Модель центра экспериментирования в ДОУ
консультация

Татьяна Николаевна Савельева

Создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников и их заинтересованности в самостоятельном поиске информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_tsentra_eksperimentirovaniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель центра экспериментирования

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Объяснение воспитателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведенного исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Стимулирование самостоятельной опытно – исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную развивающую предметно – пространственную среду в группе.

Цель создания центра экспериментирования – создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников и их заинтересованности в самостоятельном поиске информации.

Задачи создания и функционирования центра экспериментирования

Возрастная категория

Образовательные и развивающие задачи центра экспериментирования

Компоненты центра

Вторая младшая группа

Детская лаборатория

«Любознайка»

Персонаж –  Зайка – Любознайка

Расширение представлений об объектах живой и неживой природы; совершенствование навыка предметной деятельности; обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях; развитие внимания и памяти; формирование речевых навыков.

Книги познавательной направленности, подборка тематических альбомов («Вода в природе», «Как вырастает яблоня», «Какой бывает ветер», «Время суток» и др.).

Природный материал: семена разных растений (тыква, бобы, фасоль, горох и др.), шишки, камешки, ракушки (крупных размеров), ореховые скорлупки, крупы (гречка, рис, манная крупа)

Бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, нитки, вата, поролоновые губки, синтепон, ткани (коллекция «Ткани»), крупные пуговицы, катушки, спичечные коробки, прищепки. Коробочки, баночки с разными наполнителями (звук, запах).

Медицинские материалы: безопасные пипетки (из пластика), ватные диски.

Неструктурированные  материалы: глина и кинетический песок, соль, сахар.

Красители непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Простейшие приборы и приспособления: приборы для изучения света и тени (игрушки театра теней, разноцветные линзы, весы с двумя чашами), лупы, сосуды для воды разных размеров, зеркала для игр с «солнечным зайчиком».

Набор игрушек для игр с водой, песком и ветром (вертушки и др.), воронки, трубочки, соломинки, мыло, мыльные пузыри, воздушные шары.

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, салфетки, рулонные полотенца, клеенки.

Средняя группа

Детская лаборатория

«Хочу все знать!»

Персонаж – Незнайка

Формирование системы первоначальных естественнонаучных представлений о свойствах предметов; обучение планированию исследования совместно с воспитателем; развитие наблюдательности, любознательности, активности, концентрации внимания; памяти; развитие мыслительных способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Расширенная подборка познавательных книг и альбомов.

Картинки/фотографии явлений: водопад, снежный буран, вихрь, образование морской пены, камнепад и т. д..

Тематические коллекции: «Запахи», «Камни», «Семена», «Бумага»

Дидактические игры: задания с картинками «Что будет, если…», «Какой предмет отбрасывает тень?», «Что будет, если эти предметы нагреть?».

К природным материалам добавляются: расширенная подборка семян (подсолнечник, пшеница), образцы древесины, почвы и бумаги.

Добавляются вещества: пищевые красители, масло, мука.

Добавляются медицинские вещества и материалы: марганцовка, зеленка, йод, марля, ватные палочки.

Добавляются инструменты: воронки для фильтрования, сито, пинцеты; пополнение набора посуды: стеклянные сосуды.

Добавляются приборы и прочие материалы: компас, секундомер, линейки, бинокль, магниты разных размеров, цветные и прозрачные стекла.

Старшая группа

Центр науки

«Эврика»

Персонаж – Кот ученый

Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет 

развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стекла, микроскоп); формирование навыка коллективной деятельности.

Расширенная подборка познавательных книг: энциклопедии, атласы.

Альбомы с алгоритмами выполнения опытов.

Добавляются наглядные материалы: таблицы, макеты.

Дидактические игры для возраста 5–6 лет: «Найди пару», «Укажи причину», «Найди все формы воды на картинке» и др..

Добавляются материалы: мох, образцы стекла, пластмасс и металлов, проволока, наждачная бумага, копировальная.

Добавляются технические материалы: шурупы, гайки, болты, скрепки, детали для сборки.

Добавляются вещества: крахмал, сода, уксус, торф.

Добавляются медицинские материалы: одноразовые шприцы без игл, резиновые груши.

Добавляются инструменты: мерные ложки, отвертки.

Добавляется посуда: мерные стаканчики, колбы.

Добавляются приборы: держатели, спиртовка, песочные часы, микроскоп, термометры, фонарики, аптечные весы, безмен.

Добавляются прочие материалы: пружины, присоски, свечи, пробки, формочки разных размеров для замораживания воды.

Подготовительная к школе группа  

Центр науки «Эврика»

Персонаж –  Тетушка Сова

Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдаленные явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве); совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов; развитие аналитического и логического типов мышления; включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов; совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Расширенная подборка познавательных книг: сборники опытов и экспериментов для детей, тематические энциклопедии, атласы.

Этот раздел состоит из того же наполнения, что и для старшей группы.

Добавляется наглядный материал: функциональные модели (работы, автоматизированные приборы), муравьиная ферма.

Добавляются приборы: подзорная труба, телескоп. Настольные игры: «Магнитные эксперименты», «Природное электричество», «Секреты фокусов» и др..

Выделяются общие для всех возрастных групп задачи для работы центра экспериментирования: создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов; создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива; развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения; развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи; воспитание усидчивости и аккуратности.

Средства для эффективного функционирования центра экспериментирования:

Персонаж – «хозяин» центра (игрушка или изображение на плакате), от лица которого создаются проблемные ситуации, задаются вопросы, оставляются подсказки, присылаются описания интересных опытов.

Стенд с карманами для бланков (настенный или напольный), на котором размещаются:

  • текущая информация, отчеты о проведенных экспериментах, наблюдениях
  • названия будущих тем, фотографии игр–экспериментов, схемы опытов и др.
  • иллюстрированные правила по технике безопасности. Обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания. В стихотворной форме правила заучиваются вместе с воспитанниками.
  • алгоритмы и схемы проведения экспериментов как постоянные (например, «Алгоритм подготовки к опыту»), так и временные, соответствующие тематической неделе работы в центре («Схемы опытов с водой», «Моделирование вулкана», «Схемы экспериментов с магнитами»)
  • в некоторых случаях размещается подсказка, какими способами можно проводить исследования в центре.

Рабочая зона: демонстрационный стол, столы и стулья для проведения опытов. Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определенного возраста.

Проекторное оборудование: доска и проектор для просмотра познавательных видеозаписей и презентаций.

Место для организации временных выставок:

  • рисунки и поделки по темам исследовательской деятельности
  • макеты, модели
  • созданные совместно с педагогом или родителями стенгазеты, материалы которых мотивируют воспитанников к дальнейшим экспериментам. В стенгазете содержатся познавательные материалы, рисунки и фотографии воспитанников

Требования к оформлению центра экспериментирования

Оптимальное расположение в помещении группы. Центр экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы).

Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Компоненты материальной базы разделены на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.

Безопасность. В центре экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини – лаборатории и проведению исследований. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребенка (марганцовка, зеленка, йод, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Познание дошкольником мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе экспериментирования. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности, пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование модели центра художественно-речевого развития

Проектирование модели центра художественно-речевого развитияЦели, задачи, основные системы взаимодействия...

Модель центра познавательной активности в подготовительной группе

Предложены методические рекомендации для оборудования центра познавательной активности...

модель центра исследовательской деятельности

модель центра исследовательской деятельности подготовительная группа....

Модель центра познавательной деятельности (занимательная математика).

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие...

Презентация «Модель центра речевого развития в ДОУ».

Речь в современном дошкольном образовании рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и об...

Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.

Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана м...

Модель центра познавательной деятельности. Центр математики

Данная модель описывает примерное содержание методического материала, содержащегося в центре математики....