивающий характер и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

- уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности.

Основные принципы дошкольного образования

Полноценное проживание детства ребенком всех этапов детства, обогащение развития, поддержка инициативы индивидуализации, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

- Повышение статуса дошкольного статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

- Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;

-обеспечение равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья);

- преемственности дошкольного и начального образования.

Стандарт является основанием для:

- разработки примерных основных программ дошкольного образования;

- разработки нормативов финансирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

- объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы.

1.2. Основные требования, включенные в ФГОС ДО

ФГОС ДО включает три группы требований к дошкольному образованию:

  1. Требования к образовательной программе дошкольного образования, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений.
  2. Требования к условиям, в которых должны реализовываться программы ДО: финансовым, кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим и развивающей предметно-пространственной среде.
  3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

    Требования к результатам представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их знаний, умений и навыков требованиям государственного стандарта образования.

Выводы по I главе

Изучив стандарт нового поколения общее положение можно сделать вывод:

ФГОС ДО позволяют конструировать образовательные программы, многократно расширяет возможности педагогов, для развивающего образования детей дошкольного возраста.

2. Образовательная программа ДОО в соответствии с ФГОС ДО

2.1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объему

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных способностей и должна быть направлена на решение задач указанных в пункте 1.6 Стандарта.

Структурные подразделения (группы) могу реализовывать разные Программы. Программа разрабатывается и утверждается Организацией в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных общеобразовательных программ, в которых необходимо учитывать режим работы, и возрастные особенности детей, требования СанПин к учебной нагрузке, продолжительность пребывания детей в ОУ. Программа может реализовываться в течение всего дня времени пребывания ребенка в дошкольной Организации.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательно развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико¬синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа предполагает обязательною часть и часть формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма; части формируемой участниками образовательных отношений - не более 40% (п.2.10 гл.2 ФГОС дошкольного образования).

Программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:

цели и задачи реализации Программы;

принципы и подходы к формированию Программы;

значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 11, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

используемые Примерные программы;

характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

2.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к условиям реализации Программы включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально - техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно - пространственной среде пункт 2.6. стандарта (Приложение №1 гл.2 ФГОС дошкольного образования).

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

- создания условий для принятия решений детьми, выражения своих чувств и мыслей.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками — как создающие предпосылки для их реализации.

Выводы по II главе

Изучив стандарт нового поколения требования к структуре образовательной программы и требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, можно сделать следующий вывод:

условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях, а именно: в сфере социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и другим людям.

Заключение

В связи с глобальными переменами в дошкольном образовании должна появиться новая система развивающего управления образовательным процессом и развивающего обучения детей дошкольного возраста. Вместе с вариативным, развивающим образованием, появится вариативное развивающие управление, через стандарты, мы выйдем на новые инструменты управления дошкольным образованием и поменяем структуру. Необходимо понять, что стандарт дошкольного образования – это изменение всей системы образования. И пусть это сегодня еще не все понятно, так как педагогам тяжело отойти от знаний, умений и навыков, которые можно проверить, от жесткого рецептурного мышления, когда тебе говорят: «Делай только так и по – другому, нельзя», когда любое действие талантливого воспитателя, педагога наталкивается на строгие правила, мы сразу оказываемся в сложной ситуации.

Сегодня стандарты – это шанс изменения реальности. Шанс создания развивающего проектирования образовательного процесса, в который необходимо привлекать всех участников образовательных отношений, в том числе и родителей (законных представителей).

Объективной значимостью введения ФГОС ДО является:

  • Признание ступени дошкольного образования в системе общего образования.
  • Обеспечение качества, так как стандарт – гарант качества, обеспечивающий минимум содержания образования и требования к результатам образования.
  • Обеспечение непрерывности образования человека на разных ступенях.

Ключевые особенности стандарта:

  • развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка;
  • во ФГОС ДО представлены требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  • во ФГОС ДО содержание программы дошкольного образования охватывает следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие, познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие, т.е. ФГОС направленно на налаживание связей с общественностью (коммуникацию);
  • изменилась структура основной образовательной программы по ФГОС ДО, которая следующие основные разделы: 1. Целевой 2. Содержательный 3. Организационный. Каждый раздел отражает обязательную часть и часть, которая формируется участниками образовательного процесса.
  • во ФГОС ДО предполагаемые результаты представлены в виде целевых ориентиров (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования), которые не подлежат оценке в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
  • освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой диагностики воспитанников.

В целом, разработанный стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Стандарты в образовании, как и Правила дорожного движения – необходимое благо, конечно не лишенное недостатков. Однако и без стандартов никакая социальная система существовать не может.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Новосибирск: Норматика, 2013. -128с.
  2. Приказ министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10. 2013г № 1155 с приложением.
  3. Конвенция ООН «Конвенция о правах ребенка» Екатеринбург: Урал. ун-та. 2010-180с.
  4. Александрова О.А. Образование: доступность или качество — последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2011. — № 2. — С. 83.
  5. Бережнова О. В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ. – 2014.-№ 5 – с. 32.
  6. Боякова Е.В. О реализации стандарта дошкольного образования. //Управление ДОУ. – 2014. - № 3. – С.5.
  7. Боякова Е.В. Стандарт как показатель развития. //Управление ДОУ. – 2013. - № 9. – С. 5-6.
  8. Волосовец Т. ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. //Вестник образования. – 2014. - № 7. – С. 14.
  9. Загвоздкин В.К. Стандарты дошкольного образования: есть проблемы // Народное образование. - 2013. - № 4.
  10. Кравцова Е. Поговорим о стандарте // Обруч. – 2014. - № 2.
  11. Кравцова Е., Кравцов Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6.
  12. Круглый стол « ФГОС дошкольного образования: изучаем, размышляем, обсуждаем» // Школа управления образовательным учреждением.-2014.№2.-С.14-16.
  13. Кудрявцев В. О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.19-25.
  14. Кудрявцев В.Т. Об образовательном статусе дошкольной ступени в свете дошкольной ступени в свете новейших административных трендов // Современное дошкольное образование. – 2013. - № 3.
  15.  Майер А.А. Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО //Управление ДОУ.-2014.-№3.-С.27-35.
  16. Микляева Н. Стандарт дошкольного образования: точки роста // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 12.
  17. Организация развивающей  образовательной среды ДОУ: первые шаги воплощения // Школа управления образовательным учреждением.-2014.-№2.-С.54-57.
  18. Скоролупова О. А.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014. – №3.
  19. Стандарт дошкольного образования утверждён: готовимся к внедрению. //Справочник музыкального руководителя. – 2013. - № 10. – С.4.
  20. Интернет ресурс www.zakon.edu.ru
  21. Интернет ресурс www.cjnsultantpus.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомим родителей с Федеральным стандартом дошкольного образования РФ"

Материал для консультации родителей, для наглядной информации....

Совет по стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об обр...

Консультация для родителей "Особенности музыкально - художественного развития дошкольников в рамках Федерального Стандарта дошкольного образования»

В данном материале содержится перзентация по организации работы музыкальнго руководителя в соответствии с наормативными документами, а также рабочей программой и прациальными технологиями и методиками...

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018

О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...