У самого синего моря
проект (подготовительная группа)

Музыкально-драматическая фантазия по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_samogo_sinego_morya.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                        У самого синего моря.                                      

Музыкально-драматическая фантазия по сказкам А.С.Пушкина.
Цель:

Развивать основы музыкально-эстетического сознания в процессе восприятия классической музыки. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к музыкальной деятельности, к произведениям А.С.Пушкина.

   Действующие лица

Лена                                                        Князь Гвидон

Ее мама                                                  Царица

Кот ученый                                             Царевна лебедь

Старик                                                      Белочка

Старуха                                                     Витязи

Золотая рыбка                                        Парни и девицы    

На авансцене журнальный столик,кресло, скамеечка.На столе горит настольная лампа. Занавес опущен. Выходит девочка с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную. С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.

  Лена. Мамочка! Ты все свои дела закончила?

  Мама. Да доченька. А тебе(смотрит на часы), между прочим, давно пора спать.

Лена. Ну,мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать…

Мама. Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка,напомни,какие сказки Пушкина мы читали.

Лена. О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и о работнике балде…(задумывается). А еще,еще…

Мама.Молодец! А сегодня я почитаютебе поэму Александра Сергеевича, которая называется «Руслан и Людмила», а начинается она вот отаким волшебно-сказочным вступлением : «У лукоморья дуб зеленый…»

Лена. А что такое лукоморье?

Мама. Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Александр Сергеевич очень любил море и посвятил ему чудесные стихи… Вот послушай:

                                 «Погасло дневное светило:

                       На море синее вечерний пал туман.

                       Шуми, шуми, послушное ветрило,

        Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Лена. А «Сказка о рыбаке и рыбке» тоже про море. Я помню как она   начинается:

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря…»

Лена. Мамочка, теперь читай дальше про лукоморье.

Мама. У лукоморья дуб зеленый

            (звучит музыка);

            Златая цепь на дубе том:

            И днем и ночью кот ученый

            Все ходит по цепи кругом;

            Идет направо- песнь заводит,

            Налево -сказку говорит.

            Там чудеса: там леший бродит,

            Русалка на ветвях сидит;

            Там на неведомых дорожках

            Следы невиданных зверей;

            Избушка там на курьих ножках

            Стоит без окон, без дверей;

            Там лес и дол видений полны…

Раздается телефонный звонок.

Мама. Леночка, посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.

Уходит. Лена перелистывает книгу. Звучит «Колыбельная». Лена засыпает. Появляется Кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой. Лена открывает глаза.

 Кот. Мур-р-р-р! Здравствуй Лена!

Лена. Здравствуй, а ты кто?

Кот. Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок. Лена, хочешь ли ты побывать у самого синего моря, и увидеть героев любимых сказок, которых придумал А.С.Пушкин?

 Лена. Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться.

Кот. Что ты! Мы мигом- туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.

  Открывается занавес. Звучит музыка. Рыбки, Крабы, медузы медленно и плавно двигаются в соответствии с музыкальн. Образом. Кот и Лена подходят  к дубу и садятся. У моря стоит Старик, чешет затылок, потом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно  направл. в сторону

Кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит Старуха.

Старик.(растерянно)

    Я сегодня поймал было рыбку.

    Золотую рыбку, не простую;

    По-нашему говорила рыбка,

    Домой в море синее просилась,

    Дорогою ценою откупалась;

    Не посмел я взять с нее выкуп;

    Так пустил ее в синее море.

Старуха.

    Дурачина ты, простофиля!

    Не умел ты взять выкупа с рыбки!

    Хоть бы взял ты с нее корыто,

    Наше-то совсем раскололось.

Кот.

    Вот пошел он к синему морю;

    Видит-море слегка разыгралось.

    (Море волнуется).

   Стал он кликать золотую рыбку,

   Приплыла к нему рыбка и спросила…

Рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Кот. Ей с поклоном… старик отвечает.

Старик.

   Смилуйся, государыня рыбка,

   Разбранила меня моя старуха,

   Не дает старику мне покою;

   Надобно ей новое корыто;                                          

   Наше-то совсем раскололось.

Рыбка.

  Не печалься, ступай себе с богом,

  Будет вам новое корыто.

Старик уходит. Рыбка уплывает.                                                    

Кот. Что скажешь Леночка? Узнала героев этой сказки?                          

Лена. Конечно, это же старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая рыбка.

Кот. Тише, тише, смотри:

    В синем небе звезды блещут,

    В синем море волны хлещут;

    Туча по небу идет,

    Бочка по морю плывет.

Звучит музыка Н.А.Римского-Корскакова. По моры «плывет» бочка, в ней-царица и князь Гвидон.

 Гвидон.

  Ты, волна моя, волна!

   Ты гульлива и вольна;

   Плещешь ты, куда захочешь,

   Ты морские камни точишь,

  Топишь берег ты земли,

  Подымаешь корабли –

  Не губи ты нашу душу:

  Выплесни ты нас на сушу!

Кот.

  И послушалась волна:

  Тут же на берег она

  Бочку вынесла легонько

  И отхлынула тихонько…

Из бочки выходят царица и Гвидон.  

Царица.

  Море синее кругом,

  Дуб зеленый над холмом.

Гвидон.

….Добрый ужин

 Был бы нам, однако, нужен.

Царица и Гвидон обращ. внимание на голову.

Царица.

     Кто же это?

Голова.                                                                                                                

   Это я. Вот здесь стою,

   Тихо с вами говорю.

Царица.

    Что с тобой?

     Что с твоею головой?

Голова.

     Был богатырем я с детства.

     Достались мне в наследство-

     Сила, удаль, гордость, честь…

     Всех достоинств мне не честь.

     Но волшебник Черномор

     На коварство очень скор.

     Силушку себе оставил

     А меня он обезглавил…

     Такова судьба моя.

     Вам готов помочь друзья!

     Вы меня приподнемите

     И лук здесь возьмите!    

 

Князь Гвидон берет лук и идет вдоль моря. Уходит за кулисы. Появляется лебедь, за ней гонится коршун. Звучит музыка. Борьба Лебедя и коршуна решена в плане танцевально-пластической импровизвции. Появляется Гвидон и стреляет из лука в коршуна.

Лебед..

  Ты, царевич, мой спаситель,

  Мой могучий избавитель,

  Не тужи, что за меня

  Есть не будешь ты три дня,

  Что стрела пропала в море:

  Это горе-все не горе.

  Отплачу тебе добром, сослужу тебе потом:

  Ты не лебедь ведь избавил,

  Девицу в живых избавил,

  Ты не коршуна убил,                                                                                    

  Чародея подстрелил

  Ввек тебя я не забуду:

  Ты найдешь меня повсюду.

   А теперь ты воротись,

   Не горюй и спать ложись.

Лена. Это самая прекрасная сказка на свете! Сказка о царе Салтане.

Кот. А что тебе больше всего в ней нравится?

Лена. Ну, конечно, чудеса всякие: витязи морские, белочка певунья с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь.

Кот.

…море вдруг

Всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя,

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

Из моря выходят витязи…

Исполняется танец под музыку Богатырская сила».

После танца Гвидон остается возле башенки.

Дядька.

  Лебедь нас к тебе послала.

  И наказом наказала

  Славный город твой хранить

  И дозором обходить.

1-й витязь.

  Мы отныне ежедневно

  Вместе будем непременно

  У высоких стен твоих

  Выходить из вод морских.

2-й витязь.                                                                                                

  Так увидимся мы вскоре,

  А теперь пора нам в море;

Звучит музыка из оперы «Сказка о царе Салтане» витязи уходят.

Кот.

  Что ж ? под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с приставочкой поет…

Под елку выскакивает белочка танцует танец под р.н.м. «Во саду ли, в огроде».

Кот. На Руси уж так идет,

         Что талантливый народ,

         Сам себе и жнец, и певец,

         И на дудочке игрец.

Оркестр исполнит р.н.м «Во саду ли, в огороде».

Лена. А где же царевна Лебедь.

Кот. Смотри, вот и она по волнам плывет.

Звучит ария царевны Лебедь. К берегу выходит Гвидон.

Лебедь.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон.

  Грусть-тоска меня съедает:

  Люди женятся; гляжу,

  Не женат лишь я хожу.

Лебедь.

  А кого же на примете

  Ты имеешь?

Гвидон.

 Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

 Днем свет божий затмевает,

 Ночью землю освещает-                                                                              

 Месяц под косой блестит,

 А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

 Выступает будто пава;

 Сладку речь-то говорит,

  Будто реченька журчит.

  Только, полно, правда ль это?

Лебедь.

 Да! Такая есть девица.

 Но жена не рукавица:

 С белой ручки не стряхнешь

  Да за пояс не заткнешь.

 Услужу тебе советом-

 Слушай: обо всем об этом

 Пораздумай ты путем,

 Не раскаяться б потом.

Гвидон.

О.Готов душою страстной

 За царевною прекрасной

 Я пешком идти отсель

 Хоть за тридевять земель.

Лебедь.

…Зачем далеко?

 Знай, близка судьба твоя,

 Ведь царевна эта – я.

На берег выходит царевна. Раздается колокольный звон. На сцене появляются царица,парни и девушки. Они исполняют хоровод.

Занаес опускается. Кот ведет Лену по авансцене, сажает в кресло. Уходит. С другой стороны появляется мама.

 Мама. Девочка моя, да ты совсем спишь. Давай, я отнесу тебя в кровать.

Лена. Мамочка,ты даже представить себе не можешь, где я была!

Мама. Очень интересно. Где же это?

Лена. У самого синего моря, под большим дубом, вместе с котом.

Мама. Каким еще котом?

Лена. Ну тем самым, который и днем и ночью все ходит по цепи кругом.

 Мама. Да? Пойдем спать, Леночка. Уже очень поздно. Ох уж эти фантазии!

                                                                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...

НОД по реализации ОО «Коммуникация» в старшей группе на тему: «У самого синего моря»

НОД по реализации ОО «Коммуникация» в старшей группе на тему: «У самого синего моря»Цель:         Учить координировать речь с движениями, согласовывая темп движений ...

проект " У самого синего моря" средняя группа ДОУ с использованием ЭОР

laquo;У самого синего  моря»Проектная  деятельностьЯ рисую море, голубые  дали.Вы такого моря , просто не видали!У меня такая краска голубая,Что волна любая , просто как жи...