Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чистякова Олеся Петровна

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи, лечение сказкой – это выход из нелегкого положения.

  Психологическое  обследование показывают, у детей повышенную двигательную активность, неустойчивое внимание, повышенную отвлекаемость у одних и заторможенность, утомляемость, сниженную работоспособность у других, у некоторых детей обнаружился высокий уровень агрессивности и тревоги, другие наоборот неуверенные в себе, со сниженным уровнем самооценки. Эти дети испытывают затруднения при пересказе, не умеют играть по правилам, четко излагать свои мысли.  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

  Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами ИКТ, музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же такое сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

  «Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы  ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

   На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря  многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.                              

   Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя  картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

  Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку  чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а  герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

   Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

    На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально – волевой сферы, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и  потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

    Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку  прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.  И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

   Занятия являются  дополнительной формой организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально – волевой сферы. Они позволяют расширить круг коррекционного воздействия на ребенка и таким образом решать многие задачи. Это еще одна форма взаимодействия педагога и ребенка, которая обогащает жизненный опыт ребенка и расширяет возможности более успешного овладения им социальным опытом.

  Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно  эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и удивления, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого не замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов; цельности и одномоментности  восприятия, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности.  Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.

  Через занятия с элементами сказкотерапии я стараюсь  и по форме и по содержанию наполнить сказкой жизнь детей,  у  которых проблемы в развитии. Дети трогательно и доверчиво поверили в сказку, которая живет в большом красивом музыкальном зале, а главное прониклись доверием к нам, взрослым.

 Сказки и рассказы подбираю так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом: мамы и детки, друзья и их взаимоотношения, поведение различных животных и детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена года).

   Для  занятий с элементами сказкотерапии лучше выделять время  в расписании. Занятия должны проводиться  с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашем ДОУ мы начинаем вводить игры-занятия. Сначала они помогают адаптироваться  ребенку  к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

   Распределяем один и тот же сюжет или сказку на 4 занятия, постепенно усложняя содержание. Никогда не рассказываем детям о том,  чему они будут учиться, чему уже научились, что получилось, а что нет. Планируя занятие, мы реализуем определенный замысел, но этот замысел известен только нам, мы не навязываем его детям, а даем возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий  построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

"Озорник" программа направлена на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Развитие эмоционально-волевой сферы является актуальным, так как ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действ...

Конспект по развитию эмоциональной-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна гномов»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».Цель:·...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Коррекционно – развивающая программа "Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя коррекционно - развивающую программу«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Основная цель данной программы – формирование и р...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиес...