«Особенности проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками».
проект

Нетребская Наталья Савельевна

Этапы проведения исследований с дошкольниками

Общий алгоритм проектно-исследовательской деятельности

Анализ конспекта занятия по проектно-исследовательской     деятельности с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

         ПО ТЕМЕ:

 «Особенности проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками».

C:\Users\aa\Desktop\ЭКОЛОГИЯ\ЭКОПРОЕКТ\134763_html_b6de3da.jpg

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                               
Основная часть

  1. Этапы проведения исследований с дошкольниками
  2. Общий алгоритм проектно-исследовательской деятельности
  3. Анализ конспекта занятия по проектно-исследовательской     деятельности с дошкольниками

Заключение                                                                                                        Список используемой литературы                                                                     
 

ВВЕДЕНИЕ 

Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

· стремление к исследованию, познанию на основе ощущений

· стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых

· интерес к той информации, которую можно применять практически

· стремление к разнообразию видов деятельности.

Основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка.

При этом задачи проектной деятельности следующие:

· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

· развитие познавательных способностей;

· развитие творческого воображения;

· развитие творческого мышления;

· развитие коммуникативных навыков.

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

· вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

· формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

· формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

· развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:

· малый объем накопленных знаний и опыта

· несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми

· неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности

· ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.

В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

В практике современных ДОУ находят реализацию следующие виды проектов:

· исследовательско - творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна и т.д.

· ролево - игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;

· информационно – практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

· творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

1. Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:

1. Определение темы

2. Определение целей

3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:

- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;

- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.

4. Выполнение проекта - практическая часть.

5. Подведение итогов.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Так как в силу психофизиологических особенностей, ребенок дошкольного возраста неспособен долго концентрировать внимание на одном объекте, то есть долговременно и целенаправленно работать в одном направлении, необходимо, чтобы первые исследовательские проекты были ограничены по времени.

Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять.

Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным.

Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения. Данный этап позволяет решить несколько задач:

· развитие научной речи;

· развитие умения работать с текстом;

· анализ продукта собственной деятельности;

· возможность продемонстрировать свои достижения.

Защита проекта должна осуществляться публично. При этом следует привлекать авторов других проектов и просто зрителей - детей, педагогов, родителей. В процессе защиты своего проекта дошкольник учится излагать материал, свои мысли, сталкивается с другими взглядами на рассматриваемую проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Таблица 1. Этапы проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.

10. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, что приводит к более легкой адаптации ребенка к меняющимся условиям обучения.

2. Общий алгоритм проектно-исследовательской деятельности 

Исследовательская деятельность осуществляется по следующему алгоритму:

- формулирование проблемы;

- определение темы, постановка цели и задач;

- выдвижение гипотезы;

- разработка плана действий;

- непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;

- анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.

Исследовательская деятельность школьников и дошкольников, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования:

- интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей;

- постановка цели проекта, его мотивация;

- привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана;

- совместное движение взрослого и детей к результату;

- совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

На втором этапе:

- выделение проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон;

- совместное выделение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого;

- выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого;

- обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

- совместное определение перспективы проекта.

На третьем этапе:

- постановка детей в определенные условия, выделение проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон;

- самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

- планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера);

- выполнение детьми проекта, решение творческих споров, взаимообучение, помощь друг другу;

- обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

- определение перспективы проекта.

  1. Анализ конспекта занятия по проектно-исследовательской     деятельности с дошкольниками

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Невероятные приключения на необитаемом острове»                              (старший дошкольный возраст)

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».

Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи: 

     1.  Развивать поисковую деятельность детей:

- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

- умение планировать этапы своих действий, аргуметировать свой выбор;

- способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

  1.  Развивать у детей способность к созданию определенного продукта;
  2.  Совершенствовать уровень  накопленных  практических навыков:

экспериментирования с объектами живой и неживой природы; создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

  1.  Активизировать речь;
  2.  Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Оборудование: бросовый материал: листья, ветки, палочки, камни, пластиковые  бутылки; мокрые спички,  лупа, глина, грязная  вода, журналы, ножницы, клей, кисти, фломастеры, карандаши, бумага, ватман, скотч, письмо - загадка.

Ход занятия

1. Бывалый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей помочь ее прочитать. Дети расшифровывают записку с рисунком: «цветик-семицветик» с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

2. Уточнение проблемы. Постановка задач.(беседа)

Воспитатель: Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый. - А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети: Нужно:

а)        найти воду для питья;

б)        найти пищу;

в)        построить жилье.

3.        Определение конечного продукта.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми варианты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

4.        Поэтапное решение проблемы.

Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую

стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)

Поискать предметы,  выброшенные на берег штормом,

которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов; наклеивают картинку с изображением побережья и далее бутылки, банки и т.п.)

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, (на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Придумать и зарисовать разные типы жилья. (Придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

Изготовить посуду для пищи. (Изготавливают из найденных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прутиков, половинок кокоса, листьев и т.д. На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» «Нет. Она грязная». Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы
(руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор
моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.        •

Игра «Угадай по запаху» — определить пригодность для чая. (Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий.)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Свободный кружок на «Ленте выживания». Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то — как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

  1. Презентация «Ленты выживания». Танец «Робинзон»

  1. Постановка новой проблемы

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создать энциклопедию «Азбука выживания», видеофильм, спектакль и книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».

Анализ занятия по этапам проекта

«Приключения на необитаемом острове»

Этапы

Анализ деятельности воспитателя

Анализ деятельности детей

I

1. Формулирует проблему. Цель: помочь маленькому Робинзону выжить на необитаемом острове, пока не прибудут спасатели.

При постановке цели определяет продукт: «Азбука выживания», «Лента выживания».

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: «Отрываем лепесток цветика-семицветика и загадываем желание: оказаться на необитаемом острове».

3. Формулирует задачи. — Без чего человек не может жить? (Вода, еда и жилище.)

1. Входят в проблему.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

3. Принимают задачи.

4. Уточняют задачи проекта.

II

1. Подводит к решению задач.

2. Воспитатель и педагоги помогают детям спланировать деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, мозгового штурма; воплотить найденное решение в продуктивной деятельности, схематически отобранные на «Ленте выживания»).

3. Педагоги решают задачу организации деятельности.

1. Планируют деятельность.

2. Объединяются в рабочие группы.

3. Распределяют амплуа.

III

Педагоги организуют работу над проектом поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность, схемати-1еское изображение этапа на «Ленте выживания», используя при этом картинки по выбору, дополняя своими рисунками).

2. Оказывают практическую помощь (при необходимости).

1. Ищут решение задачи.

2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. 3. Совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае надобности), делают вывод о завершении работы над «Лентой выживания».

IV

1. Воспитатель принимает участие в защите проекта «Лента выживания» (помогает по необходимости).

1. Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности.

V

1. Выдвигает новую проблему: «Школа выживания для малышей» (решение проблем в экстремальных условиях).

1. Определяют цели нового проекта: —создать энциклопедию ((Азбука выживания», книгу рассказов ((Необыкновенные приключения на необитаемом острове»; — снять видеофильм, поставить спектакль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

ВЫВОД:

Дети дошкольного возраста могут также эффективно, как и школьники осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

· стремление к исследованию, познанию на основе ощущений

· стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых

· интерес к той информации, которую можно применять практически

· стремление к разнообразию видов деятельности.

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:

· малый объем накопленных знаний и опыта

· несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми

· неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности

· ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.

Поэтому проектно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении должна осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с недоразвитием речи"

                 Консультация для воспитателей «Особенности развития игровой деятельности      у дошкольников с недора...

Особенности развития познавательной деятельности у дошкольников  подготовительного возраста.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях в себе, его образе Я. Для морального развития этот возраст является сензитивным, т.е. чувст...

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольника

Игра основной вид деятельности ребенка дошкольника...

Консультация для воспитателей. Особенности организации образовательной деятельности с дошкольниками. «Аудиал, визуал, кинестетик».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросах обучения детей с различными доминирующими системами восприятияКинестетик,  аудиал,  визуал — как достичь успе...

"Особенности организации игровой деятельности с дошкольниками"

Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение. Процесс руководства творческой игрой должен быть пос...