Конспект итогового занятия по программе "Социокультурные истоки"на тему «Мудрые слова»
план-конспект занятия (старшая группа)

Нуруева Юлианна Николаевна

Программное содержание:

1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».

2. Формировать потребность в социальном соответствии.

3. Приобщать родителей и детей к традициям русского народа.

4. Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.

5. Активизировать в речи детей пословицы о народной мудрости.

6. Воспитывать умение действовать сообща.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mudrye_slova.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия на тему «Мудрые слова»

Программное содержание:

  1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».
  2. Формировать потребность в социальном соответствии.
  3. Приобщать родителей и детей к традициям русского народа.
  4. Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.
  5. Активизировать в речи детей пословицы о народной мудрости.
  6. Воспитывать умение действовать сообща.

Предшествующая работа:

  1. Чтение детям:
  • Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Белая уточка», «Петушок золотой гребешок и жерновцы», «Скорый гонец».
  • Стихотворения «Сова», «Сова», «На базаре мудрость продавали», «Мудрейшая птица на свете – сова», «Семья», «Отец сказал однажды мудрые слова».
  • Русские народные мудрости (пословицы, поговорки, притчи).
  1. Художественное творчество:
  • Рисование иллюстраций по сказке «Белая уточка»
  • Ручной труд «Никита Кожемяка».
  1. Проведение бесед:
  • «Что такое мудрость»
  • «Где мудрость живет»
  • «Мудрые слова»
  • «Кто мудрости учит»
  • «Почему бабушка и дедушка – мудрецы»
  • «Как сказка и пословица учат мудрости»
  • «Кого можно назвать мудрым».

Ход занятия:

Дети с воспитателем и родителями отправляются в гости к бабушке Агафье.

Входят в зал, где бабушка Агафья занята приготовлением посылки для своего внука.

Воспитатель, родители и дети здороваются с бабушкой.

  • Бабушка. Здравствуйте мои дорогие! Как добрались? Не устали ли? Не торопились? А то дурной торопится, а мудрый во время идет.
  • Воспитатель. Нет бабулюшка, мы не торопились. Во время вышли и во время пришли.
  • Бабушка. Да что я вас на ногах то томлю, в ногах правды нет. Сядем кружком да поговорим ладком.

Дети и родители садятся на стулья вокруг бабушки в два круга. Первый на маленькие стульчики дети, второй на большие дети.

  • Воспитатель. Бабушка ты так складно говоришь, твоя речь, как ручеек льется.
  • Бабушка. А русская речь, как ручеек льется, т.к народной мудростью полна. Вот, вы например, знаете, что такое народная мудрость? (ответы детей). Какие молодцы! А слова мудрые знаете? (ответы детей). Я сейчас проверю, как вы знаете мудрые слова. А мудрые слова и добрые одинаковы?(ответы детей). Конечно мудрые слова и добрые похожи. Добрым словом мудрым словом можно вылечить, а злым не мудрым погубить. Из поколения в поколение русский народ передавал свою мудрость от старших младшим. А как передавал?(ответы детей). Правильно в сказках, пословицах, поговорках, притчах. Заговорили вы меня совсем. Я хотела проверить, как вы слова мудрые знаете. Перед вами маленькие цветные шарики(липучие), а мы с вами каждый маленький шарик в мудрое, доброе слово превратим, и будем друг другу передавать, и соединять.

Дети говорят каждый по очереди по кругу слова и соединяют шарики между собой, таки образом получается большой шар. После детей родители делают тоже самое. Получился большой цветной шар.

  • Бабушка. Смотрите, какой шар у нас получился: большой, цветной, красивый. Так и мудрость народная слово к слову, от поколения к поколению, перешла в мудрую русскую речь. А теперь давайте наш шар сделаем еще больше. Возьмите еще по маленькому шарику. Теперь будем пословицы мудрые передавать. А как вы думаете, пословицы могут быть не мудрыми? (ответы детей). Правильно, не могут ведь в них и заключена народная мудрость, в мудрых словах из пословиц.

      Дети и родители таким же образом передают шар и говорят пословицы. Если дети затрудняются, им помогают родители.

  • Бабушка. Вот смотрите, какой большой шар получился. Шар мудрых слов. Шар мудрости. Заболталась я с вами и забыла. Внучок хотел ко мне приехать за посылочкой. Уж очень он варенье любит, я ему наварила летом много, он без варенья не может. Да вы его наверно знаете, он в городе живет, Карлсон его зовут.

      Звучит музыка вбегает Карлсон.

  • Карлсон. Бабуля я прилетел. Где варенье?
  • Бабушка. До чего ж ты быстрый. Всегда торопишься, а поспешишь, людей насмешишь. У нас гости, а ты не поздоровался.
  • Карлсон. Извините. Здравствуйте! Я Крлсон, Карлсончик! Я не знал, что у тебя столько замечательных гостей. Я бы задержался, а так я к Малышу на день рождения тороплюсь. Вы простите меня, я в следующий раз задержусь.
  • Бабушка. Тогда ступай, дал слово держи, не надо, чтобы тебя ждали, семеро одного не ждут.

Бабушка отдает корзину с вареньем, Карлсон пытается завести свой моторчик, но он не заводится.

  • Карлсон. Ай, ай, ай, что я буду делать?
  • Бабушка. Почему ты не взял запасной пропеллер? Вот еще раз пословица доказывает свою правоту, поспешишь – людей насмешишь. А мы сейчас с вами, про этот случай с моим внучком, придумаем свои пословицы. Хотите?

Только сначала надо ноженьки размять.

  • Карлсон. А давай я детям покажу свою любимую игру «Как у бабушки Агафьи»
  • Бабушка. А, что покажи детям свою любимую игру, дети тебе помогут.

Проводится игра «Как у бабушки Меланьи», только меняется имя бабушки Меланьи на Агафью.

После игры дети и родители делятся на четыре группы, и каждая придумывает пословицу про то, что Карлсон не проверил свой пропеллер и не взял запасной.

  • Бабушка. Что у вас получилось?
  • Ответ первой подгруппы. Семь раз проверь, есть ли запасной пропеллер, быстрее приедешь.
  • Ответ второй подгруппы. Готовь сани летом, а пропеллер перед дорогой.
  • Ответ третей подгруппы. Проверишь запасной пропеллер, дальше будешь.
  • Ответ четвертой подгруппы. Мудрый человек всегда запасной пропеллер в дорогу возьмет.
  • Бабушка. Какие мудрые дети и родители подстать. А ты внучок?
  • Карлсон. Вот ты бабуля говорила, что семеро одного не ждут, а скоро уже опаздывать буду.
  • Бабушка. Ой! И, правда! А делать, то что?
  • Воспитатель. Не переживайте! Наши дети не только мудрые слова могут говорить, но и умные дела делать. Ведь помощь другу в беде это мудрое дело? Поможем ребята сделать Карлсону пропеллер? Видишь, какие они молодцы.

       Дети с родителями своими подгруппами делают пропеллеры по своему замыслу.

  • Бабушка. Какие вы молодцы! Какие замечательные пропеллеры получились. Держи внучок! Теперь у тебя три запасных пропеллера есть. Теперь торопись. Варенье не забудь. Конечно, не велика потеря, да ко времени приготовлена.
  • Карлсон. Спасибо дети! Вы такие замечательные! В следующий раз вы меня мудростям своим обязательно научите……. До свидания! Я полетел!
  • Воспитатель. Конечно, научим. До свидания!
  • Бабушка. Вот такой внучок у меня. Он очень добрый и хороший. А мудростям житейским вы уж его научите. Вам в городе встретиться быстрее. А хорошо мы с вами посидели. Дел сколько сделали. А какие пословицы мудрые сочинили вроде немудреные дети, а мудрые пословицы придумали. Заболтала я вас. Вам наверное уж и возвращаться надо. С пустыми руками я вас не отпущу. Подарок у меня для вас есть. Книжку пословиц я завела, как новую пословицу услышу, так туда и записываю….. Да стара стала, забываю часто. Вот вам и подарю. Вы будете книгу мою писать. Вот она потом вам пригодиться, и меня добрым словом вспоминать будете.

Дети прощаются с бабушкой и уходят в группу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в средней группе на тему: «Мама - слово дорогое, в слове том тепло и свет»

Дать детям понятие, что женщина -мать - солнечный луч в доме каждого доброго человека, труженица, воспитательница, хранительница домашнего очага, живая любовь и нежность. Воспитывать любовь и нежное ч...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Коммуникация» Тема занятия: «Сюрприз от домовят».

Программное содержание:Выявить уровень знания детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Составлять предложения по схеме с заданным знакам в конце.Составление рассказа по карти...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»

Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Сказочное слово"

Конспект занятия "Сказочное слово" для детей подготовительной к школе группе по программе "Истоки"Социокультурная категория - ТРАДИЦИИ СЛОВА...

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово" старшая группа

Активное занятие по программе "Истоки" на тему "Мудрое слово"Социокультурная категория - МУДРОСТЬ...