Главные вкладки

    Возрастные кризисы у детей
    статья

                 Детство - период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточносформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать общаться, воображать и пр.              Скорость появления новых качеств - впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение всё новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущему детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.

           Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он много не знает, не умеет, не понимает. Он не может организовывать и контролировать себя, не может рассуждать, выполнять свои  обещания и пр. Можно ещё долго перечислять, чего ребенок не может. Но если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем, откуда возникают его способности, качества, поступки.

       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon krizisy_vozrastnye.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Возрастные кризисы у детей

                Разделение дорог – именно так переводится греческое слово krineo, от которого и образовалось понятие кризис, что значит поворотный  пункт, революционный прыжок в развитии, тяжелый, но очень полезный, если он пройден правильно. Возрастные кризисы бывают и у взрослых, и у детей. На долю периода детства приходится львиная доля возрастных кризисов, что вполне объяснимо. Ведь детство само по себе – это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен. Общая и нервно-психическая реактивность ребенка формируется неравномерно. Периоды более или менее плавного развития чередуются со своего рода скачками, качественными взрывами, часто весьма бурными и резкими. Принято выделять 5 основных кризисных периодов: кризис новорожденности, кризис раннего детства, кризис 3 лет, кризис 6-8 лет, пубертатный кризис.

               Кризис новорожденности. Рождение – это, конечно, кризис, ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы. Крик новорожденного – это его первый вдох, здесь еще нет никакой психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к вне утробной – прежде всего перестройка 47 всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную, и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящие требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря в весе в первые дни после рождения. После первого вдоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Некоторые ученые полагают, что ребенок рождается с готовым механизмом питания. Нет, ребенок должен научиться сосать.

              Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В этот период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает ни какими способами взаимодействия с взрослыми.

            Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие с взрослым.

             Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшие психическое развитие ребенка есть, прежде всего, развитие средств его общения с взрослыми.

              К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту, он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижений приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он неразрывно  связан раньше. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

             Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности. Здесь резко вырастает самостоятельность активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и главное – стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения с взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми, наблюдается неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым. И, наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляются и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

               К трем годам  у ребенка появляются и свои собственные  желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. Желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «я хочу». Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является по тому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

             Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя с взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Л. С. Выготский считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

            К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так как ходил раньше. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В этот период происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7 летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

            Как отмечал Л. С. Выготский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает и чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

               В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой. По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать, он никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, споры с взрослыми, возражения по всяким поводам.

            В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение. Ребенок может изображать конкретного члена семьи, или стремится к выполнению «взрослых» обязанностей. Он может пространно по-взрослому рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, при этом его логическая аргументация имеет характер своеобразного резонерства, повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

            У детей появляется интерес к внешнему виду. Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемую одежду под предлогом «я не маленький».

            Негативные проявления в поведении ребенка в этом возрасте (как и во всяком другом) переходном периоде является лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Возрастные кризисы раннего и дошкольного детства"

    Возраст-это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понима...

    Возрастные кризисы детей

    Известный психолог Выготский придавал кризисам большое значение....

    Возрастной кризис:тактика поведения родителей

    Кризис 3 лет и 7 лет-это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку  детства. Поэтому, если вы увидели, что ребенок очень резко изменился и не в  лучш...

    Возрастные кризисы у детей

    Всю жизнь нам сопутствуют кризисы развития....

    Отрицательные проявления волевой сферы детей в периоды возрастных кризисов

    Табличка "Отрицательные проявления" краткая и содержательная (не только - что это такое, но и как опознать, одно с другим не перепутать, и что предпринять в тот самый неприятный момент). Сама составил...

    Возрастные кризисы детей дошкольного возраста

          Многие родители и не догадываются, что первый кризис настигает их малышей сразу после рождения. Только представьте: совсем недавно кроха был там, где тепло, комфортно и уют...

    Беседа за круглым столом с родителями на тему "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет"

    Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; расширить контакт между педагогами и родителями. Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей...