Мастер-класс "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"
материал

Чекмарева Татьяна Петровна

Данный мастер-класс знакомит педагогов с приёмами и методами нравственно - патриотического  воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekmaryova_master-klassdokument_microsoft_office_word_2.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

« Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности»

Цель: познакомить педагогов с приёмами и методами нравственно - патриотического  воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада.

Задачи:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности  педагогов,  их творческой активности;

2. Развитие у участников интереса к демонстрируемым приёмам  и методам воспитания патриотизма у  дошкольников посредством ознакомления с родным краем.

3. Мотивирование педагогов  на использование представленного опыта   в  своей  педагогической практике.

 ПЛАН

1.Актуальность темы.

2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации воспитания  патриотизма  у дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

3.Игровой тренинг.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию мастер класс на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"

Воспитание патриотизма – одна из сложнейших проблем, стоящих перед современным  российским обществом. Она должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. СЛАЙД 2 Национальная доктрина образования Российской Федерации определила, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». 

          Нет никакого сомнения в том, что надо начинать  развивать  патриотические чувства  у ребёнка как можно раньше. СЛАЙД 3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на формирование у дошкольников  «первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».

         Дошкольный возраст как период становления личности имеет большие потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

         Таким образом, патриотическое воспитание детей является актуальной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Мы, педагоги, должны понимать, что воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от нас  большого личного участия и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, начиная с самого младшего возраста в разных видах деятельности и по разным направлениям.  СЛАЙД 4

Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним с вами некоторые  высказывания и нравственно-патриотические понятия.

Задание 1 «Мудрые мысли» На столе лежат карточки - (пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания великих людей, определения из словарей), разделённые пополам. Нужно их собрать и зачитать. (Педагоги собирают карточки. Звучит песня  М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)

1. «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины»

                                                       С.И.Ожегов. Словарь русского языка

2. «Патриотизм – это любовь к Отчизне»

                  В.И.Даль. Толковый словарь русского языка

3. «Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом»

                                                       С.И.Ожегов. Словарь русского языка

4. «Жить - Родине служить»

5. «Нет места роднее дома» (Цицерон)

6. «Дома и стены помогают»

7. «Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости» (Эмиль Золя).

8. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон)

9. «Уважай отца и мать - будет в жизни благодать».

 10. «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре»( Д.С. Лихачёв)

СЛАЙД 5

      Уважаемые коллеги! Из всего услышанного следует, что патриот – это высоконравственный человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и свершающий подвиги во имя интересов своей Родины.           

       Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение страной, красотой и богатством родного края возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Поэтому базой патриотического гражданского воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького гражданина. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству, родному краю.

         Воспитание патриотизма у дошкольника надо начинать с малого: с воспитания чувства привязанности и любви к своим родителям, к родному дому, детскому саду, к родному селу. «Научить» дошкольника быть преданным и  ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле.

          Народная мудрость гласит «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды». И нам педагогам надо очень постараться, чтобы уберечь наш общий дом  - Россию - от беды.  В наш информационный век, когда на ребёнка чуть не со дня рождения обрушивается шквал  различной информации, возрастает влияние общения в социальных сетях, далеко не всегда положительного, когда мир буквально лихорадит от социальных потрясений это очень не просто сделать.

            Всем известно, то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Задание 2. «Наполним душу ребёнка»

Давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными капельками, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою Родину. Надо опускать капельки    в вазу, и называть те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка. (Педагог кладёт первую капельку  и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают капельки в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю и т.д.))

 - Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.

Уважаемые коллеги! Чтобы достичь желаемого результата в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника можно использовать различные методы.

 СЛАЙД 6   

  С целью воспитания гражданина и патриота своей страны, формирования нравственных ценностей, представлений об окружающем мире, умения устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, мною разработана рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по родному краю», которая  была утверждена региональным  учебно-методическим объединением по общему  образованию Республики Мордовия.

              Сегодня мне хочется познакомить вас с некоторыми  методами и приёмами,  которые можно применить для знакомства детей с родным краем..

Задание 3 Игра-шифровка «Разноцветный алфавит»   СЛАЙД 7,8  ( Алфавит на слайде и зашифрованное слово на столах) Я предлагаю вам, используя разноцветный алфавит расшифровать название реки, на берегах которой  расположено наше село.         Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название села, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений. 

Задание 4 Игра-сравнение  «Найди на карте»  СЛАЙД 9  Затем 10 и 11 Для усвоения детьми понятий «Россия – наша большая Родина»,  «Республика Мордовия – регион или часть России», «Ельники  или  Ельниковский край – наша малая  родина» можно использовать работу с картами. Такие задания детям обычно  нравятся и они с ними легко справляются. Выполните задание на слайде.

           Для того чтобы быть патриотом своей Родины надо её хорошо знать.  Уже младших дошкольников мы начинаем знакомить с Государственными символами страны и республики. У  старших дошкольников эти знания углубляются.

Задание 5 «Знаете ли вы? »  СЛАЙД 12, 13  Выполните задание на слайде. Детям бывает проще выполнить его после того, как они самостоятельно раскрасят герб, глядя на картинку - оригинал.

Для воспитания чувства  гордости за свою малую Родину необходимо чаще обращать внимание детей на положительные изменения, происходящие в селе. Можно это сделать ненавязчиво в ходе игры.

Задание 6. Игра « Хорошо – Плохо».   Ельники - наша малая Родина –  за последние годы  значительно выросли. Появились  новые улицы. Построено  много домов. Для чего нужны дома? (да, дом – это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега.)

 - А в нашем селе дома какие? (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные, панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые.)

 - Но большинство  домов в нашем селе кирпичные. Скажите, а если строить дома из дерева это хорошо или плохо? (Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.)

 - А я говорю, что строить дома из дерева это плохо. Почему? (Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.)

 - В нашем селе есть многоэтажные дома?(Да) Строить такие дома хорошо. Почему?(Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.)

 - А я говорю, что такие дома строить плохо. Почему? (Много соседей, и поэтому шумно, небезопасно, может кто-то оставить включенным утюг или воду и уйти гулять)

СЛАЙД 14 Предложенная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ. Дети, играя в ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном селе, но и видят мир во всём его многообразии и многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им в школе, и во взрослой жизни.

Задание 7 Игровой приём «Эмпатии».  СЛАЙДЫ 15,16,!7 Использование приёма ЭМПАТИИ, при котором ребёнок, воспринимая предмет, проецирует на него своё эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, даёт возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит их беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах.

 - ВЫ сорванная  ромашка, что вы чувствуете?-

 - ВЫ порванная книга, о чём вы мечтаете?-…….

 - Вы чистый тротуар, о чём вы думаете?-….

 - Вы красивый цветок, что вы чувствуете?-….

Принимая на себя роль того или иного предмета, ребёнок учится постигать добро и зло, сопереживать. Этот приём является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребёнка, а также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано человеком и природой.

Задание 8. «Проблемные задания»  СЛАЙД 18 Задачи приобщения детей к жизни села, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребёнка. Добиться этого можно путём  создания проблемных ситуаций.

- Чтобы было, если бы на домах не было номеров?-…….

- Чтобы было, если бы улицы села не убирались?-……

Я надеюсь, что показанные  приёмы помогут вам в  работе по ознакомлению детей с родным краем.  

СПАСИБО ВАМ  ЗА ОБЩЕНИЕ! СЛАЙД 19



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духо...

реферат "Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Актуальность данного исследования определяется тем, что условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования,...

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"

Презентация к мастер классу "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в системе всестороннего развития личности"...

Мастер класс для родителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Цель:- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.Задачи:-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осу...

Консультация: Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.

Единственную задачу воспитания можно целиком выразить в одном  только слове: нравственность.Иоган Гербарт.Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущ...