ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»
рабочая программа

Гутенева Вероника Андреевна

 

«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»67.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»

  1. Пояснительная записка

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

  1. Цель программы – воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  2. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
  4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
  5. Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
  1. Принципы реализации программы:

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д..
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  1. Ожидаемые результаты

В результате освоения данной программы дошкольники:  

  • Имеют знания о своем ближайшем окружении, свей семье. Проявляют гуманные отношения к своим близким. Знают имена близких людей. Имеют представления о семейных традициях, историях.  
  • Имеют краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Ощущают гордость за свою малую родину.  
  • Имеют элементарные краеведческие сведения о природе, общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Эстетически воспринимают красоту окружающего мира, относятся к природе поэтически, эмоционально, бережно. Проявляют стремление больше узнать о родной природе.  Имеют географические сведения о территории России.
  • Знакомы с государственной символикой: герб, флаг, гимн. Имеют представление о значении государственных символов России. Проявляют уважительное отношении к гербу, флагу, гимну РФ. Знакомы со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Имеют представление о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Проявляют гражданско-патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре. Осознают личную причастность к жизни Родины.
  • Знакомы с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Имеют представление о народной культуре, ее богатстве и красоте.

  1. Содержательный раздел

2.1. Структура программы

Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми средней, старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Программа предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам, что способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями.

Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину сведений о России.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных традициях, историях.

Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее еще лучше.

Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах - общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Желание больше узнать о родной природе.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России. В средней группе знакомятся с государственной символикой: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывают уважительное отношении к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

2.2. Вариативные формы, методы и технологии реализации программы

Цикл занятий по ознакомлению с родным городом проводятся в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины.

Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.

Педагогами широко используются следующие образовательные технологии:

  • игровые методы и приёмы,
  • проектные,
  • проблемно-поисковые.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности педагога с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности широко используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность включаются беседы о родном городе, городах России, животных, родного края и т.д., рассматривание тематических альбомов, иллюстраций организацию выставок предметов детского творчества.

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников

В рамках реализации программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями) в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

  • Участие в создании, пополнении в группах мини-музеев по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • Создание собственного герба семьи;
  • Включение родителей в читательскую деятельность с детьми дома по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Экскурсия детей с родителями к мемориалам нашего города, посвященным участникам Великой Отечественной войны, участникам локальных войн в Афганистане и Чечне;
  • Посещение местного краеведческого музея, детской библиотеки;
  • Составление генеалогического дерева, где на каждой ветви, обозначающей родственника, будет изображен герб города, в котором он жил ранее или живет сейчас;
  • Мини-отчеты (оформление детьми и родителями альбомов о поездках в другие города);
  • Оформление коллективного альбома, составленного из рассказов детей о своих поездках по городам России.

  1. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы

Для реализации программы в дошкольном учреждении создана соответствующая развивающей предметно-пространственная среда.

Уголок

Оборудование

Русская изба

Домашняя утварь, утюги угольные, самовар, куклы в русских костюмах, ухват, чугунки, валек, народная игрушка, икона, вышивка и др.

Мини-музеи

в групповых комнатах

Младший возраст: «Курочка - рябушечка», «Коровушка-буренушка», «Народные промыслы»

Средний возраст: «Моя Родина - Россия»,

Старший возраст: «Куклы из бабушкиного сундука», «От полюшка до хлебушка», «Бабушкин чуланчик», «Россия – родина моя» (состоит из отдельных экспозиций «Я помню! Я горжусь!», «Мой родной край»)

Уголок сюжетно-ролевых игр

Кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; выносные атрибуты для игры - социализации «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую» и др.; куклы в народных костюмах, игрушечные дикие и домашние животные; наборы старинной кухонной посуды, утюги и др.; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

Уголок театрализации

Театр настольный, ширма для театрализации и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы,

маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; книги

Книжный уголок

Стеллаж для книг, стол и два стульчика, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; книги по программе, любимые книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года»,

«Детский сад» и т.д.

Уголок  творчества

Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо

впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; школьные мелки для рисования на доске и асфальте.

Уголок природы

В группе находится комнатные растения; ведется наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Альбомы с растениями нашего края, «Рыбы наших озер», «Наши леса и их обитатели», «Красная книга Новосибирской области»

3.2. Проектирование образовательного процесса в рамках программы

        Образовательная деятельность по реализации программы осуществляется во вторую половину дня.

Возрастная группа

Периодичность

Время

Средняя

1 раз в неделю

20 мин.

Старшая

1 раз в неделю

25 мин.

Подготовительная к школе

1 раз в неделю

30 мин.

Тематическое планирование образовательной деятельности

Средняя группа

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность взрослого и детей

СЕНТЯБРЬ

1

Что такое детский сад?

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать  коммуникативные навыки, способствовать  благополучной  адаптации  детей  в  группе.

Беседы о детском саде, работе взрослых. Подвижные  и  дидактические  игры  «Давайте познакомимся», «Назови себя», «Что есть в нашей группе», «Ищем клад», «Ручеек», «Клубочек». Пословицы и поговорки о дружбе.

2

Труд взрослых в детском саду

Воспитывать уважительное отношение детей друг к другу,  к  сотрудникам  детского  сада,  развивать коммуникативные  способности,  желание  помогать взрослым,  закрепить  знания  названия  профессий сотрудников детского сада.

Беседы  о  дружбе,  экскурсии  по  детскому  саду, наблюдение за трудом сотрудников, беседы с ними, игры с матрешками. Пословицы о труде.

3

Мой дом

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказать о нем своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Беседы о доме, членах семьи, семейных традициях, фотовыставка «Я дома». Рисование на тему «Мой дом». Разучивание пословиц о родном доме, чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

4

Моя семья

Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, формировать этические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье.

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе, фотовыставка «Моя семья».

Дидактические игры «Я люблю», «На кого я похож», «Давайте познакомимся».

ОКТЯБРЬ

1

Осенние приметы

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, побуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между Беседы об осенних приметах, целевая прогулка. Рассматривание осенних пейзажей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, чтение стихотворений об осени, рисование осенних ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Уточнить представление об осени как времени года.

Беседы об осенних приметах, целевая прогулка. Рассматривание осенних пейзажей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, чтение стихотворений об осени, рисование осенних листочков, лепка овощей и фруктов.

Дидактические игры «Что растет на грядке», «Сложи картинку», «Когда это бывает».

2

Осень на участке детского сада

Сформировать у детей представление об осени как времени года, о приметах осени, сделать акцент на красоте и 3разнообразии родной природы, учить любоваться красотой осенней природы, формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада.

Беседы об осенних приметах, рассматривание иллюстраций, опытно-экспериментальная деятельность (наблюдение за ветром), знакомство с названиями деревьев, наблюдение за птицами, составление осенних букетов. Подвижная игра на прогулке «Ворон и зайчата».

3

Осень в русском лесу

Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его жителях, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение передавать в высказываниях свое отношение к животным.

Беседы о красоте осеннего русского леса, рассматривание иллюстраций осеннего леса, загадки о животных русского леса, загадки о животных, дидактические игры «У кого какой домик».

Экскурсии в лес с родителями, «Фотовыставка «Мы в лесу», рисование, лепка грибов.

4

Осень, осень, в гости просим

Средствами эстетического воспитания учить детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку.

Развлечение для родителей и детей (проводится в форме осенней ярмарки). Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев. Конкурсы, игры, викторины.

НОЯБРЬ

1

Родной город

Закрепить название родного города, домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному краю.

Беседы о малой родине, рассматривание альбомов с видами родного города. Фотовыставка «Мое любимое место в городе».

Прослушивание стихов о родине. Дидактическая игра «Кто где живет», «Кто кем работаем»

2

Достопримечательности родного города

Закрепить название родного города, формировать патриотические чувства, познакомить детей с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: набережная, цирк, музей, памятник и т.д.

Беседы о родном городе. Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций с видами родного города.

3

Русская матрешка

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире.

Рассматривание и игры с матрешками.

Загадки про матрешку, разучивание стихотворений. Рисование «Матрешка» (раскрашивание трафарета).

4

Дымковские игрушки

Закрепить интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать восхищаться красками, красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.

Рассматривание и игры с дымковскими игрушками. Загадки про дымковские игрушки. Рисование «Козлик» (раскрашивание трафарета).

ДЕКАБРЬ

1

Зима на участке детского сада

Познакомить детей с первыми признаками зимы в России, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, формировать умение восхищаться красотой русской природы.

Беседы о приметах зимы, целевая прогулка, наблюдения в природе, наблюдения за зимующими птицами, подвижные зимние игры на участке детского сада, рассматривание иллюстраций, прослушивание стихотворений о зиме.

Фотовыставка «Зимние забавы».

Рисование снежинок, зимнего дерева.

2

Приметы зимы, зима в родном городе

Расширять представление о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы.

Беседы о русской зиме, рассматривание иллюстраций зимних городских пейзажей.

Дидактические игры «Что надеть зимой», «Назови зимние игры».

Опытно-экспериментальная деятельность со снегом

3

Зимние забавы

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, закрепить умение рассказывать о приметах зимы, называть зимние игры, закрепить название родного города.

Беседы о зимних забавах, подвижные игры на прогулках, загадки про зимние игры, рассматривание картины В. Сурикова «Взятие снежного городка»

Рисование, лепка снеговика. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

4

Зима в лесу

Уточнить представление детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы русской зимы, развивать чувство восхищения красотой русской природы, углублять знания о зимовке зверей, птиц.

Беседы о зимних приметах, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника». Подвижная игра «Зайцы в лесу». Рисование «Зимнее дерево», «Снегопад». Труд на участке детского сада: расчистка дорожек, постройки из снега.

ЯНВАРЬ

1

Зимующие птицы нашей области

Познакомить детей с зимующими птицами средней полосы: ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, закреплять и расширять знания о способностях птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам.

Беседы о зимующих птицах средней полосы, рассматривание иллюстраций.

Прослушивание стихотворений о птицах, изготовление кормушек, наблюдение за зимующими птицами, чтение стихотворений о птицах.

2

Поможем птицам

Вызвать в детях гуманные чувства, умение сопереживать зимующим птицам, развивать у детей представления о способностях животных приспосабливаться к сезонным изменениям в природе

Беседы о тяжёлых временах для птиц, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек для зимующих птиц. дидактические игры «Назови птицу», «Чей хвост».

3

Как животные готовятся к зиме?

Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить название жилищ диких животных, познакомить детей с тем, как дикие животные готовятся к зиме, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе.

Беседы о диких животных русского леса, рассматривание иллюстраций, загадки про лесных животных, придумывание сказок о диких животных.

Дидактические игры «Узнай животное», «Кто где живет», «Чьи припасы». Рисование «Лиса», «Ежик», лепка «орешки для белочки».

ФЕВРАЛЬ

1

Город - село

Познакомить детей с понятием город и село. Учить находить различия: в городе многоэтажные дома, много улиц, разнообразный транспорт. В селе – одноэтажные дома, мало улиц, мало транспорта. Познакомить детей с особенностями труда людей в городе и селе. Воспитывать уважение к труду людей села.

Рассматривание иллюстраций с изображениями улиц села и города.

Дидактическая игра «Город – село».

Чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне, городе.

2

Транспорт родного города

Закрепить знания разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина.

Беседы о городском транспорте, рассматривание картинок с изображением транспорта, загадки про транспорт.

Дидактические игры «Светофор», «а чём едем, летим, плывём?»

Рисование «Самолёт», «Корабль»

3

Труд взрослых в родном городе

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: учитель, врач, кондитер, строитель, полицейский, формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина».

Беседы о труде взрослых в родном городе, составление рассказа о труде родителей. Пословицы, поговорки, стихи о родине, загадки о профессиях. Фотовыставка «Мама и папа на работе», рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий. Рисование «Кем я хочу стать».

4

День защитников Отечества Разучивание стихов, песен, инсценировок.

Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы. Уточнить представление о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время ВОв.

МАРТ

1

Моя родина – Россия

Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия», познакомить с государственным флагом.

Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.  Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине. Выставка рисунков «Моя Родина».

2

Государственные символы России – флаг

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением, формировать уважительное отношение к флагу, умение называть флаг России, знать назначение государственного флага.

Рассматривание иллюстраций государственного флага РФ.

Аппликация «Флаг России».

Дидактическая игра «Узнай наш флаг».

Наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть флаг России.

3

Государственные символы России – герб

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ, познакомить детей с символическим значением герба, показать тесную связь современной государственной символики с фольклорным и народным декоративно – прикладным искусством.

Рассматривание изображений государственного герба на монетах, документах. Дидактическая игра «Узнай наш герб».

4

Государственные символы России - гимн

Познакомить детей с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну как к официальному музыкальному символу, формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ

Прослушивание государственного гимна РФ

АПРЕЛЬ

1

Весна

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с признаками ранней весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними.

Целевая прогулка. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает», «Весной прилетают».  Чтение стихов и художественной литературы о весне.  Наблюдение за ростом рассады овощей.  Рисование «Весна пришла». Выставка детских рисунков.

2

Весна в лесу

Познакомить детей с изменениями в лесу весной, обобщить и систематизировать знания о существенных признаках весны, об основных весенних явлениях в лесу, учить устанавливать связь между живой и неживой природой, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна».

Беседы о весенних приметах, рассматривание иллюстраций.

Чтение рассказа Ю.Коваля «Зяблик», художественная литература о весне, загадки, стихи.

Рисование «Весеннее дерево».

Дидактические игры «Летает – не летает», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Что в лесу растет», «Кто в лесу живет».

3

Весна на участке детского сада

Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки ранней весны, название перелетных птиц, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна».

Целевая прогулка, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов о весне, народные приметы о весне, опытно-экспериментальная деятельность на игровом участке, пускание корабликов, наблюдение за птицами.  Подвижные игры «Горелки». Музыкальное развлечение ко Дню Земли (22 апреля)

4

Времена года

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой

Рассматривание иллюстраций, выставка иллюстраций «Времена года», прослушивание стихотворений, художественной литературы, и многообразием. загадок о временах года.

Дидактические игры «Когда это бывает», «Найди ошибку».

Выставка детских рисунков.

Работа на детском огороде.

МАЙ

1

Экскурсия в краеведческий музей «Это всё моё родное – это родина моя»

Закрепить понятие «малая родина», название родного города, формировать у детей чувство любви к своему родному краю.

Целевая экскурсия

Беседы о малой родине, рассматривание альбомов с видами родного города. Фотовыставка «Мое любимое место в городе».

Прослушивание стихов о родине.

2

Этот славный день Победы

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.

Экскурсия к мемориалу, возложение цветов, встречи с ветеранами, рассматривание иллюстраций, беседы о подвигах людей во время Вов.

3

Времена года

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в России, воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой

Рассматривание иллюстраций, выставка иллюстраций «Времена года», прослушивание стихотворений, художественной литературы, и многообразием. загадок о временах года. Дидактические игры «Когда это бывает», «Найди ошибку». Выставка детских рисунков. Работа на детском огороде.

4

Итоговый педагогический мониторинг в рамках программы

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе

Беседы с детьми. Дидактические игры «Когда это бывает», «Узнай профессию», «Что где растет», «Кто где живет», «Домашний адрес», «Узнай наш флаг, герб», «На чем мы поедем в гости», «Радиоэфир», «Летает – не летает»

Старшая группа

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность взрослого и детей

СЕНТЯБРЬ

1

Наблюдение за общением детей в группе, выявление первичных знаний по программе

Определение первичного уровня знаний детей о Родине.

Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

2

Моя улица

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуар, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

Беседы о родной улице, целевая прогулка.  Пословицы и поговорки о дружбе, загадки о правилах дорожного движения.

Рисование «Моя родная улица».

Составление схемы с родителями «Моя дорога в детский сад».

Подвижные и дидактические игры «Ручеек», клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице...» Сюжетно-ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада.

3

Дома бывают разные

Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены. Закреплять навык безопасного перехода проезжей части дороги. Обогащать словарь: многоэтажный дом.

Беседы о доме, целевая прогулка.

Чтение стихотворений, художественной литературы.

Рисование «Мой дом».

Дидактические игры «Мой этаж», «Из чего построен дом».

Сюжетно-ролевые игры на дорожной разметке на участке детского сада.

4

Городские здания

Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, аэропорт, банк, магазин.

Беседы о городской архитектуре, рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий, пословицы и поговорки о доме, загадки про городские здания. Дидактические игры «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом».

ОКТЯБРЬ

1

Городские здания дом

Закрепить знания разных видов городских зданий, их назначение, познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением. пополнять словарь детей: бассейн, теннисный корт, аквапарк, кукольный театр, филармония, художественный музей, художник, композитор.

Беседы о городских зданиях, рассматривание открыток с видами города. Дидактическая игра «Жилое-нежилое». Фотовыставка «Как мы отдыхаем», экскурсии.

Рисование «Моё любимое место в городе»

2

Золотая осень

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях свое отношение к природе. Побуждать детей любоваться красотой осенних деревьев. Обогащать словарь детей относительными прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Беседы об осенних приметах в родном городе, целевая прогулка, рисование осенних листочков, рассматривание осенних пейзажей, чтение стихотворений русских поэтов об осени.  Народные приметы об осенних месяцах, пословицы и приметы погоды.

Составление осеннего букета в группе. Дидактические игры «Когда это бывает», «С какого дерева листок», «Что нам осень принесла».

3

Зачем нужна деревня?

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине.

Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры «Город – деревне», «Деревня – городу», «Кто живет в деревне». Рисование «Деревенский дом».

4

Осенины

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы осенью, дарами природы человеку.

Утренник для родителей и детей в фольклорном стиле.

Изготовление украшений для музыкального зала, разучивание стихов, песен, танцев.

НОЯБРЬ

1

Путешествие на почту

Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг и другом. Пополнять словарь детей: почтальон, бандероль, письма, конверты, посылки. Повторить домашний адрес.

Беседы о средствах связи людей в разных городах, рассматривание иллюстраций, экскурсия на почту, чтение произведений Н.Носова «Телефон», С.Михалкова «Почта», загадки. Сюжетно-ролевая игра «На почте», «Отправим письмо», «Телефон».

2

Книжкин дом

Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели, переплет, страницы, обложка, иллюстрации. рисование иллюстраций к любимой книге.

Беседы о книге, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, ремонт книг в группе, загадки, пословицы про книги «День любимой книжки», составление рассказов о любимых книгах, трудовые навыки.

3

Наземный пассажирский транспорт родного города

Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: автобус, маршрутное такси и т.д.

Беседы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о профессиях, загадки про пассажирский транспорт. Рисование «Транспорт», аппликация «Автобус» и т.д. Дидактические игры «Кто чем управляет», «Пассажирский транспорт».

4

Воздушный транспорт

Поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить с профессиями людей, работающих в авиации. Воспитывать чувство гордости за свой край. Пополнить словарь детей: воздушный транспорт, аэропорт, летчик, бортпроводник, иллюминатор, пропеллер.

Беседы о разных профессиях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о труде летчиков. Рисование «Кем я стану, когда вырасту».

Сюжетно-ролевая игра «Самолет».

ДЕКАБРЬ

1

Водный транспорт

Закреплять у детей представление о том, что такое профессия, поддерживать интерес к разным профессиям, познакомить детей с профессиями людей, работающих на водном транспорте. Пополнять словарь детей: водный транспорт, речной вокзал, судоходство, капитан, команда, капитанский мостик, корма, палуба, штурвал. Воспитывать чувство гордости за свой край.

Беседы о профессиях на транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про водный транспорт.

Рисование «Теплоход на реке».

Сюжетно- ролевая игра «На корабле». Дидактическая игра «Закончи строчку».

2

Железнодорожный транспорт родного города

Закреплять у детей представления о разных профессиях, познакомить детей с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Пополнять словарь: железнодорожный транспорт, машинист, вагоны, проводник, пассажиры, станции. Воспитывать чувство гордости за свой родной город.

Беседы о железнодорожном транспорте, рассматривание иллюстраций, загадки про железнодорожный транспорт, чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Поезд». Дидактическая игра «На чем едем, летим, плаваем»

3

Новый год у ворот

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства. пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Италия, Германия и др.

Беседы о людях разных национальностей, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме.

Рисование «Новогодний подарок»

4

Новогодний праздник

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной ёлкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Утренник для родителей и детей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!». Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних подарков для родных. разучивание стихов, песен, танцев.

ЯНВАРЬ

1

Прошлое родного края

Познакомить детей с историей заселения Барабы, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

Беседы об историческом прошлом Барабы, рассматривание иллюстраций. Знакомство с костюмом, с предметами быта, жилищем коренных народов Барабы. Экскурсия в краеведческий музей.

2

Герб моего города

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассмотреть иллюстрации герба родного города.

3

Мой город

Расширить знания детей о родном городе, полученные в средней группе. Познакомить с историей возникновения города, его названия, постройками. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.

Экскурсии по городу, чтение стихов о Барабинске.

Беседа о родном городе.

Экскурсия в краеведческий музей.

4

Мы – россияне

Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя родина».

ФЕВРАЛЬ

1

Растительный мир родного края

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы

Беседы о растения родного края, рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.

Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек.

Дидактические игры «Какие растут деревья», «Какие бываю кустарники», «С какого дерева листок»

2

Лекарственные растения родного края

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства. побуждать детей восхищаться красотой родной природы. познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.

Беседы о природе родного края, рассматривание лекарственных растений, загадки про растения.

Дидактическая игра «Зелёная аптека».

3

Животный мир родного края

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения

Беседы о животных родного края, рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых, загадки про животных. Дидактические игры «У кого какой домик», «Узнай по описанию».

4

День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства

Утренник для родителей и детей «День защитников Отечества». разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для пап и дедушек. чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников во время ВОВы.

МАРТ

1

Мама – первое слово

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Разучивание стихотворений о маме, инсценировок.

Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала к утреннику, фотоальбома «Вот какие мамы».

Дидактическая игра «Какая моя мама».

2

Мы – россияне

Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя родина».

3

Россия – наша родина

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятием большая и малая Родина.

Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о родине, рассматривание иллюстраций с видами разных городов России.

4

Государственные символы России: герб, флаг, гимн

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Рассматривание изображения государственного герба и флага РФ, рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация «Наш флаг». Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

АПРЕЛЬ

1

«Жаворонки»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой родной природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны.

Занятие-развлечение для детей и родителей.

Изготовление атрибутов для украшения музыкального зала.

Разучивание фольклорных песен, танцев.

Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною».

2

О творчестве А.С.Пушкина

Познакомить детей со знаменитым соотечественником. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениями.

Рассматривание репродукций портретов А.С.Пушкина, прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Рисование «Сказки Пушкина».

3

Москва – столица нашей Родины

Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Побуждать детей восхищаться красотой Москвы, интересоваться ее историческим прошлым, современными достижениями. Воспитывать патриотические чувства.

Рассматривание иллюстраций с видами Москвы, просмотр видеофильма о достопримечательностях столицы, прослушивание стихов, литературных произведений о Москве, рассказы детей, побывавших правительство в Москве, о столице. Фотовыставка «Моя Москва».

4

Город – герой Москва

Познакомить детей с обороной Москвы в годы ВОв, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите главного города страны от врагов.

Прослушивание стихов, литературных, музыкальных произведений о Москве в годы ВОв. Выставка рисунков «Москва во время войны».

МАЙ

1

9 Мая – День Победы

Закрепить знания детей о том, что 9 Мая – День Победы. Дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были и дети. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважения к ветеранам ВОВ.

Разучивание стихов, песен, инсценировок, изготовление подарков для ветеранов, чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время ВОв.

2

Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»

Обобщать и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, название народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно-прикладные промыслы. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

3-4

Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

Беседы с детьми. Дидактические игры.

Подготовительная группа

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность взрослого и детей

СЕНТЯБРЬ

1

Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе

Определение первичного уровня знаний детей о Родине.

Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

2

Мир вокруг нас

Формирование у детей представления о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

НОД, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом. Дидактические игры «Иностранец», «Кто в какой стране живет». Подвижные игры детей разных стран.

3

Разноцветные люди

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

НОД, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений. Фотовыставка «Разноцветные дети».

Дидактическая игра «Иностранец».

Подвижные игры детей разных стран

4

Наша страна - Россия

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закреплять название родной страны «Россия».

НОД, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина».

ОКТЯБРЬ

1

Как жили славяне

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

НОД, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин, пословиц, поговорок о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

Фольклорный праздник.

2

Богатыри земли

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси,  познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

НОД, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры.

Выставка детских рисунков «Богатыри земли русской». Театрализованные игры

3

Русские народные промыслы

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры и дымковскими, каргопольскими, калининскими игрушками. Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.

4

Климатические зоны России

Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

НОД, знакомство с географической картой России. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова».

НОЯБРЬ

1

Жизнь людей на Севере

Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере; с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.

НОД, беседы о жизни северных народов, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы. Тематическое рисование.

2

Русский лес – чудесный лес

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой русской природы. Воспитывать патриотические чувства.

НОД, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова», «Зеленая аптека».

3

Что такое заповедник

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.

Беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных. Рисование на тему «Красная книга России».

4

Голубые реки России

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

НОД, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.

Рисование «Озеро-сказка». Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.

ДЕКАБРЬ

1

Какие народы живут в России

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно – прикладного творчества.

НОД, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Чтение стихотворений, художественной литературы.

Прослушивание фольклорных музыкальных произведений.

Подвижные игры разных народов РФ.

2

Государственные символы России – флаг, гимн

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

3

Государственный символ России - герб

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным искусством.

Беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба. Дидактическая игра «Узнай наш герб».

4

Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ

Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятие «гражданство», «гражданин».

Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с конституцией России. Дидактические игры «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн».

ЯНВАРЬ

1

Мой город Барабинск

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Расширить знания детей об истории края. Воспитывать любовь к малой родине. Познакомить с гербом Барабинска. Дать некоторые сведения об истории России.

Экскурсии по городу, чтение стихов о Барабинске.

Беседа о родном городе.

Дидактическая игра «Узнай герб по описанию».

2

Знаменитые россияне

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов.

3

Знаменитые спортсмены России

Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать их уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны».Объяснить детям, что значит слово «патриот».

Беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций из журналов и газет, фотовыставка, рассказы детей о знаменитых спортсменах.

Чтение стихов.

Подвижные, спортивные игры на улице.

ФЕВРАЛЬ

1

Главный город нашей страны

Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, просмотр видеофильмов, фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков.

2

История Московского кремля

Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля.

Рассматривание иллюстраций про древнюю Москву.

Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля.

Рисование на тему «Древняя Москва».

Выставка детских рисунков на тему «Московский Кремль».

3

Города России

Познакомить детей с такими городами России как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну.

Рассматривание иллюстраций с видами городов, фотовыставка «Города России». Чтение литературных произведений о городах России.

4

День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Праздник «День защитников Отечества», изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.

МАРТ

1

Знаменитые земляки

Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседы о знаменитых земляках, прослушивание литературных произведений, экскурсии, целевые прогулки.

Рисование «Моя профессия»

2

Масленица

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

Развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

Рисование «Встреча весны»

Спортивные состязания.

3

Малая Родина - Барабинский район

Расширить знания о Барабинском районе, дате его образования и юбилейных вехах. Закрепить знания об истории его образования, флаге и гербе.

Рассматривание иллюстраций о Барабинском районе.

Изучение флага, герба.

Беседы об истории Барабинского района.

Экскурсии в краеведческий музей

4

Главный город Новосибирской области

Познакомить с историей города Новосибирска, его достопримечательностями, памятниками, промыслами, гербом и флагом. Сообщить сведения о происхождении названии города. Формировать восприятие Новосибирска как части большой страны.

Беседы о Новосибирске, рассматривание иллюстраций с видами Новосибирска, чтение литературных произведений о Новосибирске.

АПРЕЛЬ

1

Флора и фауна родного края

Уточнить представление детей о животном и растительном мире родного края.

Экскурсия в краеведческий музей, беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки.

2

Голубые реки России

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

НОД, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.

Рисование «Озеро-сказка». Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.

3-4

Многонациональная родина

Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны.

Экскурсия в краеведческий музей, беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов.

Чтение стихотворений, литературных произведений. Подвижные народные игры

МАЙ

1

День Победы

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Формировать чувство уважения к людям военной профессии. Воспитывать патриотические чувства.

Экскурсия к мемориалу, возложение цветов, встречи с ветеранами, беседы о подвигах людей во время ВОв. Рисование «День Победы».

2

Мы – патриоты

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Итоговое занятие-викторина, чтение литературных произведений о Родине, разгадывание кроссвордов. Выставки детских рисунков, фотовыставки.

Дидактические игры.

3

Итоговая диагностика по программе

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

Беседы с детьми. Дидактические игры.

  1. Сетевое взаимодействие с социумом

Реализация Программы предусматривает сетевое взаимодействие с Краеведческим музеем, Библиотечным отделом, военно-патриотическим клубом «Юный пограничник» имени героя России Разумовского Д.А.

  1. Кадровые условия реализации Программы

Осуществление образовательной деятельности осуществляют педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, в рамках сетевого взаимодействия привлекаются методисты библиотечного отдела, краеведческого музея, руководитель ВПК «Юный пограничник».

Педагогическая диагностика в рамках программы

Педагогический мониторинг в рамках программы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование.

Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:

1 балл – навык не сформирован,

2 балла – навык сформирован частично,

3 балла – навык сформирован.

Результаты заносятся в таблицу. Их анализ учитывается воспитателями в дальнейшей работе. При необходимости осуществляется корректировка содержания программы. Методики педагогической диагностики:  

изучение продуктов детского творчества;

  наблюдения за воспитанниками в процессе совместной деятельности;

  беседы по темам программы.

Средняя группа:

  • Блок «Родная семья»
  • Блок «Родная природа»
  • Блок «Родной город»
  • Блок «Родная страна»

Блок «Родная культура»

  • Старшая и подготовительная к школе группы:
  • Блок «Родная природа»
  • Блок «Родной город»
  • Блок «Родная страна»
  • Блок «Родная культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"

Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошколь­ного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...

Патриотическое воспитание дошкольников "Мы живем в России"

Патриотизм – это ответственность перед обществом, чувство глубокой  привязанности к семье, дому, городу, Родине, родной природе , культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантн...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формир...

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников "Я живу в России "

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собст...

ОД по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников Тема: «Государственные символы России – флаг, герб, гимн» для детей старшей группы 5-6 лет

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гербе, гимне. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Обобщить знания о...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому воспитанию «Россия – это я.»

Программа «Россия – это я» предназначена для организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Программа «Ро...