Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей дошкольников
статья

Евстафьева Мария Валерьевна

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей дошкольников

Евстафьева Мария Валерьевна

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театрявляется одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.

По мнению Т. И. Петровой, театр – это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:

1. в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

3. происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. развивается эмоционально - волевая сфера;

7. происходит коррекция поведения;

8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

10. участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей и коммуникативных умений.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные. За последние годы, значительно возросло количество детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения. Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театрализованные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения. Воздействие театрализованной игры на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка… Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные умения. Воздействие театрализованной игры на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Театрализованные игры – это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности, приобретает первые знания и представления об окружающем мире, человеческих отношениях, где устанавливаются первые контакты, формируются нравственные и моральные основы. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Из всего выше сказанного я поставила цель: формирование коммуникативных способностей у детей среднего возраста через театрализованную деятельность. Для реализации данной цели мной были поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать и развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, закреплять правильное произношение всех звуков. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью. Развивать диалогическую и монологическую речь. Учить придумывать коротенькие рассказы и сказки.

4. Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жесткости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников. Формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи.

5. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение.

6. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления. Предоставить детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Большое значение я придаю обогащению развивающей среды, в нашей группе оборудован центр театрализованной деятельности, который содержит несколько видов кукольных театров, ширмы, библиотеку, фонотеку. Рядом с театральным центром находится «Уголок тишины», где ребенок, слушая тихую приятную музыку, может побыть один, отдохнуть, рассмотреть иллюстрации к стихотворению, сказке, репетировать свою роль.

Имеются разные виды кукольного театра; пальчиковый, би-ба-бо, имеются шапочки-маски для игр драматизаций, чтобы ребенок мог сам выбирать по настроению и потребности. Материал периодически обновляется с учетом интересов разных детей. Был подобран материал как наглядный, так и дидактический для развития театрализованных игр (как режиссерских, так и игр-драмматизаций)

Раз в месяц мы смотрим кукольные спектакли взрослых артистов, которые приезжают к нам в детский сад и обсуждаем увиденное, проводим игры драматизации, готовим и разыгрываем разнообразные сказки и инсценировки, показываем их родителям и детям других групп «Репка»«Теремок»«Спор овощей»«Наши добрые соседи» (совместная театрализация детей и родителей) и др.

Детям очень нравится, когда читая или рассказывая сказку, я не просто показываю картинку, а представляю всю сказку на фланелеграфе. Наглядность сосредотачивает внимание, развивает зрительную память, логическое мышление. Дети сочувствуют, сопереживают персонажам и разыгрываемым событиям.

Большое внимание я уделяю развитию способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на его место в различных ситуациях

В своей работе я не ставила главной целью развитие актерского мастерства у своих детей, но для меня очень важно научить их сочувствовать и слышать чувства других детей, умение договариваться. Думаю, что мне это удалось.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса

всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду “на особинку”. Это тот вид деятельности, где игра воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. И в то же время дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность и пр.

     Выступления на сцене, перед аудиторией позволяют свободно держаться в повседневной жизни. На физкультурных занятиях учатся “прыгать как зайчики”, красться “как кошка за мышкой”. Прочитанные стихи Агнии Барто превращаются в игры-драматизации, где все дети-актеры. Дети с удовольствием изображают бычка, который идет по доске, а она “качается”. И старательно “боятся”: поджимают ручки, закрывают “от страха” глаза. В следующем этапе произносят текст с разной интонацией (грустно, весело, удивленно, злобно дети угадывают интонацию. Очень хорошо помогала инсценировка в режимных моментах в организационный момент занятия (приходит сказочный персонаж и что-то приносит., на занятие лепкой пришла Таня, у нее упал в речку мячик, как помочь ей? В группе оборудован уголок ряжения: различные головные уборы, юбки, фартуки, халаты, Дети с удовольствием разыгрывают небольшие этюды, сценки из знакомых сказок, изображают своих мам, пап, героев из мультфильмов, сказок.

Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных постановках сказок. Так мы подготовили театрализацию «Наши добрые соседи» по сказке «Кошкин дом». В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. В нашей группе сложилась традиция – устраивать театральный показ для родителей, на каждое родительское собрание я стараюсь и родителей вовлечь в театрализованную игру, что способствует их сплочению, раскрепощению, сближению. Родителям очень нравится, видят своих детей в другом образе, в другом характере. Они довольны, видя наш результат работы с детьми. Вот такие показательные выступления детей сильно сближает педагога с родителями, что немало важно в нашей работе. Родителей мы не только привлекаем к просмотру, но и к участию в театрализациях, изготовлению костюмов. Они шьют для своих детей не только костюмы, но и делают маски, атрибуты, декорации к сказкам. Мы очень благодарны своим родителям за помощь и понимание. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни ДОУ, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста от взрослых. Кроме того, в такой совместной деятельности можно лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, мечты, желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Выбор спектакля — серьезная задача. Конечно, в младшем дошкольном возрасте сказку, стихотворение или какой-то этюд выбирает воспитатель, но уже хорошо известные сказки, дети сами выбирают и играют в самостоятельной, творческой деятельности. Педагог прежде всего выбирает для малышей произведения с несложным и многоролевым сюжетом, где присуще элементарные действия и краткость фраз. Ели дети испытают какую-либо сложность, то пропадет интерес и ничего не получится. А с детьми старшего возраста можно и нужно выбирать вместе произведения, причем и обсуждать выбор ролей. Мы делаем так, чтобы ни один ребенок не остался в стороне от решения этой проблемы. Дети обсуждают количество ролей, назначают актеров, продумывают декорации, озвучивание. Здесь они учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей, удовлетворяют потребности в личностном общении со взрослыми: музыкальным руководителем, воспитателем. Педагоги стараются сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе. Воспитатели испытывают определенные трудности при организации театрализованной деятельности, в частности постановки спектакля, так как приходится заниматься индивидуально с каждым ребенком, продумывать режим детской деятельности, подбирать для каждого оптимальный вариант сложности.

Однако наш опыт свидетельствует, что занятия театром дают большой эффект в развитии интеллекта, в воспитании выдержки, внимания, памяти, чувства ответственности. Соблюдение принципа добровольного участия в спектакле позволяет стимулировать активность каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, потому что, если предлагаемое не нравится ребенку, не соответствует его внутренним возможностям, он имеет право не участвовать в самом спектакле. Но он не остается в стороне: постановка спектакля — дело многогранное. Для каждого найдется работа.

Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. Любая сюжетно-ролевая игра — это, по сути, спектакль, просто он проходит обыденно, не на показ, не для зрителей.

Я также используем прием олицетворения геометрических фигур, форм, которые приходят из страны Геометрии. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них, заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий. Кроме того, они реально видят, для чего нужно выполнить это задание и каков будет результат (например: подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и выручить белочку). Это помогает детям лучше понять, как можно использовать математические знания в жизни.

В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д. р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и не в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Мы также привлекаем и родителей к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему «Влияние хореографической деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка».

Влияние хореографической деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка....

«Влияние театрализованной деятельности на развитие музыкальных способностей детей».

Процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием детей....

«Влияние театрализованной деятельности на развитие музыкальных способностей детей».

Процесс театрализованной деятельности неразрывно связан с музыкальным развитием ребёнка....

"Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...

"Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста."

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отож...

Влияние театрализованной деятельности на формирование коммуникативных способностей дошкольников.

Статья посвящена проблемам формирования коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности...

Опыт работы "«Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников»

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учит...