Обмен опытом «Роль подвижных игр в физическом развитие детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Шевчук Татьяна Сергеевна

В раннем возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка.  Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_opytom.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом «Роль подвижных  игр в физическом развитие детей раннего возраста»

В раннем возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка.  Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

 Дети 2-3 лет чрезвычайно активны. Свою активность они проявляют в многократно повторяющихся движениях: перебегают с одного места на другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, возят автомобили, каталки, вертушки, бросают и катают мячи, догоняют их и т.д.

Самостоятельная двигательная деятельность является важным условием общего развития ребенка, поэтому в нашей группе, я  создаю благоприятные условия для организации двигательной активности детей. Мебель и оборудование размещены таким образом, чтобы была достаточная площадка для бега, игр с мячами и других движений.

Дети обеспечены в достаточном количестве игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность.

Весьма существенное место в системе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста занимают подвижные игры. Для них подвижные игры являются жизненной потребностью. С помощью игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формированию нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Наиболее приемлемы для малышей игровые упражнения, основанные на выполнение конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях я подбираю с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей.  Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал стараюсь распределить в  определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу беру тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей раннего дошкольного возраста.

При планирование игр я учитываю, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период. Провожу такие игры, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», они помогают научить детей координации движений. Учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнение «Спрыгни на дорожку», затем повторяли эти движения в подвижной игре «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».

При обучение действий с мячом игровые упражнения я проводила с целью привить детям определенной непринужденности в движениях с мячом. Учу прокатывать мяч друг к другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью использую такие игровые упражнения, как «Прокати мяч», «Сбей кеглю», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и другие.

Детям раннего  возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С моей помощью он овладевает новыми, более сложными движениями.

В раннем возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств.  Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большой скоростью, чтобы догнать кого-то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманными, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезать под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.  

Таким образом, для детей на третьем году жизни подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются  элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колоне, в кругу, не мешая  другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т.п.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. В игре же подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Большое место в работе с малышами занимают сюжетные подвижные игры. Благодаря многообразию их содержания  они помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами, о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Я рассказываю, объясняю детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии  с указаниями.

Очень важна роль подвижных игр в увеличение двигательной активности детей в течение дня. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательных систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. При подборе игр я учитываю предшествующую организованно-образовательную деятельность. Так, после художественного творчества (рисования, лепке), коммуникаций провожу игру с более активными действиями. Не исключаю подвижные игры и в дни, когда есть музыкальная и физкультурная деятельность. В такие дни подбираю подвижные игры с менее активными действиями и провожу их не в начале, а в середине прогулки.

  При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умение действовать в коллективе сверстников, развитие  их речи и обогащение словаря-вот те основные воспитательные задачи, которые я стараюсь осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Диагностика нервно – психического развития детей раннего возраста».

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят и...

«Роль игры в физическом развитии детей дошкольного возраста»

Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) деятельности дошкольников....

Из опыта работы на тему: «Физическое развитие детей раннего возраста»

Презентация на тему: «Физическое развитие детей раннего возраста»...

Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников

Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников...