Консультация для педагогов "Толерантность-терпимость или сострадание"
консультация

«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй.  Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих.  Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли».  Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.  Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки.  Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost-terpimost_ili_sostradanie.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность- это гармония в многообразии, это моральный долг.

ООН «Декларации принципов терпимости» (1995)

Консультация

«Толерантность – терпимость или сострадание»

«Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй.  Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих.  Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли».  Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.  Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки.  Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

 Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает.

Бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях. Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей. Однако большинство родителей не уделяют должного внимания воспитанию, поэтому наша задача, задача педагогов -  научить детей различать такие понятия, как добро и зло, раскрыть суть духовных ценностей российской культуры и русского человека, нравственных ценностей, куда входит такое понятие, как толерантность. А чтобы воспитать в детях толерантность, нам самим необходимо воспитывать в себе это чувство.

Что же такое толерантность? Слово толерантность означает:

 - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

- уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

- позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других

 - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим

– способность терпеть что- то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Педагог был и останется значимым звеном в учебно-воспитательном процессе. Чтобы   решить проблему формирования толерантных отношений воспитанников, педагогу самому важно понять важность процесса толерантных отношений. Без сотрудничества невозможно построить систему толерантных отношений.

Педагогическая толерантность – терпимость к членам своего коллектива, воспитанникам, умение понять, простить их несовершенства.

Педагог, умеющий поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с коллегами, воспитанниками и их родителями, проявляющий уважение к ним, готовый и умеющий своевременно прийти на помощь - вот стандарт современного педагога

  Правила поведения толерантного педагога:

1.    Воспитывать с любовью и во имя любви

2.    Воспитывать в духе мира

3.    Быть примером для детей и общества

4.    Избегать жестких иерархических отношений

5.    Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у воспитанников чувство взаимного расположения

6.    Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого

7.    Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

8.    Быть справедливым

10.  Уметь слушать

      Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием.

Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова. Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении. Однако без коммуникативной толерантности (знание педагогом основ культуры речи, владение риторическими навыками, умелое применение норм русского речевого этикета и др.) профессионально-педагогическая толерантность едва ли состоится.

Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения.

 Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.

Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении.

Если хотите воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды соблюдайте девять правил от Д. Карнеги:

1.     Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2.     Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

3.     Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

4.     Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

5.     Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.     Выражайте людям одобрение по поводу их удачи и отмечайте каждый их успех.

7.     Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

8.     Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима.

9.     Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Любите, друг друга и учитесь прощать!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Как развивать сочувствие и сострадание у ребенка"

Круглый стол"Как развивать сочувствие и состраданиеу ребенка"...

Конспект занятия в старшей группе "Самый дорогой на свете человек (понятия "сострадание-сопереживание")"

Задачи занятия· Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.· Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.· Учить давать моральную оценку поступкам героев художе...

Воспитание чувства сострадания у малышей

Статья содержит советы и рекомендации по воспитанию чувства сострадания, милосердия, сопереживания у детей младшего возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТРАДАНИЮ»

  КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОСТРАДАНИЮ?   Это невероятно сложная задача. Потому что нужно учить видеть не только себя, но и окружающих – с их неразр...

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей сочувствия, сострадания- условия формирования личности»

Консультация для воспитателей«Воспитание у детей сочувствия, сострадания-условия формирования личности»...

Консультация для родителей «Воспитание милосердия, сострадания у детей дошкольного возраста»

Сострадание (милосердие) – это важное качество, заботливое отношение к другому человеку, которое родители должны развивать в ребенке с раннего возраста....