Сообщение "Организация работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках проекта "России верные сыны"
материал
Сообщение "Организация работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках проекта "России верные сыны"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация
Сергиево - Посадского округа
Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 имени Героя Советского Союза А.И. Алексеева»
141300, Московская область,
г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд,16
тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496)540-43-52
е-mail:sepo_mbou_5@mosreg.ru
Сообщение
«Организация работы по духовно-нравственному, гражданско- патриотическому воспитанию дошкольников в рамках проекта
«России верные сыны»
Подготовили:
Старший воспитатель: Нежданова З. А.
Воспитатели высшей квалификационной категории: Акашева С.А.
Богданова Е.А.
Г. Сергиев Посад
2024г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хотим познакомить Вас с организацией работы по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках проекта «России верные сыны».
«Патриотизм, уважение к истории
и культуре страны
являются общенациональной задачей»
Президент РФ Владимир Путин
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизму во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Во все времена люди ценили духовную, нравственную воспитанность человека. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении духовно-нравственной личности.
В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο нравственности,
гражданственности, патриотизме, милосердии, великодушии, справедливости.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания недостаточно соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как и кто раньше защищал и берег Святую Русь.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших вопросов воспитания патриотизма в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Воспитание гражданско-патриотической личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки творческого проекта «России верные сыны».
Творческий проект «России верные сыны» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). В работе над проектом учитывалось не только возрастные особенности духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей, но и психологические характеристики старшего дошкольного возраста.
Данный возраст охарактеризован специалистами в области духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания как «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка, как имеющее со стороны развития психических функций наивысшую точку своего развития.
Сроки реализации нашего проекта : 2023-2024 гг.
Работа по проекту строится на соответствующих старшему дошкольному возрасту разнообразных видах деятельности и формах организации работы:
- непосредственная образовательная деятельность (занятия);
- познавательно-исследовательская деятельность;
- художественно-продуктивная творческая деятельность, создание в «музее игрушки ДОУ» интерактивного макета «Богатыри земли русской»;
- конструктивно-модельная деятельность, создание интерактивного макета «Богатыри земли русской»;
- тематические праздники, досуги, развлечения;
- спортивный праздник
- экскурсии, целевые прогулки;
- тематические встречи с ветеранами;
- взаимодействие с социокультурными организациями города /тематические встречи с представителями музеев, библиотек/;
- тематические беседы;
- обсуждение исторических событий;
- мастер-классы «Изготовление открытки /подарок/ ветерану, воину»;
- совместная деятельность педагога с дошкольниками;
- самостоятельная игровая, творческая деятельность: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- организация тематических выставок рисунков, поделок «Есть такая профессия – Родину защищать!»
Хотим познакомить Вас с этапами нашего проекта
1 ЭТАП (ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
- Была поставлена цель и задачи по проекту (образовательные, развивающие, воспитательные).
- Составлен план «Взаимодействие с образовательными, социокультурными организациями города».
- Изучены педагогами исторические архивные материалы о защитниках Отечества.
- Изучение научно-методической литературы по духовно-нравственному, нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
- Был произведён отбор информационного, исторического материала для изучения темы проекта со старшими дошкольниками.
- Определили последовательность выполнения творческого проекта.
- Пригласили родителей (законных представителей) к сотрудничеству, введение в тему творческого проекта.
2 ЭТАП (ОСНОВНОЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА)
образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города.
- Тематическая встреча – лекция для старших дошкольников в Центральной библиотеке им. В. В. Розанова, тема «Наследники Великой Победы»
- Тематическая встреча педагогов, родителей /законных представителей/ с сотрудниками музея Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама, экспозиция «Игрушка как средство духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания дошкольников»
- Тематическая экскурсия для старших дошкольников, педагогов, родителей /законных представителей/ в музей «Народные промыслы», знакомство с экспозицией «Куликовская битва»
- Тематическая экскурсия для старших дошкольников, педагогов, родителей /законных представителей/ в Государственный историко –
художественный музей – заповедник «Конный двор», знакомство с экспозицией «Загорск в годы Великой Отечественной войны»
- Совместная организация с дошкольниками в музее игрушки ДОУ интерактивной экспозиции деревянной народной игрушки Сергиево-Посадских мастеров «Богатыри земли русской»
- Организация для старших дошкольников встречи с ветеранами «Дети войны – дети Победы»
- Экскурсия к Мемориалу воинской славы Вечный огонь
- Дидактическая игра «Собери воина в поход» /с использованием интерактивной доски.
- Интегрированное занятие «… Спасибо Вам, за тишину»
- Драматизация - постановка «Мы этой памяти верны»
образовательная область
«Познавательное развитие»
Сюда входит цикл занятий «Знакомимся
с образами Защитников Отечества»
- «Богатыри земли русской – защитники святой Руси»
- «Каким был великий полководец Суворов…»
- «Наука русского воина – побеждать!»
- «Есть такая профессия – Родину защищать!»
- «Города Воинской Славы»
- Урок мужества «А мы с тобой войны не знали»
- «Этих дней не смолкнет слава»
- «Путешествие в историю»
- Праздник «День Защитника Отечества»
образовательная область
«Речевое развитие»
- Прошёл конкурс чтецов «Живая история Великих Побед»
- Чтение былин «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (обраб. А.Ф. Гильфердинга/ пересказ И.В. Карнауховой) /рекомендовано ФОП ДО/
- Разучивание стихотворения Степанов В.А. «Что мы Родиной зовём?» /рекомендовано ФОП ДО/
- Чтение Алексеев С.П. «Первый ночной таран» /рекомендовано ФОП ДО/
- Гайдар А.П. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» /рекомендовано ФОП ДО/
- Знакомство с серией исторических энциклопедий «Наследие. История России»
- Чтение рассказов, былин, стихотворений.
образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Образовательная деятельность (занятия), темы:
- Знакомство с произведением изобразительного искусства В.М. Васнецов «Богатыри» /рекомендовано ФОП ДО/
Рассматривание портретов великих полководцев Х – ХХ веков (Александр Невский, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил
Кутузов, Федор Ушаков, Павел Нахимов, Г. Жуков и др.) сборник из серии «Россия – Родина моя», «Защитники Отечества»
- Продуктивная творческая деятельность /коллективные работы, макеты.
«Поздравительная открытка для папы /ветерана/»
«Праздничный плакат к 23 февраля, 9 мая»
«Российский вертолет»
«Военная техника» и др.
- Конструктивно – модельная деятельность «Крепость».
- Была организована выставка творческих работ, по теме: «России верные сыны», (номинации «Рисую сам», «Рисуем всей семьей»).
- Разучивание песни «Праздник Победы», муз. М. Парцхаладзе; /рекомендовано ФОП ДО/
- Разучивание песни «Богатырская сила», музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
- Слушание аудиозаписи отрывка из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
- Слушание песни А. Петрова «Русь называют святою».
- Слушание «Марш Преображенского полка – музыка Победы»
образовательная область
«Физическое развитие»
- Спортивный праздник «И встали силы русские…»
- Спортивный досуг «Юные защитники»
- Спортивный досуг с участием родителей «23 февраля — День Российской Армии» для подготовительной к школе группы
- Спортивно — игровой праздник, посвященный Дню защитника Отечества с участием родителей «Тяжело в учении – легко в бою!»
- Спортивный праздник с папами, посвященный 23 февраля «Дал присягу – назад ни шагу!» или один день в армии».
3 ЭТАП (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ, ИТОГОВЫЙ)
- Итоговое мероприятие – музыкально-спортивный праздник
«России верные сыны», посвященный празднованию 23 февраля «Дня Защитника Отечества» (проводится совместно с родителями /законными представителями/, с приглашением ветеранов)
- Оформление методического альбома /иллюстрации/ по теме: «России верные сыны»
- Оформление фотоотчета /презентация проекта «России верные сыны»/
- Оценка эффективности проекта и определение перспектив дальнейшего развития по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
Представление опыта работы по созданию и реализации тематического проекта «России верные сыны» на педагогическом совете
ДОУ, методических муниципальных, региональных семинарах по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
- Создание на сайте ДОУ тематического раздела «Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
- Распространение педагогического опыта работы по проекту «России верные сыны» на страницах ДОУ, средствами Интернет:
- Участие педагогов ДОУ в муниципальном, региональном профессиональных конкурсах.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
- Организация совместных мероприятий с родителями (законными представителями) в рамках проекта:
тематические занятия, выставки, экскурсии, целевые прогулки, мастер-классы и т.д.
- Родительское собрание «Как и что рассказать детям о Великой Отечественной войне»
- Консультация «Что прочитать детям о воинах Отечества»
- Рекомендации (наглядно-тематическая информация) для родителей по теме проекта «России верные сыны»
- Оформление фотовыставки «Путешествуем по России всей семьей. Города-герои»
- Организация тематических мастер-классов «Поздравительная открытка для ветерана», «Подарок для папы, солдата»
Предлагаемый нами материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.
laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Моя Родина –Россия»
Создание условий для формирования у детей основ православного мировосприятия, развития духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Моя Родина –Россия»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников«Моя Родина –Россия»...


