Доклад на тему: «Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции техники оригами в образовательную деятельность».
материал

войтович марина викторовна

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции техники оригами в образовательную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад38.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции техники оригами в образовательную деятельность»

     Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. ​
  Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». ​

      Всестороннее развитие ребёнка является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

  • Основная цель перед системой образования: 

     Воспитание у подрастающего​ поколения творческого подхода к ​преобразованию окружающего мира, ​активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.​
     Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. ​

  • Одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе:

Формирование гармоничной, всесторонне развитой  личности.​

​Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.​

Интегра ция

   Одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм всестороннего развития детей дошкольного возраста. ​

         Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

    Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.

    Интегрированное обучение детей позволяет увидеть и понять любое явление целостно.

     В связи с переходом на ФГОС мы в своей работе стали применять интеграцию дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс, то есть внедрять технику оригами  в образовательную деятельность.

Почему именно оригами?

      Для  педагогов оригами – уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связано с  развитием интеллекта. Еще Аристотель писал: «Рука-это инструмент всех  инструментов», подразумевая под этим, вероятно, взаимосвязь руки с мыслительными способностями.       Важность развития руки отмечал и Кант «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому можно сказать , что в оригами , как образовательном процессе, комплексно присутствуют: интеллектуально-познавательные составляющие (логические и технические, развивающие техническую изобретательность);эстетические и художественно-изобразительные(развивающие художественную одаренность); досуговые  и социально-адаптированные составляющие.

      Оригами комплексно выполняет основные функции в области педагогики в отношении категорий  «учить» (знать, уметь) и «владеть» ( знания, умения, навыки ), «развивать» и «воспитывать».

     Оригами, как игра, вносит в образовательный процесс:

  • мир общения (восприятие, самовыражение, поведение, интеллект, коммуникативность);
  •  мир искусства (творчество, эстетика, экология человека);  
  • мир науки  техники, технологии  (творчество, логика, экология природы).

     Таким образом видно, что оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа  позволяет детям легко, играя, осваивать сложные математические понятия, создавать разнообразные фигуры. Оригами-это Идеальный Конструктор (согласно теории ТРИЗ ) , позволяющий создать мир особый, радостный, добрый и ни на что не похожий, через привлекательную для детей деятельность.  При этом процесс творчества не ограничивается  только складыванием. Ведь с готовой фигуркой  можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами-героями сказок.

Интеграция оригами с художественно-эстетическим развитием

       Интеграция оригами с изобразительной деятельностью дает ребенку дополнительную радость от занятий, ведь сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми способами.

      Практика показывает, что при работе с детьми, самой эффективной формой оформления полученных результатов, является составление аппликаций, коллажей, коллективных работ.

     Часто дети делают живописный подмалевок, «фон» для работы, затем складывается оригамская фигурка, которая на него наклеивается. Наиболее успешно применение оригами позволяет выполнять предметную и сюжетную аппликации. Наиболее проста из них предметная аппликация. В этом случае фон и нарисованные на нем предметы и фигуры подчеркивают значимость сложенного объекта, помещают его в соответствующую сказочно-игровую среду. Грибы на фоне лесной травы или старого пня, домики, стоящие вдоль нарисованной улицы.… Такие работы доступны самым маленьким воспитанникам.

    Сюжетная аппликация сводится к размещению нескольких разных объектов, связанных общей темой или историей. Работа над сюжетными аппликациями в технике оригами позволяет развивать у ребят чувство соразмерности и композиции, ведь изделия можно передвигать, сравнивать друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение.  Детские работы получаются яркие, красочные и непохожие

друг на друга.

      Объемность оригамских фигурок позволяет размещать их не только на плоскости, но и в пространстве.

Оригами в музыкальном воспитании

     Прекрасным помощником в подготовке очередного праздника, постановке сказок, инсценировок, музыкальных развлечений может является оригами.     Причудливые маски, ободки побуждают детей к более эмоциональному воспроизведению образов, т.к. они изготовлены руками детей. Образ цветка, снежинки, листьев выполненных в данной технике, позволяют понять и услышать общий характер пьесы при прослушивании музыкального произведения. Коллективное творчество в этой уникальной технике предполагает различные формы: на праздничном занятии - дети принимают участие в оформлении костюмов Весны, Речки, красавицы Осени. Украшают цветами и насекомыми летнюю ковровую «полянку», наряжают аппликативными украшениями плоскостную елочку. Используя технику оригами, дети получают комплексное эстетическое развитие и проявляют свою творческую индивидуальность.

Интеграция оригами с познавательным развитием

  • Ознакомление с окружающим 

    Оригами можно использовать при изучении явлений живой и неживой природы, времен года, животных, растений, птиц, насекомых, Дети с интересом и желанием включаются в создание разнообразных макетов, что позволяет закрепить детям материал по ознакомлению с окружающим и экологии.

Формирование элементарных математических представлений

  •    В процессе складывания фигур оригами, дети знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.
  •     Новые образовательные программы требуют от взрослого новых форм организации работы с детьми. Вопрос об игровых и неигровых формах занятий выступает в качестве центрального при анализе возможности организации деятельности детей. Использование фигурок, выполненных в технике оригами, позволяет наполнить занятия математики интересными игровыми сюжетами.

Поисково-исследовательская деятельность и оригами

  •      Занимаясь оригами, ребята знакомятся с  историей возникновения бумаги,  ее свойствами. Наиболее яркие впечатления на детей производят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой деятельности.  Дети с удовольствием проводят соревнования: чья лодка  быстрее доплывет до  другого берега (тазика с водой),  Ребята дуют на свои кораблики, причем стараются дуть равномерно - иначе произойдет крушение корабля, если перестараться.  Бумагу используем разную - старые газеты и журналы, оберточную.       Таким образом, дети  знакомятся с фактурой. Чтобы игра носила познавательный (исследовательский) характер, предлагаем использовать для складывания  фигурок бумагу , различную по фактуре, утяжелять кораблики «грузом». Дети с увлечением вовлекаются  в подобные игры- эксперименты, придумывают новые сами , активно делают выводы и предположения.

Интеграция оригами с социально-коммуникативным развитием

          Понятие «социализация» характеризуется в обобщенном виде как процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей обществу в целом, и позволяет функционировать ребенку в качестве активного субъекта общественных отношений.

         Ребенок от природы запрограммирован так, чтобы все перенять от взрослого. Это и абсолютная обучаемость, и абсолютная ориентировка на мнение взрослого (до 11-12-летнего возраста), и непревзойденная способность детей превратить все в игру. Пользуясь этими способностями, ребенок перенимает все у взрослых, и все свое детство он играет во взрослого, это и есть социализация.

           Детей учит то, что их окружает. А еще более эффективно ребенок учится, если он активен в своем окружении, если ему предоставлена возможность творить.

    Все чаще говорят, что современных детей интересуют только телевизор или компьютер.

   Дети не умеют занять себя, привыкли пассивно получать удовольствия, не хотят заниматься тем, что требует вложения их собственного труда.

    Оригами для ребенка- это фокус, чудо! За считанные минуты ребенок может оживить немой лист бумаги, превратить его в цветы, причудливых птиц, животных, драконов. И это чудо ребенок может сотворить сам. Он сразу получает результат своего труда. Но чудо не воспринимается им как труд. Когда человек трудится, он устает, игра же заставляет забыть про усталость, она не дает пресыщения. С готовой фигуркой можно поиграть, преподнести в подарок другу и даже устроить спектакль с бумажными героями. Такой заряженный положительными эмоциями результат способствует развитию позитивной мотивации ребенка на продуктивную деятельность.

     Занятие оригами не требует особых приспособлений оборудованного рабочего места.

    Необходимы лишь время, руки и листок бумаги. А бумага- самый доступный и дешевый материал для творчества.

         От полученной фигурки ребенку радостно! И тогда у него возникает   желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

    Занятие оригами не только развивает ребенка, но и помогает научиться интересному и полезному способу провести время, занять себя, развивает самостоятельность, помогает самореализации. Ребенок, у которого много разнообразных увлечений, который умеет интересно и с пользой проводить время, никогда не попадет под влияние улицы. Риск формирования зависимого поведения у такого ребенка будет сведен к минимальному.

    Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Необходимо выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. Складывая фигурки оригами, ребёнок мысленно вкладывает в неё все свои добрые намерения и пожелания.

Педагоги могут использовать оригами в интерьере:

  • для украшения групп, музыкальных залов. Участвуя в украшении помещений, дети чувствуют свою причастность к взрослому миру. С помощью взрослых дети создают картины – композиции, натюрморты, изображения природы. Мастерят гирлянды, букеты из цветов, листьев, снежинок в технике оригами. Для установления значимости детского творчества оформляются выставки: внутри учреждения, в группах, на участках.
  • Оригами можно использовать для изготовления подарков и оформления к праздникам, изготовления елочных украшений, открыток, сувениров. А также в качестве призов для победителей конкурсов и спортивных соревнований.
  • Фигурки оригами довольно условные. Это дает ребенку возможность домыслить, дофантазировать, что в данный момент кукла делает – плачет, смеется или сердится. Это позволяет использовать фигурки оригами в работе по ознакомлению детей с эмоциями. 

Игровая деятельность и оригами

  • В сюжетно-ролевых играх 

        Совместно с воспитателем дети изготавливают атрибуты в технике оригами игр «Магазин», «Больница», «Школа», «Почта» и др. В процессе этих игр ребенок знакомится с миром социальных взаимоотношений, с социально приемлемыми формами поведения.

  • В играх-драматизациях могут применяться изображения персонажей на ободках, маски животных, людей, членов семьи.
  • В дидактических играх, например: «Зоопарк на столе», «Правила дорожного движения», «Обобщающие понятия», «Цвет и форма» и др. В процессе изготовления игры для себя или малышей дети не только приобретают навыки складывания фигурок из бумаги, но и закрепляют пройденный на занятиях материал, учатся бережному обращению с пособиями.

В процессе изготовления дети не только приобретают навыки складывания фигурок из бумаги, но и закрепляют пройденный на занятиях материал, учатся бережному обращению с пособиями.

  • Проведение подвижных игр с ободками - масками животных, выполненных своими руками из модулей цветной бумаги - не только веселое, но и полезное занятие.

Театрализованная деятельность и оригами

В театрализованной деятельности оригами может использоваться для

     изготовления декораций и элементов костюма.

  • а) пальчиковый – особая разновидность оригамской игры.

        Небольшие игрушки-наперстки изготавливаются очень легко.

    С их помощью можно сочинять и разыгрывать небольшие сценки,

     любимые сказки. При этом сценки могут быть представлены даже одним

     ребенком. В процессе такой деятельности развиваются способности

     сопереживать действию, умение слушать друг друга, помочь в случае

     необходимости, формируются навыки совместной деятельности.

  • б) настольный театр 

         После прочтения сказки дети складывают фигурки, изображающие сказочных героев, а затем они разыгрывают небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе. После того, как группа разыграла только что прочитанную сказку, можно предложить детям придумать свою историю с теми же героями.

  • в) иллюстрирование сказок.

   Разнообразные фигурки оригами позволяют создавать целые плоскостные или объемные  композиции по мотивам любых сказок.

  • г) в оригами есть игрушки-трансформеры. Это фигуры, которые путем небольших изменений, поворотов, изгибов могут превратиться в совершенно другую модель. Каждая фигура такой игрушки может быть обыграна ребенком, стать частью небольшой театральной импровизации.

Интеграция оригами с речевым  развитием

  • Известно , что речь без чувственного опыта не возможна. Оригами же позволяет ребёнку всё « прочувствовать» и «прощупать» пальчиками. Есть все основания рассмотреть  технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника.
  •  Материал по оригами можно использовать в соответствии с  лексическими темами занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что- то своими руками и рассказать об этом?  Яркие образы персонажей  дают возможность использовать их для пересказов и рассказов  знакомых детьми произведений и сказок , для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
  •      И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком!

Интеграция оригами с физическим   развитием

Оригами в физическом воспитании 

        Говоря о возможности использования оригами в физическом развитии детей, мы акцентировали внимание на оптимизации двигательной активности детей в таких режимных моментах, как:

  • *утренние гимнастики;
  • *подвижные игры;
  • *соревновательные эстафеты;

         Включение в комплексы утренних гимнастик с предметами: цветов, осенних листьев, волшебных снежинок и других атрибутов, выполненных в данной технике, помогает повысить не только качество выполнения упражнений детьми, но и придать утренней встрече с детским садом яркую эмоционально – положительную окраску.

  •    Образы зверей, переданные в оригамских масках, дают возможность участникам подвижных игр реализовать свою ловкость, скорость реакции, включить в игру сюжет, порой придуманный тут же.
  •   Самый главный атрибут эстафет – соревнований, малых Олимпийских игр, проводимых в детском саду – медаль за победу. Вдвойне приятнее получать награду, выполненную руками товарищей.

Работа по данной теме проводится несколько лет и теперь можно сделать выводы:

  • Вывод первый: внедрение техники оригами в образовательную деятельность вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения на разнообразные виды деятельности. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон.
  • Вывод второй: на таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изобразительной деятельности; на другом – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и т.д.    Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.
  • Вывод третий: интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивать коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
  • Вывод четвёртый: создаёт эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивает его духовное развитие, усиливает внимание к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у всех детей.
  • Вывод пятый: интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

  • Вывод шестой: планирование занятий интегрированного характера и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для самореализации, самовыражения, способствует повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведёт к целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагогов.

Занятия оригами полностью соответствуют требованиям современного детского сада, так как они являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к воспитанникам. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!».

    Занятия оригами полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю», так как дети слышат устные объяснения порядка сборки изделия, видят последовательность работы на инструкционных картах или схемах, неоднократно делают эти изделия сами. На протяжении обучения возрастает сложность работ, которые дети выполняют на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

Доклад на тему: «Нетрадиционные техники рисования в помощь родителям для всестороннего развития детей дошкольного возраста».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13065088","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13065097","...

Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции цент...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»

Образовательная программа дополнительного образованияпо художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования«Волшебная кисточка»...

Презентация опыта работы "«Всестороннее развитие детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий»

В представленном опыте работы описывается результаты применения игровых технологий в образовательном процессе ДОУ...

Педагогический совет на тему: "Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы".

В период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова е...