«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».
статья

Москаленко Светлана Евгеньевна

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СИСТЕМЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ».

Актуальность проблемы. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в необходимости сформулировать основные пути, методы и средства воспитания привычек нравственного поведения у дошкольников.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона –  это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Необходимость научного рассмотрения проблемы нравственного воспитания старшего дошкольника определяется и рядом противоречий:

        между пониманием важности старшего дошкольного возраста, как сензитивного периода нравственного становления детей и недостаточностью психолого-педагогических исследований, раскрывающих специфику нравственного развития современного старшего дошкольника;

        между доминирующим значением нравственного воспитания для становления личности ребенка и преобладанием в дошкольном образовании интеллектуально-информационных программ и технологий и потребностью в разработке форм нравственного воспитания.

Вышеназванные противоречия можно интегрировать в основное противоречие: между требованиями к нравственной воспитанности старшего дошкольника и недостаточным уровнем теоретического осмысления и практической реализацией реального процесса нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Обозначенные противоречия позволяют выделить  проблему: при каких педагогических условиях будет происходить формирование всесторонне развитой личности ребенка более успешно?

Исходя из важности и актуальности проблемы, мы избрали тему исследования: «Нравственное воспитание старших дошкольников в системе всестороннего развития личности».

Исходя из вышеизложенного, а также анализа научной литературы, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, обозначены задачи работы.

Целью нашей работы является рассмотрение нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Объектом нашего исследования являются дети старшего дошкольного возраста, предметом –  нравственное воспитание старших дошкольников.

Гипотеза исследования: формирование всесторонне развитой личности ребенка будет осуществляться более успешно при следующих педагогических условиях:

1) формирование у дошкольников нравственных качеств в игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста;

 2) педагогической оценки динамики достижений каждого ребёнка на основе сравнения показателей его нравственного развития.

Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач.

Вывод по второй части

Проведенная экспериментальная проверка подтвердила выдвинутую нами гипотезу: формирование всесторонне развитой личности ребенка будет осуществляться более успешно при следующих педагогических условиях.

1.        Формирование у дошкольников нравственных качеств в игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

2.        Педагогической оценки динамики достижений каждого ребёнка на основе сравнения показателей его нравственного развития.

Анализ результатов педагогического эксперимента позволил нам  оценить воздействие выбранной нами коррекционной программы  по нравственному воспитанию с детьми старшего  дошкольного возраста. Установив на первом этапе исходный уровень развития сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста, который оказался на низком уровне, нами была определена актуальность проблемы исследования.

Изучив, обобщив и систематизировав информацию по проблеме, мы подобрали коррекционную программу по нравственному воспитанию, в ходе которой решалась актуальная задача: воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. При этом сделали вывод, что основная роль в нравственном воспитании принадлежит семье. Поэтому был составлены блоки консультаций для родителей по формированию нравственных качеств, проведены мероприятия совместно с родителями (Приложение № 8), так как  для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Нравственное развитие личности  ребенка определяется следующими образующими: знаниями норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. Первостепенное развитие ребенка как социального существа имеет значение нормативов поведения. На протяжении дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, во-первых, что ребенок начинает постепенно понимать и осмысливать их значения, во-вторых, что у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, это у него вызывает ощущение дискомфорта. Усвоение норм, в-третьих, предполагает, что ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам. Рассудочное и эмоциональное отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребенка через общение со взрослым. Взрослый помогает ему осмыслить рациональность и необходимость определенного поступка, взрослый санкционирует своим отношением к поступку ребенка определенный тип поведения. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребенка развивается притязание на признание.
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт. Особенное значение для накопления, которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать, основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, которое носит исторический характер и основывается на таких важных компонентах, как нравственное сознание, нравственное поведение и  нравственные чувства, входящих в механизм нравственного качества, влияющий на нравственное становление личности.

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрев теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что проблема воспитания нравственного поведения у детей не нова и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет в настоящее время свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и привычки нравственного поведения.  Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я.Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духо...

реферат "Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования,...

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"

Презентация к мастер классу "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"...

Мастер-класс "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"

Данный мастер-класс знакомит педагогов с приёмами и методами нравственно - патриотического  воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сад...

Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...