Отрицательные проявления волевой сферы детей в периоды возрастных кризисов
учебно-методический материал на тему

Галицкая Елена Александровна

Табличка "Отрицательные проявления" краткая и содержательная (не только - что это такое, но и как опознать, одно с другим не перепутать, и что предпринять в тот самый неприятный момент). Сама составила. Очень удобно пользоваться - рекомендую и психологам, и педагогам, и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otritsatelnye_proyavleniya_volevoy_sfery_detey_-_moy.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

Отрицательные проявления волевой сферы детей (в периоды возрастных кризисов)

название

сущность

проявления

что делать

Негативизм

«Противоволя»

Противоречие воле взрослого

Сделаю наоборот

Не буду делать не потому, что не хочу, а потому что мне так сказали

Предложить варианты выбора из удобного для родителей

Упрямство

Прямое неподчинение

Стремление любой ценой настоять на своем

Я сказал, будет так!

Не буду!

Не хочу!

Часто присоединяется истерика

1 «Соглашательство» - тогда идти до конца (не буду есть – не ешь, не уду убирать вещи – выкинуть)

2 Безоговорочный запрет – показать, что ты сильнее, настоишь на своем любой ценой (будет истерика – терпеть!)

Каприз

Стремление любой ценой получить желаемое

Хочу! Хочу! Хочу!

Часто присоединяется истерика, манипуляции

1 Категорический отказ (при истерике принять меры)

2 Подростку установить жесткие рамки = правила = границы допустимого

Строптивость

Отказ выполнять ранее принятые правила и нормы

Перестает делать то, что раньше делал спокойно (ел кашу – теперь разбрасывает)

Часто присоединяется демонстративность, агрессивные действия

1 Договориться

2 Направить  энергию в мирное русло

3 Прервать агрессивные действия, не вступая в переговоры (через некоторое время, при спокойной ситуации разъяснить последствия на примере другого ребенка или персонажа; сказать – ты хороший = поддержать, просто на тебя что-то нашло, со всеми бывает)

Деспотизм

Желание подчинить себе волю других

Любыми способами старается добиться того, чтобы другие делали то, чего хочет он

1 Не уступать! Быть последовательным – не метаться. Если потребовал – добиться исполнения.

2 Установить правила – границы приемлемого

Обесценивание

ценностей

Падение значимости ранее приемлемых своих или чужих ценностей

Переоценка ценностей с точки зрения новых взглядов, знания, опыта

Ничего не делать. Отнестись с пониманием. Перетерпеть. Не вступать в конфликт.

Меры при истерических состояниях: 

  • лишить зрителей (в том числе себя, если поведение проявляется в ваш адрес)
  • лишить стимула (убрать его, или сменить место – убрать ребенка из поля воздействия стимула)
  • не вступать в переговоры, не успокаивать (лучше просто молчать, или коротко сказать, что сейчас последует – «мы уходим», «останься здесь»)
  • холод на запястья, умыть холодной водой
  • оставить в отдельной безопасной светлой комнате с открытой дверью («место для плача»), сказать – «успокоишься – выходи»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Влияние подвижных игр на эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в поведении.

   В формировании всесторонне развитой личности дошкольника важную роль играет физическое воспитание, в частности подвижные игры с правилами.     Подвижная и...

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

Конспект НОД по развитию эмоционально - волевой сферы детей старшей группы "Путешествие в страну нарисованных человечков"

Образовательная область: Социализация.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая и п...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих ос...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....

Особенности проявления эмоциональной сферы детей-сирот. Депривация.

Воспитание детей в учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем - социальную депривацию детей-...