Конспект НОД по развитию эмоционально - волевой сферы детей старшей группы "Путешествие в страну нарисованных человечков"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Киселева Валентина Леонидовна

Образовательная область: Социализация.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая и продуктивная.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей посредством игровой деятельности

Задачи:

- закрепить у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, грусть;

- способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;

- учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика;

- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

- развивать эмпатию, выразительность речи и движений;

- развивать навыки общения детей со сверстниками;

- способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_narisovannykh_chelovechkov.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Ромашка»

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы посредством игровой деятельности

«Путешествие в страну нарисованных человечков»

педагог психолог

Киселева Валентина Леонидовна

г. Советский

ноябрь 2013г.

Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы

посредством игровой деятельности

Тема: «Путешествие в страну нарисованных человечков»

Образовательная область: Социализация.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая и продуктивная.

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей посредством игровой деятельности

Задачи:

- закрепить у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, грусть;

- способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;

- учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика;

- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

- развивать эмпатию, выразительность речи и движений;

- развивать навыки общения детей со сверстниками;

- способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.

Оборудование, наглядный материал:

Фланелеграф и фигурки для фланелеграфа: человечки с изображением настроения: радости, удивления, страха,  гнева, интереса, стулья, «болотные» кочки – подушки, имитация болота и  реки из ткани, игра «Ромашка с настроением», карточки лепестки с изображением разного настроения у животных,  альбомы по количеству детей, цветные карандаши, музыкальное сопровождение (запись звуков пения птиц).

 Методы и приемы:

Ритуалы приветствия и прощания, игры с правилами, тематическое рисование, импровизация, беседы, аутотренинг (с использованием записи звуков пения птиц), этюды.

Ожидаемые результаты:

  дети должны знать:

  • радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес;
  •  о существовании индивидуальных особенностей своих и своих сверстников.

  дети должны уметь:

  • понимать и описывать свои желания и чувства;
  • осознавать и описывать свои физические и эмоциональные ощущения;
  • воспроизводить выразительные позы и движения;
  • уступать друг другу в  конфликтных ситуациях;
  • различать эмоции по схемам-пиктограммам;
  • передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики.

Домашнее задание для родителей

  1. Вспомните вместе с ребенком, какие сказки вы читали, какие сказочные герои в них живут.
  2. Задайте ребенку вопросы:

- чем ему привлекателен тот или иной персонаж?

- какое настроение у этих героев?

- на какого героя он хотел бы быть похож? Почему?

Используемая литература:

  1. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие  и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор - составитель Пазухина И.А. – СПб.: «Детство- ПРЕСС», 2004.
  2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия, игры. - М.., 1999.
  3. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; Сфера, 2011.
  4. Шарохина В.Л. Коррекционно развивающие занятия: старшая группа. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
  5. Эмоциональные нарушения в детском саду  и их коррекция/ Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Изд-во Моск. Ун-та 1990.
  6. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: ТЦ Сфера, 2002.

Ход деятельности:

Этап I. Организационный

Под музыку дети входят в кабинет

Ритуал приветствие «Комплименты» 3 мин

Педагог: Доброе утро! Дети, давайте начнем наше занятие с хороших, добрых комплиментов. Каждый из вас дотронется до своего соседа и пожелает ему, что нибудь приятное. Это может быть связанно с внешностью, характером, настроением вашего соседа. (Дети говорят пожелания, в случае затруднений воспитатель помогает детям подобрать слова). 

Этап II. Мотивационный

Педагог: Ребята скажите,  пожалуйста, в какой стране мы с вами были на предыдущих занятиях? (ответы детей). Правильно, мы были в гостях у нарисованных человечках в стране Радости, стране Удивления, стране Страха, стране Гнева и  стране Интереса. (На фланелеграфе появляются изображения нарисованных человечков, с разным «выражением лица»). А какие  настроения бывают у жителей этих стран? (ответы детей). А сегодня мы приехали в гости на праздник эмоций, где собрались все человечки из всех стран. Но вот огорчение, Злой волшебник снова напроказничал и спрятал наших  человечков. (На фланелеграфе поверх изображения нарисованных человечков появляется изображение мрачного леса).  Ребята мы поможем их отыскать?  Для этого нам надо отправится в путешествие.

Этап III Практический

Педагог: Ребята злой волшебник продолжает проказничать, он послал на нас клеевой дождик.

Игра «Клеевой дождик».  2 мин.

 Педагог: Смотрите ребята капли этого дождя попали и на нас. Наши руки приклеились к плечам других ребят. Давайте встанем друг за другом и будем держаться за плечи впередистоящего. В таком положении нам нужно будет перейти на другую сторону поляны: перешагнуть через поваленное дерево (2-3 стула, поставленных рядом); обогнуть широкую реку (имитация реки из ткани), спрятаться за раскидистым кустом от диких животных (дети под руководством педагога выполняют задания, при этом не отцепляясь друг от друга.)

Ребята посмотрите впереди у нас болото (имитация болота из ткани). Как нам переправится через него? (ответы детей). Правильно мы будем прыгать по болотным кочкам.

Игра «Болотные кочки»  3мин        

Педагог: Представьте себе, что вы превратились в лягушек, живущих на болоте.

Лягушки прыгают по кочкам. (Кочки – подушки раскладываются на полу на таком расстоянии друг от друга, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием). Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!». Если 2 лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. (Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, педагог вмешивается и помогает найти выход из ситуации.)

Педагог: Мы устали. Давайте присядем и отдохнем на полянке.

Игра «На полянке» 3мин.

(звучит музыка – пение птиц) 

Давайте сядем на ковер, закроем глазки и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло  и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?

( После небольшой паузы детям предлагается открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали себя во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был. Выслушивается рассказ каждого ребенка)

Педагог: Наше путешествие продолжается. Смотрите, какие цветочки выросли на нашей полянке.

Игра «Ромашка с настроением» 5 мин.

 Вам нужно рассмотреть свою ромашку, определить её настроение по схематическому изображению в сердцевине: радость, злость, испуг, радость, удивление. Теперь вам необходимо «оживить»  эту ромашку, то есть  подобрать лепестки, на которых  изображены животные с таким же на настроением. (Педагог берет поочередно маленькие карточки – лепестки, показывает их игрокам и просит внимательно рассмотреть мимику и позы животных. Тот, кто узнал «свое» животное, называет еще раз его настроение. Педагог отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт лепестки).  

Педагог: А теперь я предлагаю вам выбрать карточку с наиболее симпатичными животными и изобразить это животное и его настроение. Остальные зрители по позе, движениями игрока должны узнать это животное и его настроение и рассказать о нем нам. (Дети выполняют задание)

Педагог: Ребята посмотрите, а кто это  появился  за нашей полянкой? Правильно  это наши нарисованные человечки. Мы их нашли. Давайте проверим  из всех ли стран мы нашли человечков. (Ответы детей).

Рисунок «Рисуем сказку»  6 мин

Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам нарисовать в альбомах картинку к нашему путешествию. Вы можете нарисовать: как нас склевал клеевой дождь, как мы превратились в лягушек и прыгали по кочкам, как играли с  ромашкой, как встретили нарисованных человечков. (Дети выполняют задания)

Этап IV Рефлексивный  

Подведение итогов, рефлексия,  ритуал прощания

Ритуал прощания «Улыбка» 3 мин

Педагог: Покажите рисунки друг другу, поделитесь впечатлениями. Что вам  особенно запомнилось в нашем путешествии? Ребята, кого мы выручали? Что мы для этого делали? (Рассказы детей). 

А теперь давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и пойдем в группу.

Спасибо вам ребята! До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Конспект по развитию эмоциональной-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна гномов»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:·...

Конспект игры-путешествия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с применением современных образовательных технологий и ИКТ

- закреплять знания детей распознавать эмоциональные проявления  по различным признакам: мимике и интонации;- совершенствовать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;- обога...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...