Детские мини-центры экспериментирования «Маленькие экспериментаторы» как модель инновационной среды ДОУ
методическая разработка
Развивающая предметно – пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной деятельности, в том числе и развитию познавательной активности, т. е. ребенок действует, значит, он активен, он развивается, вследствие этого и формируется личность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские мини-центры экспериментирования «Маленькие экспериментаторы» как модель инновационной среды ДОУ
Подготовила:
Воспитатель
Михальченко И.В.
Развивающая предметно – пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной деятельности, в том числе и развитию познавательной активности, т. е. ребенок действует, значит, он активен, он развивается, вследствие этого и формируется личность.
Каждая деятельность служит у ребенка удовлетворению каких-либо потребностей. Потребности ребенка всегда социально обусловлены, но среди них можно выделить потребности различной направленности: витальные, направленные на жизнеобеспечение; познавательные, определяемые родовым человеческим качеством искать и исследовать новое в своем окружении, близком и далеком; общественные — потребность в общении с другими людьми и другие.
Для удовлетворения этой и других потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая-то интересная цель. Эта цель направляет действия ребенка. Цель, в свою очередь, всегда дана, как писал А. Н. Леонтьев, в определенных условиях. Применительно к проблеме развивающей предметно – пространственной среды это положение конкретизируется через проблемность предметной ситуации действий ребенка. Пример этого — любая головоломка, интересная полоса препятствий на спортивно-игровой площадке или модульно игровая среда. Каждому опытному воспитателю ясно, что основным развивающим моментом перечисленных средств является их проблемность, состоящая в том, что ребенок, действуя с ним, обнаруживает и практически решает целый комплекс задач, возникающих у него по роду деятельности. Иногда он и сам ставит себе эти задачи (особенно благодатна в этом плане игра), ищет способы достижения той или иной цели, что является его первыми шагами творчества, порождает инициативу, активизирует уже имеющиеся знания.
Одним из необходимых условий образования дошкольников в условиях ФГОС ДО становится создание развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
— содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
— трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
— полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
— доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
— безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. С этой целью в группах созданы вместо традиционных уголков экспериментирования развивающие центры: мини-центры экспериментирования «Маленькие экспериментаторы» : дети проводят наблюдения за комнатными растениями и экспериментируют с огородом на окне; проводятся плановые опыты и опыты из серии «Открытие дня» с использованием оборудования: лупы, компаса, глобуса, и др. При оборудовании центров учитывались следующие требования:
— безопасность для жизни и здоровья детей
— доступность расположения
— соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
Игровые центры содержат игры и упражнения, развивающие познавательные процессы дошкольников.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы.
Мини-центры являются новым элементом развивающей предметной среды. Это база для специфической игровой деятельности детей. Создавая данные центры , действовали по принципу: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Главная задача научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить ответы. Центры предназначены для проведения опытов, экспериментов, наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала, поэтому подразделяется на ряд функциональных зон, в которых созданы условия для самостоятельного детского экспериментирования. В центрах выделены:
1. место для постоянной выставки, где размещены редкие предметы (раковины, камни, перья, кристаллы и др.);
2. место для приборов;
3. место для хранения материалов ( природного и «бросового»);
4. место для проведения опытов;
5. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт, стружка и др.).
Материалы данной зоны располагаются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет» и др.
В распоряжении у детей:
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т. п.
Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п.
1. Контейнеры с песком и водой.
2. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
3. Часы песочные.
4. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры
5. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
В зоне «Живая и неживая природа» размещены наборы для увлекательных экспериментов, которые познакомят детей с удивительными свойствами воды и воздуха, раскроют тайны многих физических и природных явлений. Маленькие экспериментаторы узнают, как можно вырастить кристаллы из пищевой соды, как сделать трехмерные пузыри.
Изучая растения, проверят, сколько воды нужно растениям, как они могут выжить без посторонней помощи, понаблюдать за растениями, которые испытывают жажду. А так же узнать, как действует на растения солнечный свет. Осторожно изучить насекомых, понаблюдать за их повадками и особенностями их. Работа в центрах проводится в игровой форме. Главное назначение центров повышение интереса к исследовательской деятельности, формирование основ научного мировоззрения.
Для формирования у детей потребности в самостоятельном изучении природы создается развивающая среда, в которой ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы, и активно взаимодействует с ними. Один из важнейших компонентов экологической образовательной среды в детском саду — экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош
презентация к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Формирование комплексной модели инновационной когнитивно-развивающей среды ДОО
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, актуальным направлением в деятельности дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является развитие когнитивных процессов детей.Когнити...

Реализация модели инновационной образовательной среды ДОУ
В данном разделе представлен материал по реализации модели инновационной образовательной среды ДОУ...

«Инновационная модель образовательной среды современного образовательного учреждения с использованием нетрадиционного оборудования (методических пособий из фетра)».
Сегодня активно идет процесс работы по образовательным стандартам, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование. А совре...
АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «МАЛЕНЬКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» по экспериментированию (Средняя группа)
Актуальность.В соответствии с ФОП ДО, основными задачами образовательной деятельности в области познавательного развития являются: обогащение сенсорного опыта детей, развитие целенаправленного восприя...

ПРИКАЗ от 01.09.2022 345 об апробации инновационного образовательного проекта «Приобщение дошкольников к изучению иностранного языка в условиях организации модели билингвальной среды»
В целях развития инновационной деятельности МАДОУ, реализации образовательной программы МАДОУ, использования современных подходов к созданию билингвальной среды в МАДОУ....

Детские мини-центры экспериментирования «Маленькие экспериментаторы» как модель инновационной среды ДОУ
Развивающая предметно – пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям к...
