Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»
консультация

Рекомендации: "Развитие познавательного интереса ребёнка через использование ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_ispolzovanie_ikt.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»

Если сегодня будем учить так,

как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Ребенок быстрее, легче  запоминает  и воспроизводит интересный материал. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями. Информационно-коммуникативные технологии дают нам новые возможности. Наших воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Советуем для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни проводить с детьми наряду с чтением произведений, различными играми, осуществлять совместные просмотры детских познавательных программ, мультфильмов, играть в познавательные компьютерные игры.

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх,  которые выполнены в виде перезентаций в программе Microsoft PowerPoint:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
  • игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие компьютерные программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Мультимедийные  презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Для расширения знаний у дошкольников отлично зарекомендовали себя электронные энциклопедии, кроссворды, видео – и аудио записи, мультимедийные экскурсии, которые позволяют привлечь и сконцентрировать внимание детей, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, что позволяет повысить познавательный интерес и более реалистичное представление воспитанников об объекте.    

Несмотря на широкий спектр достоинств, применения информационно-коммуникационных технологий, следует понимать, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения в полной мере, его функционал ограничен всего лишь дополняющей функцией. Использование ИКТ детьми в образовательном процессе подразумевает контроль, объяснения со стороны взрослого, принципов и задач его использования - важно в полной мере определить границы допустимого применения информационных технологий.  Следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Включая телевизор или компьютер, читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему просмотренное, прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным и т.д.

Кроме того, применение возможностей средств ИКТ должно исходить из принципов безопасности и сохранения физического и эмоционального здоровья ребенка. Остаётся актуальным вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени (15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день), но непроизвольное внимание у детей очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок двигается 70-80% времени бодрствования. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза!

Применение информационно - коммуникационных технологий позволяет разнообразить образовательную деятельность, повысить интерес ребенка к материалу, помочь ему фокусировать внимание, стимулировать интерес к познавательной деятельности. Но компьютерные технологии должны органично встраиваться в нашу жизнь, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми и  познания мира через непосредственный контакт с окружающим,  а лишь помогая решать поставленные образовательные  задачи.

Методическое обеспечение:

  1. Данилина В. В., Янкина Н. Н. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 31-34. - URL https://moluch.ru/archive/116/31986/ (дата обращения: 13.04.2019);
  2. Программа Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».

Использование в работе новых компьютерных технологий имеет преимущества перед традиционным ведением ОД:- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;- иллюстраци...

Презентация из опыта работы на тему:«Развитие познавательного интереса детей через использование экспериментальной деятельности»

В презентации представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....