Консультация для родителей «Роль игры в духовно-нравственном воспитании ребенка»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ковалева Дарья Владимировна

В данном материале рассматривается роль игры в духовно-нравственном воспитании ребенка. 

Представлены различные игры на сплочение коллектива, формирование нравственных качеств, а также игры православной тематики.

Игры предназначены для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_rebenka_.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей    «Роль игры в духовно-нравственном  воспитании ребенка»

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, но и с тем,  как его познает.

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Именно участие в играх способствует более осознанному пониманию и прочному усвоению, внутреннему принятию дошкольниками духовно-нравственных ценностей, расширяет их представления о нравственных качествах и нормах поведения.

Следует отметить значение игр с правилами в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Данный вид игры имеет готовый игровой материал и правила игры. Именно игровые правила доносят до сознания детей нравственные и моральные ценности. Кроме того, дидактические игры позволяют закрепить знания об устройстве православного храма, праздниках и других важных аспектах православной жизни.

Ниже представлены игры,  которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе.

Игра «Подбери цвет»

Цель: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Ход игры. Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов. Например, добро — зло, горе — радость, трудолюбие – лень, трусость – храбрость, дружба – вражда, грязь — чистота и т. д.

        Игра «Шарик с пожеланиями»

Цель: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

Ход игры. Педагог надувает  небольшой шарик и предлагает детям подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом педагог должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте. Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

Игра «Пять  орешков»

Цель: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Ход игры. Педагог предлагает  детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

Игра «Помоги дедушке и бабушке»

Цель: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках.

Ход игры.  На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок. Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с пола очки. А другой собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

        Игра «Ангел-Хранитель»

Цель: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Ниже представлены дидактические  игры для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Собери храм»

Цель: закрепить представления об устройстве храма, его основных частях. Расширять словарный запас детей. Воспитывать благоговейное отношение к храму.

Оборудование. Образец храма, несколько мозаичных наборов изображения храма

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть образец православного храма, его основных частей. Затем дети собирают из мозаичных наборов картины храма, опираясь на образец.

Дидактическая игра «Узнай и назови икону»

Цель: расширять представление детей об иконе; знакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон;  учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих.

Оборудование. Иконы с Образами, известные детям ( Николай Угодник, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Иисус Христос, Богородица ).

Ход игры. Дети рассматривают образы, предложенные воспитателем,  берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону.

Дидактическая игра «Назови православный  праздник»

Цель:  закрепить знания  детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах; воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.  

Оборудование. Иллюстрации с изображениями    основных православных праздников Ход игры. Дети рассматривают иллюстрации с изображением православных праздников. Педагог организовывает краткую беседу о том или ином празднике. Затем дети берут одну картинку, угадывают и называют  праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.

        Таким образом, игры играют большую роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. В первой части представлены игры, направленные на воспитание определенных нравственных качеств (доброта, сострадание и.т.д.). Роль дидактических  игр  заключается в закреплении полученных знаний, полученных в процессе образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Роль строительной игры в развитии ребенка"

В статье говориться о  значении строительной игры,  выборе строителя для строительной игры, как научить игре дошкольников, с чего начать и как продлить интерес к этой игре....

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в обучении ребенка"

"Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества"С.Т. Шацкий...

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в жизни ребенка"

Что же такое дидактические игры для дошкольников?Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей....

Консультация для родителей «Роль подвижной игры в жизни ребенка»

И݀г݀р݀а к݀а݀к в݀е݀д݀у݀щ݀а݀я д݀е݀я݀т݀е݀л݀ь݀н݀о݀с݀т݀ь д݀о݀ш݀к݀о݀л݀ь݀н݀и݀к݀а и݀м݀е݀е݀т б݀о݀л݀ь݀ш݀о݀е з݀н݀а݀ч݀е݀н݀и݀е д݀л݀я ф݀и݀з݀и݀ч݀е݀с݀к݀о݀г݀о݀, у݀м݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀о݀г݀о݀, н݀р݀а݀в݀с݀т݀в݀е݀н݀н݀о݀г݀о ...

Консультация для родителей « Роль дидактической игры в развитии и воспитании ребенка»

Консультация для родителей« Роль дидактической игры в развитии и воспитании ребенка»Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Сам...

Консультация для родителей "Роль подвижной игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Роль подвижной игры в жизни ребенка"...