Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ
статья

Корень Виктория Валентиновна

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_uspeshnoy_adaptatsii_detey_k_usloviyam_dou.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Рассматривая процесс адаптации, необходимо учитывать факторы, способствующие успешной адаптации или, напротив, препятствующие ей.

Факторы адаптации, по мнению А.И. Мышкиса, можно условно разделить на две основные группы: факторы объективные и факторы субъективные. В первую группу автором выделены факторы, которые относятся к окружающей детей среде, во вторую – факторы, которые связаны с биологическими и психологическими особенностями детей.

Рассмотрим эти факторы подробнее. В группу объективных факторов входят:

-        факторы внешней среды (социокультурные, социально-экономические, экологические особенности региона, в котором проживает ребенок),

-        педагогические факторы (программа обучения; особенности личности воспитателя, его стиль общения, компетентность; санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении, материально-техническая база и пр.),

-        семья (жилищно-бытовые и материальные условия жизни семьи; социальный статус и уровень общей культуры родителей; стиль семейного воспитания; характер существующих супружеских и детско-родительских отношений),

-        группы сверстников (особенности группы; характер общения ребенка со сверстниками вне дошкольного учреждения).

К числу субъективных факторов относятся:

-        состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности детей;

-        уровень их адаптационных возможностей.

А.И. Мышкис указывает, что объективные и субъективные факторы находятся в постоянном взаимодействии, в неразрывном единстве, они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на результаты адаптации детей раннего возраста.

Изменения условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку, происходящие при поступлении ребенка в ДОУ, у любого малыша вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети приспосабливаются к новым условиям достаточно легко, в то время, как другие дети испытывают более длительное стрессовое напряжение.

О.Г.  Заводчикова выделяет следующие факторы, от которых зависит  процесс протекания адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ:

1.    Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно-психического развития. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.  Тяжелее всего адаптация к условиям ДОУ проходит у детей со слабым здоровьем:  у данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. В связи с этим, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации.

2.    Возраст ребенка. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик, по мнению автора,  3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Ребенок двух лет сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлетним детям сложно привыкнуть к ДОУ из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий позитивный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток: дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

3.    Сформированность навыков общения. По различиям в поведении и потребности в общении автором выделяются 3 группы.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в дошкольное учреждение ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в дошкольное учреждение, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в дошкольное учреждение приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

4.    Тип нервной системы. Дети, у которых уравновешены процессы возбуждения и торможения, отличаются общительностью, бодрым настроением, спокойным поведением. Эти дети положительно воспринимают все режимные моменты, любят как спокойные, так и подвижные игры, участвуют в них активно. Если содержание общения, возникшего в условиях ДОУ, малышей удовлетворяет, то они довольно быстро и легко привыкают к этим новым условиям. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, быстро переходят от одного состояния к другому, бурно выражают свое отношение к окружающему.  Они любят играть в подвижные игры, но легко отвлекаются, постоянно двигаются по комнате, рассматривая то один предмет, то другой, быстро меняют игрушки. У таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы в первые дни пребывания в ДОУ.

В противоположность легковозбудимым, есть дети,  которые отличаются несколько медлительным, спокойным, даже инертным поведением.  Они выражают свои чувства очень неактивно и внешне кажутся благополучно адаптирующимися. Однако, свойственная им заторможенность в условиях ДОУ может усилиться. От своих сверстников медлительные дети часто отстают в овладении умениями и навыками, в освоении окружающего, в развитии координации движений. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить терпение и выдержку. Этим детям требуется длительное время в освоении нового пространства, поэтому в первые дни  воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к затруднениям в адаптации, к осложнениям.

Холерики и флегматики адаптируются к дошкольному учреждению сложнее, чем сангвиники - в меру медлительные и более уравновешенные.  Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения. Труднее всего приходится детям медлительным: они не успевают за общим темпом одевания, сна, еды. Такого рода ситуации без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д.

Несомненно, каждый малыш по-разному реагирует на новую незнакомую ситуацию, тем не менее, существуют и общие черты. Так, единственные в семье дети всегда привыкают к дошкольному учреждению нелегко. Особенно, если это дети излишне опекаемые, зависимые от родителей, неуверенные в себе, привыкшие к особому вниманию.  Хуже прочих чувствуют себя в дошкольном учреждении малыши с флегматическим темпераментом. Эти дети не успевают зачастую за темпом жизни, принятым в дошкольном учреждении: малыши не могут вовремя собраться на прогулку, быстро одеться, поесть. Р. Железку отмечает, что, если проблем такого ребенка воспитатель не понимает, то он начинает малыша еще больше поторапливать, эмоциональный стресс при этом действует таким образом, что малыш затормаживается еще больше, становится еще более безучастным и вялым.  

Особенности поведения детей в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились у них к моменту прихода в ДОУ. Основными причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения могут являться:

- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ;

- наличие у ребенка своеобразных привычек;

- неумение занять себя игрушкой;

- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность. Маленькие дети непроизвольно перенимают негативные черты поведения родителей, что, несомненно, осложняет их привыкание к новой обстановке, взаимоотношения с новыми людьми.

Таким образом, факторы адаптации можно условно разделить на две группы – объективные, относящиеся к окружающей малышей среде,  и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка. Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание системы педагогического сопровождения как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

«Создание системы педагогического сопровождениякак фактор успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»...

Консультация для воспитателей по теме "Предметно-развивающая среда в младшей группы как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ." Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.

Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом....

Консультация «Предметно-развивающая среда в младшей группе как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ»

Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, созд...

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

Цели и задачи адаптацииЦель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в приспособление к окружающим условиям.детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах де...

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Статья для родителей о том, как проходит адаптация у детей в детском саду...