Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Шурова Валентина Александровна
Рабочая программа
кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» 
на 2018 - 2019 учебный год
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

1.

Пояснительная записка…………………………………………………..

3

2.

Учебный план……………………………………………………………...

11

3.

Календарный учебный график…………………………………………..

12

4.

Содержание учебного плана……………………………………………...

16

5.

Методическое обеспечение программы………………………………...

25

6.

Список литературы………………………………………………………..

26

Пояснительная записка

         

 В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные  особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого ребенка  на выбор интересного занятия для самовыражения,  была создана программа дополнительного образования по художественному развитию «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования. Разработанная мной программа  составлена в соответствии с условиями модернизации современной системы  дошкольного образования, а также с учётом психологических  аспектов развития ребёнка дошкольного возраста.

         Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение родителей. Все занятия в разработанной мной программе  направлены  на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. А комплексное содержание программы обеспечивает целостность педагогического процесса  и охватывает  различные  стороны воспитания и развития ребёнка и представляет собой  обобщённый многолетний опыт работы по изодеятельности.

 

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.

         Разработанная программа развития творческих способностей  через обучения нетрадиционными техниками рисования рассчитана на один год обучения и представляет  собой обобщённый опыт работы по изобразительной деятельности в образовательной  области  «Художественное творчество» по нетрадиционным техникам рисования, для детей дошкольного  возраста.

Актуальность данной программы  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

        Художественно - творческая  деятельность – ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Программа воплощает  новый подход к художественно – творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.

 Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Практическая значимость программы

         Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

        Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

        Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

        Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути,  есть только свой собственный путь"

Педагогическая целесообразность

        Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

        Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

       Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :

       Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

       Программа знакомит ребёнка с многообразием нетрадиционных техник рисования и изоматериалов  опирается на принципы построения общей дидактики:

- Принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».

-Принцип развивающего характера художественного образования.

-Принцип  природосообразности: постановка задач художественно- творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей.

-Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

- Личностно-ориентированного подхода  к каждому ребёнку;

-Активности, контролируемости,  индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Развивать художественно –  творческие способности детей.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

-Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

 - Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;

-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию,  чувство композиции и колорита.

- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Отличительные  особенности  данной дополнительной образовательной программы от уже существующих .

       Все занятия в разработанной мной программе  направлены  на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования. 

      Во-первых, педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

      Во-вторых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

      В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике Искусства свою историю, хотя известны много лет.

      В-четвёртых, в  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

       Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

  

 Программа ориентирована на детей 4лет.

       Количество детей в группе 20человек.

       Срок реализации программы – 1 год.

     Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.

     Количество занятий в неделю 2, в месяц 7-9 занятий.  В год проводится 73 занятий. Длительность занятия : 30 мин.

     

В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

Направления работы:

1. Знакомство детей  с многообразием нетрадиционных техник рисования.

2. Самостоятельная продуктивная деятельность (Нетрадиционное рисование).

 Индивидуальная работа с детьми на занятиях по нетрадиционным техникам рисования  проводиться, для того чтобы:

- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и овладения им нетрадиционными техниками. Учитывая индивидуальные способности детей.

- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

- Спланировать работу, направленную на развитие художественно - творческих способностей.

      Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Содержание программы :

       Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей  используются  нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и тп.

Этапы работы:

         На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

         На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

      На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

        Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

        В программе используются различные методы и приемы:

 одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

 метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);

 эвристический (развитие находчивости и активности);

 частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

 сотворчество;

мотивационный (убеждение, поощрение);

жест руки.

Структура занятий программы :

 - Мотивация детей.

      Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. 

    Педагог  выступает  в  роли  Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Пальчиковая гимнастика.

      Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения

данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно использовать различные художественные и бросовые материалы для своего творчества.

Художественно-изобразительная  деятельность.

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает детей через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: нетрадиционном рисовании,  дизайн-творчестве.

 - Выставка - презентация  детских работ.

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

       Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным  техникам  рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий,  семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети)  и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

Условия реализации программы

      Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

- Наборов разнофактурной бумаги.

- Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового).

- Художественно-изобразительного материала.

-  Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.

- Образцов рисунков по различным  нетрадиционным техникам ;

-  Демонстрационного  наглядного  материала .

Ожидаемый результат:

-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности .

- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

- Развитие креативновности.

 Индивидуальный «почерк» детской продукции.

 Способность к активному усвоению художественного опыта.

 Развитие общей  ручной  умелости .

 -  Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

  - Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

 -  Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

 -  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Диагностика

      К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

       Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.  По желанию дети забирают  работы домой.

        Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.

 

Учебный план

Название раздела

Кол-во часов

теория

практика

Осенняя тематика (рисование пальчиком) «Любит осень детвора»

1 час

(30мин.)

8 часов

Осенняя тематика (рисование штампом, ладошкой, одноразовой вилочкой) «Здравствуй осень золотая»

2 часа

7 часов

Разносторонняя тематика (рисование ладошкой, тычками пушистой кисточкой, пальчиком) «Осень славная»

1 час

8 часов

Зимняя тематика (рисование тычками пушистой кисточкой, мятой бумагой, ладошкой, пальчиком, манной крупой) «Здравствуй гостья зима»

2 часа

6 часов

Зимняя тематика (рисование ладошкой, восковой свечой, пальчиком, тычком полусухой жесткой кистью) «Зима – пара чудес»

1 час

6часов

Разносторонняя тематика (рисование ладошкой, ватными палочками, печатание, пальчиком, кулачкой) «Зимние фантазии»

1час

7 часов

Весенняя тематика (рисование ладошкой, коктейльными трубочками, пальчиком, ватными палочками) «В гости к нам Весна пришла»

1 час

7 часов

Весенняя тематика (рисование ватными палочками, одноразовой вилочкой, отпечатыванием крышкой, пальчиком, кисточкой трафаретом) «Весенние этюды»

2 часа

7 часов

Разносторонняя тематика (рисование кисточкой, восковыми мелками, ватными палочками, по мокрому с отражением, пальчиком, монотопия) «Весенний серпантин»

1 час

6 часов

Календарный учебный график

Дата проведения занятия

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

04.09.2018

Знакомство с бумагой и карандашом

Беседа

1

06.09.2018

«Падают, падают листья»

Игровая

1

Выставка

11.09.2018

«Злая тучка»

Практическая

1

Выставка

13.09.2018

«Мой любимый дождик»

Игровая

1

Выставка

18.09.2018

«Украсим платочек»

Комбинированная

1

Выставка

20.09

«Ягодки красные и синие»

Практическая

1

Выставка

25.09.2018

«Разноцветные клубочки»

Игровая

1

27.09.2018

«Ветка винограда»

Комбинированная

1

Выставка

02.10.2018

«Веточка рябины»

Игровая

1

Выставка

04.10.2018

«Мухомор»

Беседа

1

09.10.2018

«Зернышки для птички»

Комбинированная

1

Выставка

11.10.2018

«Бусы для мамочки»

Практическая

1

Выставка

16.10.2018

«Птичка»

Игровая

1

Выставка

18.10.2018

«Осенние листочки»

Комбинированная

1

Выставка

23.10.2018

«Ежик»

Практическая

1

Выставка

25.10.2018

«По небу тучи бежали»

Комбинированная

1

Выставка

30.10.2018

«Светлячок»

Игровая

1

Выставка

01.11.2018

«Дружные ладошки»

Практическая

1

Выставка

06.11.2018

«Шубка для зайчика

Игровая

1

Выставка

08.11.2018

«Петушок»

Игровая

1

Выставка

13.11.2018

«Цыплята»

Игровая

1

Выставка

15.11.2018

«Золотая рыбка»

Игровая

1

Выставка

20.11.2018

«Рисуем что хотим»

Практическая

1

22.11.2018

«Веточка рябины»

Практическая

1

Выставка

27.11.2018

«Грибок»

Практическая

1

Выставка

29.11.2018

«Град, град»

Практическая

1

Выставка

04.12.2018

«Белый снег пушистый»

Практическая

1

Выставка

06.12.2018

«Заснеженные деревья»

Практическая

1

Выставка

11.12.2018

«Рябина для снегиря»

Практическая

1

Выставка

13.12.2018

«Елочка- красавица»

Практическая

1

Выставка

18.12.2018

«Елочная игрушка»

Практическая

1

Конкурс

20.12.2018

«Снег – снежок»

Игровая

1

Выставка

25.12.2018

«Снежинка»

Игровая

1

Выставка

27.12.2018

«Украсим новогоднюю елочку»

Комбинированная

1

Выставка

10.01.2019

«Снегирь и синичка»

Практическая

1

Выставка

15.01.2019

«Зимние фантазии»

Беседа

1

17.01.2019

«Рыбки в аквариуме»

Практическая

1

Выставка

22.01.2019

«Друзья для осьминожки»

Игровая

1

Выставка

24.01.2019

«Овечка»

Практическая

1

Выставка

29.01.2019

«Дружные снеговики»

Комбинированная

1

Выставка

31.01.2019

«Зимний пейзаж»

Комбинированная

1

Выставка

05.02.2019

«Кораблик для папы»

Практическая

1

Подарок

07.02.2019

«Петушок – золотой гребешок»

Практическая

1

Выставка

12.02.2019

«Мои рукавички»

Игровая

1

Выставка

14.02.2019

«Вот какие у нас сосульки»

Практическая

1

Выставка

19.02.2019

«Нарядные матрешки»

Комбинированная

1

Выставка

21.02.2019

«Ракета»

Практическая

1

Выставка

26.02.2019

«Автомобиль для папы»

Комбинированная

1

Выставка

28.02.2019

«Танк»

Практическая

1

Выставка

05.03.2019

«Тюльпан для мамы»

Практическая

1

Подарок

07.03.2019

«Чудесные цветочки»

Практическая

1

Выставка

12.03.2019

«Лебедь»

Игровая

1

Выставка

14.03.2019

«Смотрит солнышко в окошко»

Игровая

1

Выставка

19.03.2019

«Веточка мимозы»

Практическая

1

Выставка

21.03.2019

«Солнышко лучистое»

Игровая

1

Выставка

26.03.2019

«Цветные зонтики»

Комбинированная

1

Выставка

28.03.2019

«Жар – птица»

Комбинированная

1

Выставка

02.04.2019

«Весенний дождик»

Игровая

1

Выставка

04.04.2019

«Веселый ежик с яблоком»

Практическая

1

Выставка

09.04.2019

«Бусы для Танюши»

Практическая

1

Выставка

11.04.2019

«Шляпа фокусника»

Комбинированная

1

Выставка

16.04.2019

«На деревьях распускаются листочки»

Практическая

1

Выставка

18.04.2019

«Расписные ткани»

Комбинированная

1

Выставка

23.04.2019

«Весеннее небо»

Практическая

1

Выставка

25.04.2019

«Вкусное яблоко»

Практическая

1

Выставка

30.04.2019

«Букет к 9 мая»

Практическая

1

Выставка

07.05.2019

«Букет к 9 мая»

Практическая

1

Выставка

14.05.2019

«Праздничный салют»

Практическая

1

Выставка

16.05.2019

«Расцвели одуванчики»

Игровая

1

Выставка

21.05.2019

«Деревья смотрят в озеро»

Комбинированная

1

Выставка

23.05.2019

«Божья коровка»

Практическая

1

Выставка

28.05.2019

«Звездное небо»

Игровая

1

Выставка

30.05.2019

«Цветочная полянка»

Игровая

1

Конкурс

Содержание  учебного плана

       

       Сентябрь

       Занятие № 1. Беседа. «Знакомство с карандашами и бумагой».

 Дети на занятии  учатся правильно держать карандаш в руке, проводить прямые линии, выполнять движения по заданию, бережно относиться к материалам.

Занятие №2. Рисование пальчиками «Падают, падают листья». познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками", познакомить детей с красками; развивать чувство цвета и ритма.

Занятие №3. Рисование пальчиками «Злая тучка». Знакомство с нетрадиционным методом рисования (рисование пальцами); познакомить детей с краской синего цвета

Занятие №4. Рисование ватными палочками «Мой любимый дождик». Формировать познавательную активность детей; учить рисовать ватными палочками

Занятие №5. «Украсим платочек» Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиком. Учить располагать рисунок в пределах обозначенных границ.

Занятие №6. Рисование пальчиком «Ягодки красные и синие». На занятии дети продолжают учиться рисовать пальчиком.

Занятие №7. Рисование карандашами «Разноцветные клубочки».

  Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша от бумаги, закреплять умение правильно держать его, использовать в работе карандаши разного цвета.

Занятие №8. Рисование пальчиком «Ветка винограда». Развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук, закрепить рисование пальчиком.

Октябрь.

Занятие №9. Рисование пальчиками «Веточка винограда». Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Совершенствовать умение работать аккуратно.

Занятие №10. Рисование пальчиками и одноразовой вилочкой «Мухомор». Познакомить детей с техникой рисования пальчиками и одноразовыми вилочками; воспитание у детей интереса к природе; создавать условия для развития творческих способностей; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.

Занятие №11. Рисование ладошкой и ватными палочками «Зёрнышки для птички».  Учить детей ладошкой отображать образ птички, а ватными палочками дорисовывать корм птичке.                                                                              

Занятие №12. Рисование пальчиком «Бусы для мамочки». Дети продолжают рисовать пальчиком, учатся наносить рисунок по всей  поверхности бумаги, выполнять действия по инструкции воспитателя.

 

 Занятие №13. Рисование ладошкой «Птичка». Учить оставлять отпечаток своей ладошки без большого пальчика. Дорисовывать изображение.

       

Занятие №14 Рисование штампами из поролона: «Осенние листочки». Дети знакомятся с новой техникой рисования, учатся оставлять штампы из поролона на листочках.

Занятие №15. Рисование одно разовыми вилочками «Ёжик». Дети знакомятся с нетрадиционной изобразительной техникой рисования одноразовыми вилочками, учатся наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность ёжика..

Занятие №16. Рисование кисточкой «По небу тучи бежали». Рисование ватными палочками. Закрепить умение рисовать прямые вертикальные линии- рисовать дождик.

                                                                                                                               

Занятие №17 « Светлячок». Познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой или жёлтой краской на бумаге чёрного цвета Развивать воображение.

         

Ноябрь.

Занятие №18 «Дружные ладошки». Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать оттиск. Разгибать умение складывать лист пополам по намеченному сгибу.

Занятие №19. «Шубка для зайчика». Рисование методом тычка жёсткой кисти. Закрепить умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете.

Занятие №20. «Петушок». Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя разные элементы украшения, развивать мелкую моторику рук.

Занятие №21»Цыплята».Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать  недостающие детали у цыплят. Развивать мелкую моторику рук.

 

Занятие№22 «Золотая рыбка».  Печать ладошками. Воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли).    

Занятие №23. «Рисуем что хотим». Развивать самостоятельность в выборе темы, способа и объекта изображения.

Занятие №24. «Веточка рябины». Рисование пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах природы в изобразительной деятельности.

Занятие№25. «Грибок». Формировать умение изображать грибы с помощью трафарета методом печатанья. Закреплять навыки рисования вертикальных мазков для изображения травы. Воспитывать любознательность, интерес к рисованию , развивать мелкую моторику.

Занятие №26. «Град, град». Рисование ватными палочками. Учить детей изображать тучу и град ватными палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен( пятнышки на туче- близко друг к другу, град на небе- более редко, с просветами).

 Декабрь.

Занятие №27. « Белый снег пушистый». Познакомить с новой техникой –рисование манной крупой. Воспитывать аккуратность в работе.

Занятие №28 « Заснеженные деревья». Учить отпечатком ладошки рисовать крону дерева, из газеты скатывать жгут и отпечатывать ствол и ветки дерева. Воспитывать аккуратность в работе.

Занятие №29 « Рябина для снегиря». Продолжать учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать недостающие детали у снегиря, пальчиками рисовать ягодки рябины. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Занятие №30.  «Ёлочка- красавица».         

 Рисование пальчиками и полусухой жёсткой кистью .Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Занятие №31. «Ёлочная игрушка». Продолжать знакомить детей нетрадиционной техникой рисования- рисование крупами., Учить создавать изображение с помощью крупы, побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.

Занятие №32. «Снег- снежок». Рисование пенопластом ( по клею).Познакомить с техникой изображения путём хаотичного наклеивания. Воспитывать терпение, умение договариваться, работать в коллективе.

Занятие № 33 «Снежинка». Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- рисование крупами, учить создавать изображение с помощью крупы, побуждать использовать нетрадиционные техники рисования для развития детского творчества.

Занятие № 34 «Украсим новогоднюю ёлочку». Рисование игрушек с помощью трафарета и штампов, уточнять и закреплять знание цветов и форм, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать творческую активность, цветное восприятие.

Январь.

Занятие №35. «Снегирь и синичка». Рисование ладошкой. Развивать восприятие, воображение и память, воспитывать бережное отношение к птицам.

Занятие №36. « Зимние фантазии» .Рисование восковой свечой. Развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность, развивать умение замечать красоту природы.

Занятие №37. « Рыбки в аквариуме». Рисование ладошкой. Упражнять детей в технике работы с гуашью, продолжать учить рисовать нестандартной техникой, развивать эстетическое восприятие.

Занятие №38. «Друзья для осминожки». Рисование ладошкой. Познакомить детей с обитателями подводного мира, Превратить рисование в игру и зарядить детей положительными эмоциями. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.          

Занятие№39. «Овечка». Рисование пальчиком. Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения. Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями.

Занятие №40. «Дружные снеговики». Рисование ладошками. Закрепить умение наносить краску на ладошку и делать чёткий отпечаток. Стимулировать желание довести рисунок до конца, Развивать фантазию , воображение, речь.

Занятие№41. «Зимний пейзаж». Кляксография, выдувание. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа, продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Февраль.

Занятие №42. « Кораблик для папы». Рисование ладошкой. Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков, развивать воображение, самостоятельность, закреплять знание основных цветов, развивать эмоциональность- умение радоваться результату.

Занятие №43. «Петушок золотой гребешок». Рисование ладошкой. Развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.

Занятие №44. «Мои рукавички».  Оттиск пробкой, рисование пальчиками. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. 

Занятие №45. « Вот какие у нас сосульки». Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью гуашевыми красками. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природе, вызывать желание передавать свои впечатления .

             

Занятие№46. «Нарядные матрёшки». Печатания. Закреплять умение украшать простые по форме предметы. Воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.          

Занятие№47. «Ракета». Рисование ладошками. Учить дорисовывать недостающие предметы, воспитывать аккуратность в работе.

Занятие№48. «Автомобиль для папы». Рисование Ватными палочками. Вызвать интерес к подарку для папы.

Занятие№49. «Танк». Рисуем кулачком. Учить детей изображать рисунок отпечатыванием кулачка, учить дорисовывать недостающие детали танка, развитие мелкой моторики

 Март.

Занятие №50. «Тюльпаны для мамы». Рисование манной крупой. Изготовление открытки в технике рисования манной крупой, развивать творческое воображение. Фантазию, аккуратность, продолжать учить работать с клеем, с манной крупой.

.

Занятие №51. «Чудесные цветочки». Рисование коктейльными трубочками. Познакомить детей с рисованием –коктейльными трубочками, развивать образное мышление, воображение, интерес к творческой работе.

 

Занятие №52. «Лебедь». Рисование ладошкой. Закреплять приём рисования ладошкой, развивать самостоятельность, воображение, творческую активность у дошкольников, воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

                                                                                                                               

Занятие №53. «Смотрит солнышко в окошко». Рисование пальчиками. Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца, научить создавать образ солнца с помощью рисования пальчиком, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.             

Занятие№54. «Веточка мимозы». Рисование ватными палочками. Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности, закреплять знания и представления о цвете- жёлтый, форме- круглый.

Занятие№55. «Солнышко лучистое». Рисование ладошками. Добавлять детали (глаза, нос, щечки. рот), изображать лучики солнышка, развивать наглядно-образное мышление, чувство цвета, формы.

Занятие№56. «Цветные зонтики». Рисование ватными палочками. Учить рисовать узор на полукруге, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.             

Занятие№57. «Жар-птица». Рисование пальчиками (коллективная работа) .Вызвать яркий эмоциональный отклик. развивать образное мышление, воображение, интерес к творческой работе.

Апрель.

Занятие№58.   «Весенний дождик». Рисование ватными палочками. Формировать познавательную активность детей. Развивать фантазию, воображение, речь.

Занятие№59. «Весёлый ёжик с яблоком». Рисование одноразовыми вилочками. Учить дополнять изображение деталями. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость.

Занятие №60. «Бусы для Танюши». Рисование пальчиком. Учить рисовать точки (бусинки) друг за другом на ниточке, используя яркие краски, создать радостное настроение.

Занятие №61. «Шляпа фокусника». Рисование кисточкой. Учить детей рисовать фантазийные образы. (коллективная работа).

Занятие №62. «На деревьях распускаются листочки». Рисование ватными палочками. Учить детей рисовать листочки, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе.

         

 Занятие№63 «Расписные ткани». Рисуем трафаретом-учить детей рисовать по замыслу, развивать эмоциональность- умение радоваться результату, развивать моторику рук,

Занятие№64. «Весеннее небо». Рисуем кисточкой и красками. Учить детей изображать рисунок, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.           

Занятие№65. «Вкусное яблоко». Рисуем трафаретом (половинкой яблока), учить детей работать с трафаретом, воспитывать аккуратность, уверенность в себе. Развивать мелкую моторику рук.          

Занятие№66. «Букет к 9 мая». Рисование кисточкой и красками. Учить детей составлять букет из разных цветов, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе.

Май

Занятие№67 «Букет е 9 мая» (продолжение). Рисование кисточкой и красками. Учить детей составлять букет из разных цветов, умение размещать свою композицию на листе, аккуратность и старание в работе. Учить детей рассматривать рисунки, упражнять в выборе понравившихся рисунков.

Занятие№68. «Праздничный салют». Рисование восковыми карандашами. Учить детей передавать впечатление о праздничном салюте, рисовать различные виды салюта, восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в чёрном небе, воспитывать аккуратность, зрительную память, и зрительное внимание.

Занятие№69. «Расцвели одуванчики». Метод тычка. Закрепить умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах.

Занятие №70. «Деревья смотрят в озеро». Рисование по мокрому с отражением. Учить детей изображать рисунок, развивать моторику рук, чувство цвета, аккуратность и старание в работе.           

Занятие №71. «Божья коровка». Рисование кисточкой и ватными палочками. Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых, Показать возможность создания композиции на основе зелёного листочка, Вырезанного воспитателем из бумаги. Развивать чувство формы и цвета.

Занятие №72. «Звездное небо». Печать поролоном по трафарету, набрызг. Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Занятие №73. «Цветочная поляна». Техника рисования монотопия. Учить рисовать цветочную полянку на полиэтиленовом пакете, затем отпечатывать рисунок на лист бумаги, воспитывать аккуратность в работе. «Конкурс рисунков детей. Дети учатся рассматривать рисунки, упражняются в выборе понравившихся рисунков.    

Методическое обеспечение программы:

«Цветные ладошки»

 

Методическая литература:

  • Программой  художественно-эстетического развития дошкольников «Цвет творчества» Н.В.Дубровской. СПб.: Детство-Пресс, 2010;
  • Ирина Лыкова. Серия Мастерилка. Издательство: Мир книги. 2008;
  • И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009;
  • Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные    техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.;

Картотеки:

  • Картотека пальчиковых игр;
  • Картотека дидактических игр по ИЗО;
  • Наглядные материалы по ИЗО.

                                               

                                                                                             

                     Список литературы.

  1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
  2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: Карапуз – дидактика. Москва 2007, ТЦ Сфера
  3. Т.В. Королева Занятия по рисованию с детьми ТЦ Сфера Москва 2010г.
  4. Т.С. Комарова Развитие художественных способностей дошкольников Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014г.
  5. Т.Н. Доронова Природа, Искусство и изобразительная деятельность детей Москва «Просвещение»
  6. Г.И. Винникова. Занятия с детьми ТЦ Сфера. 2009г.
  7. Д.Н. Колдина. Рисование с детьми. Мозаика – Синтез. 2015г.
  8. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М., 2012г.
  9. А.А. Фатеева Академия развития 2006. «Рисуем без кисточки»
  10.  Н.В. Дубровская «детство – пресс»2004г. «Яркие ладошки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в нетрадиционной технике рисования в первой младшей группе "Весёлые ладошки".

Знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования-"рисование ладошками"....

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Цветные ладошки»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность дет...

Проект по освоению нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе « Цветные ладошки »

Тема проекта: «Цветные ладошки» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020г. – май 2021г.). Тип проекта: творческий, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитате...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы  «Волшебные пальчики»...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы  «Волшебные пальчики»...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики»

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы  «Волшебные пальчики»...