Интеллектуальная активность детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Лунячкина Эльвира

         Интеллектуальная активность – одна из важных категорий психологии, характеризующая деятельное поведение, направленное на инициирование самостоятельности, настойчивости и успешности рассмотрения и решения творческих задач в процессе деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_lunyachkina.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная активность детей старшего дошкольного возраста

Автор статьи Лунячкина Э. А., ГБОУ «Школа № 718»

        Актуальность проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в детском саду обусловливает необходимость тщательного анализа исследований и литературных источников по рассматриваемой проблеме. Теоретической основой интеллектуального развития старших дошкольников послужили идеи Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой о блочной  системе  образовательного процесса и об ориентирах в обновлении содержания.

        По мнению доктора психологических наук Р.С. Немова, интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи. Он выдвинул идею о том, что в этом возрасте дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.  

        Старшим дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца доказывают, что применяемые в дошкольном детстве формы, познания имеют непреходящие значение для дальнейшей учебной деятельности ребёнка. Таким образом, важно сформировать у ребёнка готовность к учебной деятельности ещё в дошкольном возрасте.

        Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

        Под сущностью интеллектуального развития понимают - уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Под умом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование, как объективной действительности, так и на совершенствование самого человека.

        В широком смысле слова ум это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятии до мышления и воображения включительно. Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.

        Интеллектуальная активность – одна из важных категорий психологии, характеризующая деятельное поведение, направленное на инициирование самостоятельности, настойчивости и успешности рассмотрения и решения творческих задач в процессе деятельности. Интеллектуальную активность определяют как нестимулированное извне продолжение мышления. Это личностное свойство, представляющее единство познавательных и мотивационных факторов.  Ребенок, обладающий этим свойством, проявляет инициативу в познании в условиях отсутствия задания и контроля педагога, не руководствуясь стремлением избежать отрицательной оценки, а по собственному желанию, удовлетворяя свои потребности в решении мыслительных задач.

        Интеллектуальная активность  детей может выражаться различным качественным уровнем. Известны три уровня. Первый - стимульно-продуктивный.  Ребенок добросовестно, ответственно выполняет задания известными способами, не пытаясь найти другие или хотя бы совершенствовать эти. Данный уровень с точки зрения определения интеллектуальной активности можно назвать как пассивный.

        Второй уровень - эвристический . Ребенок проявляет интеллектуальную активность без побуждения извне, не под давлением ожидаемой оценки, а по собственной инициативе пытается активизировать свою деятельность и открывать новые, более оригинальные способы решения задач.

        Третий уровень называют креативным. У ребенка появляется потребность на теоретическом уровне самостоятельно решать интересующие его проблемы. Естественно, этот высший уровень в образовании встречается не часто. Обучение не должно сводиться  лишь к усвоению знаний, умений и навыков. В этом процессе должны развиваться познавательные возможности, учащиеся должны приобретать способность сознательного, творческого отношения к овладению знаниями, становиться интеллектуально инициативными и активными.

        Одним из качеств ума, которое формируется в процессе интеллектуального воспитания дошкольников, является критичность. Критичность ума означает способность оценить результаты познавательной деятельности (собственной и других людей), выбранные способы решения задач, выводы, суждения.

        Интеллектуальное развитие проявляется в широте ума - в способности рассмотреть явление в многообразных связях и отношениях, в способности к обобщениям.

        Таким образом, интеллектуальное развитие - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.

        Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

        Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что интеллектуальное развитие предполагает:

        -дифференцированное восприятие;

        -аналитическое мышление (способность постижения основных признаков  и  связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

        -рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

        -логическое запоминание;

-интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

        -овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

        -развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

        В исследованиях А.П. Усовой   говорится, что важное значение имеет формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями, обеспечивает «высокий уровень готовности к учебной деятельности». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.         Большую роль в учебной деятельности имеет и такой компонент, как учебные операции. Усвоение научных понятий предполагает, что ребёнок владеет определёнными операциями, позволяющими ему выделить и обобщить те свойства и отношения объектов, которые составляют содержание этих понятий.

        Чтобы успешно учиться, дошкольнику требуются определённые навыки и умения, необходимые на определённых занятиях (сложение, вычитание, чтение, письмо и т.д.). Особое внимание следует обратить на обобщённые умения, которые нужны на любом занятии. Существенный компонент учебной деятельности - контроль (контролировать свои действия не только по их конечному результату, но и по ходу достижения). Учебную деятельность отличает от обычного учебного поведения два аспекта: во-первых, дошкольник сам стремится к тому, чтобы в ходе учёбы он изменялся, во-вторых, направление этих изменений не любое, а совпадающее с целью учебной деятельности (развитие личности в ходе учебного процесса).

        Интеллект - мыслительная способность человека - ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Уровень интеллекта, которым обладает тот или иной человек, не представляет собой сугубо врожденное, а тем более генетически наследуемое свойство - он является именно системой способностей. Способности формируются в процессе осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми.

        Врожденными являются только задатки. Как известно, способности не только формируются в деятельности - они в ней и проявляются. В благоприятном случае интеллектуальная активность складывается к трём-четырём годам, а дальше идёт её развитие и упрочение, приводящее к устойчивым познавательным интересам. Если условия развития менее благоприятны, интеллектуальная активность может сложиться к пяти-шести годам, а в совсем неблагоприятных условиях у дошкольника  возникает интеллектуальная пассивность и для развития у него интеллектуальной активности будет нужна специальная коррекционная работа.

        Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: способность к обучению; оперирование символами; способность к активному владению закономерностями окружающей нас действительности. Р. Стернберг (американский психолог, специалист в области когнитивной и педагогической психологии), выделил три формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); способность решать проблемы; практический интеллект (умение добиваться поставленных целей, и пр.).

        Основное место в зарубежных исследованиях занимает изучение отдельных компонентов интеллекта. Заслугой Дж. Гилфорда является выделение "социального" интеллекта, как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность оценки и прогнозирования поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности.

        Такое дробление интеллекта на множество составляющих ведёт к отказу от понимания его целостности. В отечественной психологии единство интеллекта неоднократно подчёркивалось в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева. В трудах Б.М. Теплова освещен качественный подход к изучению интеллекта, в соответствии с которым основным является определение своеобразия интеллектуальных возможностей человека.

        В работах крупнейших отечественных и зарубежных психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, Ж. Пиаже выделяются две стороны процесса развития интеллекта в онтогенезе:

        1. обогащение содержания интеллекта (овладение  ребёнком новыми действиями и качественные изменения этих действий);

        2. смена стадий мыслительной деятельности

А.В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает  по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок. Плодотворно исследует проблему интеллектуального развития Н.А. Менчинская с группой своих сотрудников.

Эти исследования исходят из положения, сформулированного Д.Н. Богоявленским и Н.А. Менчинской о том, что интеллектуальное развитие связано с двумя категориями явлений.

Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний - на это обращал внимание ещё П.П. Блонский: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать". Таким образом, знания - необходимое условие мышления.

Во-вторых, для характеристики интеллектуального развития важны те операции, с помощью которых приобретается знание, накопление хорошо отработанных и прочно закреплённых приёмов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. В связи с изложенным выше встаёт вопрос о содержательных критериях (признаках, показателях) интеллектуального развития. Перечень таких самых общих критериев дал Н.Д. Левитов. По его мнению, интеллектуальное развитие характеризуется следующими показателями:

        -самостоятельность мышления;

        -быстротой и точностью усвоения учебного материала;

        -быстротой  и умственной ориентировки (находчивости) при решении нестандартных задач;

        -глубоким проникновением в сущность изучаемых явлений (умение отличить существенное от несущественного);

        -критичность ума, отсутствием склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.

Н.А. Менчинская рассматривает в этой связи такие особенности интеллектуальной деятельности, как:

        -быстроту (или, соответственно, замедленность) усвоения;

        -гибкость мыслительного процесса (лёгкость или, соответственно, трудность перестройки работы, приспособления к изменяющимся условиям задач);

        -тесную связь (или, соответственно, разрозненность) наглядных и отвлечённых компонентов мышления;

        -различный уровень аналитико-синтетической деятельности.

Список литературы:

1. Березина Р.Л. [и др.] Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: «Просвещение», 1988. - 303 с.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. В кн.: Исследование проблем психологии творчества. - М.: Наука. - 1983. - С. 182 - 195.

2. Выготский Л. С - Педагогическая психология.  Издательство: АСТ, Астрель, Люкс, Год: 2005

3. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду. Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С. 44-49.

4.  Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.

5.  Горвиц Ю.М. Компьютер и дети. Горвиц Ю.М. Помоги себе сам. - 1996. №9. - С. 2.

6.  Гурьев С. В. кпн, доцент - «Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста».

7. Григорович Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов. - М: Гардарики, 2001.

8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 

9. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: пособие для воспитателей детского сада. - 2-е издание, дополненное. - М.: «Просвещение»,1978. - 96 с.

10. Зворыгина Е.В. Психолого - педагогические основы использования программно - педагогической системы «КИД/Малыш».  Зворыгина Е.В. Информатика и образование. - 1996. - №2. - С. 43-51.

11. Иванова А.Е. «Лонгитюд» – современная компьютерная система индивидуального сопровождения развития ребенка.  Дошкольная педагогика. – 2004.-№3.- С.40-44.

12. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности. Каптелинин В.Н. Вопросы психологии. - 1986. №5.- С.54 - 65.

13.  Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

14. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975.

15. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. – 276 с.

16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду. Информатика и образование. – 2003.- №4.- С.89-95; №5.- С.83-89

17.Парамонова Л.А., Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст Дошкольное воспитание, 1985, № 7.

18. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе  Плужникова Л.  Дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

19. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.

20.  http://www.igraemsa.ru/  детский портал “Играемся”. развивающие компьютерные игры

21.  http://adalin.mospsy.ru/discs.shtml  Развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста...