Статья "Развитие зрительной системы детей раннего возраста"
статья

Долгих Алла Михайловна

Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_zritelnoy_sistemy_detey_rannego_vozrasta.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительной системы детей раннего возраста.

  Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований. Можно выделить две основные функции зрительной системы: зрительное восприятие и зрительную память.

Зрительное восприятие

Закрывая и открывая глаза, мы ощущаем, что такое зрительное восприятие – непрерывный поток информации, исчезающий с опусканием век. Нормально работающий механизм зрительного восприятия позволяет нам автоматически чётко видеть предметы окружающего мира цветными и объёмными, оценивать направление и скорость их перемещения, обходить препятствия.    В возрасте 2-3 лет у ребёнка активно развивается восприятие. Этот процесс происходит под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Восприятие ребёнка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Малыш может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или иного доступного ему действия.   В других же случаях его восприятие может оказаться весьма расплывчатым, неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребёнок накапливает запас представлений об их свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.                                                  Однако, если предметы просто находятся перед его глазами, но ему не надо специально выяснять их форму, цвет и другие свойства, чёткие представления не сформируются. Этого можно достичь только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими тем или иным свойством.                      Таким образом, для обогащения ребёнка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей. Не нужно ограничиваться в занятиях с малышом 2-3 фигурами и 3-4 цветами – ребёнок третьего года жизни вполне может усвоить представление о 5-6 фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и всех цветах. В возрасте 3-4 лет дети учатся узнавать цвета, запоминать их названия, различать их оттенки.                                                          Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребёнок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомиться со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда он становиться старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становиться внутренним, в основном только в сознании ребёнка, в результате превращаясь в умственное действие.                                                                                                                                                              Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго останется поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными  видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).                                                       На первых порах, решая даже самую простую задачу, ребёнок не учитывает свойств предметов. Если показать ребёнку, как поставить красный кубик на  жёлтый, он, подражая действиям взрослого, не обратит внимания на цвет.  Это происходит не потому что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки в них.  

Зрительная память.

Зрительная память позволяет представлять виденные ранее объекты и события при их отсутствии перед человеком в настоящий момент. Сохраненные образы предметов или событий могут быть использованы в самых различных целях: для сравнения их с новыми впечатлениями (узнавание), для группировки их в классы («люди», «деревья» и т.п.) при помощи названий, для мысленного конструирования, для фантазирования во сне и наяву и т.д.

Для развития зрительной памяти необходимо созревание специальных отделов головного мозга, своеобразной «видеотеки». Сам же процесс запоминания определяется качеством реального зрения, вниманием и эмоциональным состоянием в момент получения зрительной информации. Чёткость и прочность сформированных представлений уменьшаются, если они остаются невостребованными, и, наоборот, усиливаются, когда извлекаются из памяти. На прочность запоминания влияет и связь с другими впечатлениями, например слуховыми и т.д.

К году ребёнок уже умеет отличать «своих» от «чужих» и не только запоминает выражение лица взрослого, но и меняет свою  мимику в зависимости от изменения его мимики, понимает 2-3 жеста («до свидания», нельзя» и т.д.). А к 3-м годам ребёнок может узнавать свои вещи, одежду, подбирать предмет к его изображению и т.д.

Игры на развитие зрительной системы      

Какой мяч больше?

Цель игры: объяснить и продемонстрировать разницу между большим и маленьким мячами.                                          Необходимый материал:  большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.  

Ход игры                                                                                                 Взрослый стоит на расстоянии 3-5 м от ребёнка и просит принести ему самый большой мяч. Ребёнок выбирает мяч и подаёт его взрослому. Если он не ошибся и принёс самый большой мяч, то его хвалят. Если ребёнок приносит маленький мяч, взрослый даёт ему подержать большой и маленький мячи, объясняя разницу. Рукой ребёнка взрослый обводит по окружности большого и маленького мячей, проговаривая при этом, большой это или маленький мяч. Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребёнка просят принести уже самый маленький мяч.

Круг, квадрат  

Цель игры: обучение чередовать предметы по форме.           Необходимый материал:  по 5 картонных кругов и квадратов одного цвета.                                                                                                       Ход игры                                                                                                      Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигуры:                                                                                                                                           - Вот такая – это квадрат и такая – это круг.                                       Показав квадраты, взрослый кладёт их в одну сторону, а остальные фигуры (круги) – в другую. Затем взрослый спрашивает у ребёнка:   - Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы её положили?             Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем он предлагает ребёнку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает, в какой стороне лежат квадраты, в какой – круги, и предлагает ребёнку из общего материала выбрать любую фигуру и положить её к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребёнка положить свою фигуру на другую.

Поручения

Цели игры: обучение ребёнка различать и называть игрушки, а также определять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия; совершенствование понимания речи.     Необходимый материал:  большая и маленькая собачки (или медвежата разного размера), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрёшка.

Ход игры                                                                                                     Взрослый показывает ребёнку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета и размера. Затем даёт ребёнку следующие задания:                                                                                - Большую собаку напои чаем из большой чашки. (Если ребёнок ошибается, собачка «рычит» или «отворачивается», показывая своё неудовольствие; так же при ошибках ведут себя другие игрушки.)      - Поставь матрёшку рядом с красным мячиком.                                        - Маленькой собачке подари синий мячик.                                                           - Попляши вместе с куклой.                                                                                   - Большую собачку посади рядом с маленькой.                                      В конце занятия взрослый просит ребёнка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребёнка:                                                                                                - Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?                  Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов «посадить», «поставить», «положить».

Найди палочку

   Цели игры: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырёх возможных; закрепить умение группировать предметы по цвету; ознакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.                                     Необходимый материал: палочки восьми цветов – красного, оранжевого,  желтого,  зелёного,  синего, фиолетового, чёрного и белого. (Вместо  палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги.)

Ход игры                                                                                                  Ребёнку предлагают произвольно перемешать палочки четырёх цветов, взять себе палочку любого цвета и найти ещё такую же. Выбрав палочку, он должен найти все оставшиеся такого же цвета.  После выполнения задания ребёнку предлагают сортировать точно так же палочки других цветов.                                                     Особенность этой игры в том, что ребёнок выбирает палочки того цвета, который ему больше нравиться. Если ребёнок увлёкся этой игрой, можно предложить ему выбрать другие цветовые сочетания. В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, синие, фиолетовые, чёрные и белые. Ребёнок видит гармоничное сочетание цветов и размещает свои палочки так, как расположены цвета радуги.

Помоги матрёшке найти свои игрушки

     Цель игры: закрепление у ребёнка умения группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.                                  

      Необходимый материал: рисунок с матрёшками, бусины и палочки разных цветов.

      Ход  игры                                                                                        Взрослый поочерёдно, в соответствии с последовательностью цветовых тонов спектра, показывает ребёнку матрёшек, одетых в платья разных цветов (красное, оранжевое, жёлтое, зелёное, голубое, синее, фиолетовое). Вместе с ребёнком он любуется красивыми платьями матрёшек. Чёрную и белую матрёшек рекомендуется рассматривать после цветных.                          Взрослый поясняет ребёнку, что у каждой матрёшки красивое платье, и, когда они вместе, кажется, будто светит яркое солнышко и сияет радуга.                                                                                                Затем взрослый рассказывает, что у каждой матрёшки есть свои игрушки: мячики (бусинки) и палочки, но они все перепутались, и надо помочь матрёшкам их разобрать.                                            Взрослый показывает одну из матрёшек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье. После того как ребёнок выберет все бусины такого же цвета, ка у неё платье. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрёшкой, ему предлагается выбрать палочки.                                                                                В ходе игры взрослый следит за тем, чтобы ребёнок не торопился, не хватал руками все игрушки подряд, а сначала внимательно посмотрел на них, нашёл глазами нужную и только потом брал её. В конце занятия взрослый ещё раз называет цвета матрёшек, бус и палочек.                                                                                                   Бусинки и палочки можно заменить мозаикой, колечками от пирамидки, карандашами, фигурками из цветной бумаги и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительных функций у детей раннего возраста.

Развитие зрительных функций у детей раннего возраста....

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ детей раннего возраста. Консультация и картотека игр.

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. КАРТОТЕКА ИГР»

Зрение – одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информ...

Развитие зрительного восприятия детей раннего возраста

В презентации раскрываются особенности зрительного восприятия детей раннего возраста...

игры для формирования опорно-двигательной системы детей раннего возраста

Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Воспитатель рассказывает, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важн...