Мастеркласс для родителей
план-конспект занятия (средняя группа)

Будаева Надежда Владимировна

изготовление лоскутной куклы "Куколка - колокольчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_dlya_roditeley_kukolka_-_kolokolchik.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №44»

Мастер-класс по изготовлению лоскутной народной куклы

«Куколка – колокольчик»  для родителей группы среднего дошкольного возраста №16 «Звездочка»

   Воспитатели: Будаева Н.В.

Тайбасарова А.М.

Омск 2019

Мастер-класс для родителей по изготовлению тряпичной куклы «Куколка - колокольчик»

Цель:

Взаимодействовать с родителями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Задачи:

- Продолжать знакомить родителей с художественным творчеством и духовным наследием русского народа через приобщение к созданию тряпичных кукол.

- Обучить приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы.

- Пробудить у родителей интерес к русской народной культуре.

- Познакомить с русскими традициями.

- Научить изготовлять лоскутную куклу «Куколка - колокольчик».

Материалы и оборудование:

1. Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см.

2. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.

3. Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.

4. Нитки для обвязывания.

5. Вата, ветошь или синтепон для головки.

6. Схема изготовления куклы – колокольчик;

Вступительное слово педагога:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Здравствуйте уважаемые родители!

Скажите, пожалуйста, какой ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста? (игра)

К сожалению, современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условия для развития, перестают играть.

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилась сама детская игра, она стала агрессивной, не весёлой, дети не умеют играть и конечно мы, взрослые, родители и педагоги должны помочь им.

Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, я считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. В последнее время народная кукла, как и народное творчество в целом, становится все более популярной. Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. И это неудивительно. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России.

С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия.

Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка. Вы увидите, с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением», он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил.

Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.

Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.

Тряпичные обереги сопровождали человека от рождения и до конца своих дней, они играли огромную роль в жизни человека, их использовали как обереги, для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода. С ними встречали гостей, их дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал!». Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол.

Поэтому можно сказать, что в куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Сегодня я хочу рассказать вам историю тряпичной куклы, вспомнить славянские обряды и своими руками сделать народную тряпичную куклу.

Тряпичные куклы это: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса, безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Согласно народным традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя пользоваться иглой и ножницами. В наряде куклы всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Важной деталью куклы была грудь - напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства.

Само изготовление куклы несет в себе целительское воздействие – помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты.

Сегодня, я предлагаю вам, смастерить куклу – КОЛОКОЛЬЧИК.

Ход работы:

1. Берём синтепон (вату или ветошь) и скатываем в шарик.

2. Этот шарик из синтепона кладём в центр большого круга и обвязываем его.

3. Получилась первая (самая нижняя) юбочка.

4. Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбчонка получилась.

5. В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.

6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

7. Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

8. Для того чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.

19. Надеваем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы.

10. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.

11. Если Вы хотите сделать куколку на подвеске, то после того, как Вы надели куколке первую юбочку, внизу головки можно закрепить нитками небольшую тонкую веточку примерно 15 см – это ручки. Потом белым лоскутом веточка закроется, сформировав крепкие ручки, на которых и будет держаться куколка. Теперь привязываем к ним яркий шнурок.

Итог:

Педагог: мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Уже упоминалось о том, что эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

Я желаю Вам всего хорошего!

Надеюсь, что наш мастер-класс вам понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Мастеркласс для родителей

Мастеркласс для родителей группы среднего дошкольного возраста...

Мастеркласс для родителей

Украшаем яичко к празднику....

Мастеркласс для родителей "Экспериментируем дома"

Практический материал для работы с родителями по образовательной области "Познавательное развитие" Цель:познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его знач...

Мастеркласс для родителей и педагогов на тему создания театральной игрушки

Данный материал подготовлен для воспитателей в работе с родителями или коллегами по работе...

Мастеркласс для родителей внимание. память. мышление

мастеркласс для родителей внимание. память. мышление...