Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста» для воспитателей групп раннего возраста ДОУ п. Чернянка
материал (младшая группа) по теме

Волошина Галина Михайловна

Развитие  зрительного  и  обонятельного  анализаторов  у  детей  раннего  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_voloshina.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс

 по  проблеме: «Развитие  зрительного  и  обонятельного  анализаторов  у  детей  раннего  возраста»  для  воспитателей   групп  раннего  возраста ДОУ п.  Чернянка

воспитатель   МАДОУ «Солнышко» Волошина  Г.М.

Цель: Повышение  уровня  педагогической  компетенции  по  вопросу сенсорного  развития  детей  раннего  возраста.

Задачи:

1.  Методы    и   приемы   различных  видов  восприятия.

2.   Ознакомление с методикой  развития  осязания.

3.Познакомить  педагогов   с  обучающими  пособиями.

4. Вовлечь   педагогов  в  игровое  общение.

        Уважаемые  коллеги,  для  развития различных видов восприятия  в   раннем детстве, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим является восприятие предметов. Только действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов.

        Своевременное сенсорное воспитание на раннем возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной ориентировки в окружении, эмоциональной отзывчивости, полноценного развития ребенка. Основная задача — формирование различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного, обоняния) как начальной ступени познания окружающей действительности.

        С момента рождения ребенок начинает накапливать своеобразный «звуковой» словарь: запоминает звуки окружающей среды и учится соотносить их с предметами или живыми существами, которые их издают.

Сейчас  хочу  представить  Вам   методику расширения представлений о материалах и предметах имеющих различную поверхность т.е .

Развитие осязания (стимуляция тактильных ощущений)

        Итак,

        1. Гладкий — шершавый. Научите ребенка различать материалы с противоположными характеристиками  ( гладкая дощечка и наждачная бумага зеркало и ковровое покрытие)

        Мягкий — твердый (камешек перышко, подушка и стол). Старайтесь закрепить понятие с помощью большого количества примеров (во время режимных моментов, на прогулке, в группе показывайте и позволяйте ребенку потрогать новые для него поверхности предметов: гладкий желудь, шероховатую шишку или кору дерева, рыхлую землю, твердый асфальт).

        2.Знакомьте ребенка с разными тканями. Сложите в коробочку лоскутки шелка, меха, бархата, фланели. Доставая лоскутки по одному, предоставьте ребенку возможность ощупывать, мять их.

        Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.

        Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов.
        Осязание в чистом виде дает лишь частичную информацию об окружающем мире и встречается редко — в случае, если человек находится в полной темноте и тишине, либо у него проблемы со зрением и слухом. В обычных случаях осязание является источником дополнительной информации к той, что получена  посредством зрения и слуха.

        При помощи  осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др.

        в ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:

  1. развитие хватания
  2. обучение целенаправленному ощупыванию
  3. развитие чувствительности пальцев рук
  4. знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами

        Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.

        Представленные ниже игры не требуют много времени, их рекомендуется проводить во время прогулки, режимных моментов,  НОД, совместной  деятельности  детей  и  взрослых.

Уважаемые  коллеги,  вашему  вниманию  представляю  Обучающие пособия,  которые  помогут   Вам развивать  зрительные  и  обонятельные  анализаторы.

Итак:

«Волшебный мешочек». Сшейте из цветной ткани небольшой мешочек и положите в него уже знакомые предметы: шишку, перышко, ватный шарик, меховой помпон, камешек. Попросите ребенка засунуть руку в мешочек, взять один предмет и, не вытаскивая руки из мешочка, определить на ощупь, что это такое.

«Пальчиковый бассейн». Возьмите любую крупу (рис, гречку) и насыпьте ее в большую емкость, спрячьте в крупе игрушку и попросите ребенка ее найти. Вместо крупы можно использовать песок, пробки.

Обтяните несколько кубиков разными материалами — фольгой, искусственным мехом, бархатом, наждачной бумагой, научите ребенка строить из них башню или поезд. Спрашивайте у ребенка,  какой кубик он держит в руках, какой он на ощупь.

Рисование на крупе, песке. На яркий пластмассовый поднос ровным слоем насыпьте легкую крупу: манку, пшено. Научите ребенка рисовать по поверхности подноса.

   Важное   значение   имеет стимуляция обоняния.

        Запахи несут для ребенка дополнительную информацию об окружающем мире. Через характеристику того или иного запаха развивается речь, обогащается новыми понятиями, словами: сладкий, острый, тонкий, терпкий, неприятный. «Память» запахов оказывается важной для человека: ведь многие воспоминания о детстве связаны именно со знакомыми с той поры запахами.

Как развивать восприятие запахов

В  этом  вам  поможет таблица,  давайте  ее  рассмотрим

Место проведения

Формы проведения

Методы и приемы

Пособия и материалы

На прогулке

Экскурсии по территории ДОУ: в гости к березке, яблоньке, цветочкам. Игра «Угадай-ка»

Наблюдение, знакомство с запахами растений и цветов, объектов природы

Трава, цветы, деревья, листья, снег

В игровой комнате

Игры-занятия: знакомство с овощами, фруктами, ягодами. «Отгадай по запаху», «Найди баночки с одинаковым запахом»

Знакомство с запахом и вкусом овощей, фруктов и ягод. Используются наглядные, практические методы и приемы.

Пластмассовые коробочки(баночки) с кусочками овощей (огурец, лук, чеснок) фруктов(яблоко, апельсин) ягод(земляника).

Набор из пар баночек с одинаковым запахом, на дне которых приклеены кружки (треугольники, квадраты) одного цвета

Вашему  вниманию  предлагаю  следующие  игры:

 «Круглое и квадратное»

Цель: развивать осязание, учить ощупывать предметы

Материалы: коробка с круглыми отверстиями для рук, кубики и шарики.

 «Угадай, что в ящике»

Цель: Развивать осязание, учить ощупывать предметы

Материалы: Коробка с круглыми отверстиями для рук, игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов

 «Переливание воды»

Цель: Развивать осязание, знакомить со свойствами жидкости

Материалы: Лейка,  воронка,  емкости разного объема ( банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.

 «Ледяное царство»

Цель: Развивать осязание, знакомить со свойствами льда.

Материалы: лед в кубиках, стакан.

 «Прячем руки»

Цель: развивать осязание, знакомить со свойствами различных круп.

Материалы:  крупы и  бобовые  (гречка, рис, горох и др.),  миска,  совок, маленькая  игрушка.

 «Помяли, пощипали»

Цель: Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами

Материалы: Тесто, пластилин, глина

 «Горячо-холодно»

Цель: Развивать осязание.

Материалы: Вода разной температуры, ведерки или миски.

Уважаемые  коллеги,  сейчас  назовите  назовите  игры,  с  которыми  Вы  сегодня  познакомились:  

-  игры,  стимулирующие  обоняние………………

-  игры,  стимулирующее  осязание………………

                        Рефлексия:

На  сегодняшнем  мастер-  классе  я  узнала,  что…………………………

-Для  меня  новым было (не  было)………………………………

-  В  своей  работе  я  буду  (не  буду)  использовать  представленные  методы  и  приемы……………………………

- Себе   за  участие  в  мастер -  классе  я  поставлю ………………………….

Спасибо  за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В П. ЧЕРНЯНКА «ВЕЛОСИПЕД – ТОЖЕ ТРАНСПОРТ»

ЦЕЛЬ: привлечь внимание общественности к проблеме езды на велосипедах в неположенных местах и детей, которые не достигли 14 лет....

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по посёлку Чернянка"

Сюжетно-ролевая игра в средней группе "Путешествие по посёлку Чернянка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме «Путешествие по поселку Чернянка».

Конспект огранизованной образовательной деятельности для работы с детьми среденей группы по нравственно-патриотическому воспитанию...

Консультация для родителей "Мой край родной - Чернянка"

Познакомить ребенка с родным поселком...

Их имена в истории Емельяновского района, Черняев Виктор Васильевич Герой Советского Союза

Их имена в истории Емельяновского района, Черняев Виктор Васильевич Герой Советского Союза...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида п. Чернянка Белгородской области» Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошколь

Аннотация.Образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие по зимнему лесу» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Все  задачи реализуются через и...