Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями»
консультация (подготовительная группа)

Шханукова Зарема Славиковна

 Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда, когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Умей управлять своими эмоциями»

(Консультация для педагогов)

Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда, когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему.

Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно, а способность к управлению эмоциями- дело воспитания. Именно воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями, даже там ,где это трудно и не хочется. Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой.

В привычных ситуациях нужные эмоции запускаются непосредственно, также прямо и естественно, как поднять руку: чтобы поднять (или опустить) правую руку, вам не нужно специальные методики и приемы. Вы просто поднимаете свою руку и просто опускаете ее. Так же просто вы удивляетесь, когда это вам нужно и меняете удивление на теплую внимательность, когда нужна внимательность.

Самый главный «рецепт» настолько прост, что многих это даже раздражает: «Чтобы снять ненужную эмоцию, просто убери неправильное лицо. Поправь глаза и губы. Главное – сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась».

В большом числе ситуаций люди управляют своими эмоциями, не замечая, как они делают, даже если используют для запуска или прекращения эмоции специальные ключи эмоции.

Самым простым и действенным ключом эмоции является выражение лица и рисунок тела: если к вам пришли гости и вам нужно выразить им свою искреннюю радость, вы начинаете их радостно приветствовать, заботливо ухаживать за ними, наверное их обнимете, и ваше лицо будет живым, теплым и открытым: практически сразу после этого вы уже чувствуете искреннюю радость.

Большинство людей объясняет это тем, что это «потому что люди приятные», не отдавая себе отчет в том, что настоящая причина

  1. В запуске ими кинестетических ключей эмоци1 и
  2. В обмене с гостями положительными эмоциями, поддерживающими и раскручивающими друг друга.

Напротив того, начавшееся возмущение, пока оно не раскручено, не сложно снять только тем, что вы расслабите лицо, выдохните, снизите громкость своих высказывании, смягчите свои формулировки и, особенно, свои интонации. Кто хочет, тот всегда найдет способы, чтобы поднять или изменить свое настроение, снять ненужную эмоцию или настроить себя на то или иное дело.

Встретиться с друзьями, включить бодрую музыку, шопинг, элементарно выспаться…. – множество бытовых и одновременно эффективных способов повышения настроения известны всем. Кроме бытовых способов изменить свое состояние, существует много специальных упражнений.

Это аутогенная тренировка, управление интенсивностью эмоции, Ключ Алиева и многие другие. Однако, чтобы управлять собственным состоянием, в большинстве случаев нужно не знание специальных приемов, а своевременное и внимательное использование того арсенала, который всем известен и всегда под рукой. Главное – желание и тренировка.

Управление эмоциями не следует представлять как особенно трудную задачу, но ее нельзя и упрощать. На самом деле своими эмоциями умеют управлять не все, и не всеми эмоциями управлять можно в принципе. Умение владеть собой в трудных жизненных ситуациях- отдельная задача, требующая специальных знании.

Задача управления эмоциями обычно оказывается не простой именно потому, что ее ставят люди, уже пропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции. При этом, если человек переходит в более активную лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам. Может или нет человек своими эмоциями, специалисту не сложно определить, лишь взглянув на его тело. Если у человека тело собранное и одновременно спокойное, скорее всего, человек своими эмоциями владеет. Если тело расхлябанное, руки-ноги и выражение лица гуляют случайно и как бы по собственной воле  (такое бывает), человек, скорее всего, свои эмоции отслеживать и контролировать не привык. Еще хуже, если тело сильно напряженно, когда в теле общая зажатость или тело «дребезжит».

«Дребезжание» наблюдается, когда неконтролируемые напряжения перебегают по телу, в результате чего внимательный взгляд подёргивания плеч, пальцев, губ, мышц под глазами… Чтобы снять «дребезжание», тренируйте спокойное присутствие. Это –одно из важнейших условии управления эмоциями.

Другое обязательное условие управления эмоциями – умение уверенно расслабляться в самых разных условия и обстоятельствах, привычка следить за спокойным состоянием своего тела. Это умение можно развивать, тренировка даёт отличные результаты.

Перечислим другие умения, без которых управление эмоциями невозможно или затруднительно:

- Способность управлять своим вниманием. В частности, привлекать богатого набора тембров голоса.

-Развитость воображения, умение верить тому, что только что придумал, умение действовать «как если бы», погружать себя «в предполагаемые обстоятельства».

-Управление дыханием. Умение контролировать своё дыхание, способность играть своим дыханием, возможность успокаивать или возбуждать себя разными типами дыхания.

А один из самых любопытных моментов в управлении эмоциями – это осознание внутренних выгод в тех или иных вроде бы негативных для нас эмоциональных состояниях.

Как правило, люди не осознают, что вот эта злость или обида, этот страх или ужасное расстройство, эта истерика или вдруг навалившаяся усталость не совсем «природно-естественные реакции», а наш не вполне осознаваемый личный выбор, выгодных нам в этой ситуации и решающий наши те или иные задачи. И пока вы не осознали, ЗАЧЕМ вы сейчас переживаете то, что вы переживаете, попытки снять это состояние будут малоэффективными: только отвлечётесь, состояние тут же вернется к вам вновь. Легко ли ловить в себе эту внутреннюю пружину, заставляющую нас держаться привычных переживании, можно ли самому «поймать» свои внутренние выгоды? Тренированные люди, привыкшие к честности с самим собой, отслеживают внутренние выгоды своих эмоции без большого труда, большинству же в этом деле требуется помощь психолога.

Итого: своими эмоциями умеют управлять не все. Не всеми эмоциями управлять можно в принципе. Но свои способности к управлению эмоциями можно развивать, если поставить себе такую задачу. Учиться управлять эмоциями можно самостоятельно, либо обращаться к специалистам в специализированные центры. В последнем случае важно, чтобы специалисты были высококвалифицированные, а центры – проверенные временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для педагогов «Как управлять своими эмоциями»

Цель: познакомить педагогов с понятием «эмоциональная саморегуляция», дать представление о различных методах саморегуляции; развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний....

Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями и поведением»

Быть педагогом – достаточно сложная профессия, требующая ежедневной работы над собой, своими профессионально-личностными качествами, психоэмоциональным состоянием и поведением.В течение всего ра...

Консультация для воспитателей "Умей управлять своими эмоциями и поведением"

Управление эмоциями не следует представлять как особенно трудную задачу, но ее нельзя и упрощать. На самом деле своими эмоциями умеют управлять не все, и не всеми эмоциями управлять можно в принципе. ...

Консультация «Как научить ребенка управлять своими эмоциями»

Консультация «Как научить ребенка управлять своими эмоциями»...

Непосредственно-образовательная деятельность «Эмоции гнева. Умение управлять своими эмоциями»

Непосредственно-образовательная деятельность  «Эмоции гнева. Умение управлять своими эмоциями»...

Консультация "Умей управлять своими эмоциями"

В дошкольном учреждении уравновешенное эмоциональное состояние важно не только для детей, но и просто необходимо для взрослых. Вот несколько полезных рекомендаций для педагогов....