"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"
статья по теме

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno-volevaya_sfera_u_detey_s_dtsp.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для педагогов:

 

"Особенности  развития личности

и эмоционально-волевой сферы детей с детским  церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования эмоционально-волевой сферы детей с церебральным параличом могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями – воспитание и обучение ребенка в семье и

учреждении.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.

По эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. В одном случае дети с повышенной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети расторможены, суетливы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно шумны, веселы, то вдруг становятся вялыми, плаксивыми, раздражительными. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться ребенок не может остановиться.  Нарушение поведения могут проявляться в виде двигательной  расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, усиливаясь в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей церебральным параличом.

У более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения. Такие дети отличаются пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут  адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. У данной категории детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи связанные с передвижением, падением, сном и общением. В момент страха у них наблюдаются физиологические изменения (учащение пульса и дыхания, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы). Они стремятся к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является гиперопекающее воспитание ребенка и реакция на физический дефект.

Почти у всех детей с ДЦП проявляется личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью, впечатлительностью.

Обобщив вышеизложенное, можно отметить, что психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Поэтому перед специалистами, работающими с детьми данной категории, встает важная задача – оказание психолого-педагогической и социальной помощи в профилактике и коррекции этих нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

Каждая семья, которой пришлось столкнуться с таким диагнозом, как ДЦП, стремится к получению максимума информации, которая касается данной проблеме. Родители изучают все — последн...

Развитие эмоциональной сферы у детей посредством различных музыкальных игр и упражнений. Комплекс музыкально-подвижных игр на развитие эмоционально-волевой сферы.

С помощью подобных музыкальных игр и упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы, у детей значительно лучше и быстрее происходит развитие эмоциональной отзывчивости, способность управлять ...

Психологическое сопровождение участников конкурсов. работа с эмоционально-волевой сферой личности

Участие  педагогов  в конкурсах и соревнованиях стало очень распространенным. Основными целями и задачами конкурсов профессиональное развитие педагога.Для успешного участия в конкурсах важны...

Методическая разработка на тему:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, как фактор становления личности ребенка»

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Статья на тему:"Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду"=

В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы....